Анализ дебиторской задолженности: зачем и как

1959
Грамотный анализ дебиторской задолженности позволяет вовремя принимать меры для обеспечения ликвидности. В статье речь идет о целях, методах и этапах этого анализа, а также об управлении задолженностью.

Цель анализа дебиторской задолженности и факторы, влияющие на нее

Дебиторская задолженность определяется как сумма долгов, причитающихся компании, от юридических или от физических лиц. Чаще всего долги образуются от продаж товаров или оказания услуг в кредит, однако, возможно их появление также вследствие излишне уплаченных налогов или сборов. Любой компании крайне важно анализировать собственную «дебиторку», причем в динамике, так как она является частью оборотного капитала организации. Для успешного наращивания оборотных активов и обеспечения финансовой стабильности компании необходимо грамотно управлять дебиторской задолженностью, в частности, следить за тем, чтобы она превышала кредиторскую, и оптимизировать сроки ее взыскания ).

Впрочем, нередко имущественные требования организации к должникам интересуют и другие фирмы, например, инвестиционные компании и банки, либо же необходимость их изучения возникает в случае слияния или поглощения. Весьма полезным может оказаться и знакомство с дебиторской задолженностью, возникшей у контрагентов.

Уровень дебиторской задолженности определяется целым рядом факторов. К ним можно отнести макроэкономические факторы, такие как состояние экономики в стране в целом, уровень инфляции, курс рубля и т. д. Помимо этого на «дебиторку» влияют:

  • виды продукции (в том числе ее сезонность)
  • емкость рынка и степень его насыщенности данными видами продукции

Кроме этих внешних факторов существуют и внутренние, то есть, по сути, влияние профессионализма менеджмента компании. Безусловно, воздействовать на внешние факторы невозможно или крайне трудно, тем не менее, опытные руководители учитывают не только текущее состояние экономики страны (а иногда и мировой экономики) и рынка, но и прогнозы и тенденции, как краткосрочные, так и среднесрочные.

Таким образом, при анализе задолженности всегда необходимо искать ответ не только на вопрос «сколько», но и на вопрос «почему?». Далеко не всегда рост долгов дебиторов и/или его доли в оборотных активах вызван недальновидной «щедростью» организации, он может быть также связан, например, с непредвиденной неплатежеспособностью одного или нескольких крупных клиентов или же с положительным фактором - ростом продаж (подробнее о методах управления дебиторской задолженностью >>).

Полезные документы

Эффективное управление дебиторской задолженностьюПоложение о работе с дебиторской задолженностью

Эффективное управление дебиторской задолженностьюРегламент списания дебиторской задолженности

Виды дебиторской задолженности

Дебиторскую задолженность принято подразделять на нормальную и просроченную. Задолженность за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги, срок оплаты которых еще не наступил, – это нормальная дебиторская задолженность. Ее наличие означает, что стороны договорились о порядке расчетов, при котором контрагент получает товар или услугу, а расплачивается за нее позже (в оговоренный срок). В условиях экономической нестабильности в стране и при росте инфляции компании, однако, меньше склонны предоставлять отсрочку платежей и все чаще переходят на расчеты по предоплате (особенно если они не уверены в финансовой надежности и обязательности клиента).

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в оговоренный сторонами срок, называют просроченной дебиторской задолженностью.

Просроченная  задолженность, в свою очередь, бывает:

  • сомнительной
  • безнадежной.

Согласно статье 266 Налогового кодекса РФ «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».

В свою очередь, безнадежными долгами, то есть долгами, которые невозможно взыскать, считаются те долги, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения согласно акту государственного органа или в связи с ликвидацией организации (также НК РФ). Безнадежные долги обычно списываются (исковой срок по ним, как гласит статья 196 ГК РФ, равен трем годам). Надо учитывать, что этот срок начинается с дня, следующего за датой окончания срока исполнения обязательств (если таковой указан в договоре). То есть если компания должна была оплатить приобретенные товары до 31 августа 2016 года, то исковой срок начинается с 1 сентября этого же года и заканчивается 31 августа 2019 года. Если стороны договорились об оплате по частям, то срок исковой давности исчисляется в отношении каждой части отдельно. Если же стороны в договоре дату платежа не установили, то срок исковой давности исчисляют с момента предъявления недобросовестному контрагенту требования об исполнении обязательств.

Кроме того, задолженность бывает долгосрочной (обычно более 12 месяцев) и краткосрочной. Наличие больших объемов долгосрочных долгов должно привлечь самое пристальное внимание менеджмента, ибо, чем больше срок задолженности, тем менее вероятно, что дебитор по ней расплатится.

Методы и этапы финансового анализа дебиторской задолженности

Как уже было сказано выше, при анализе необходимо учитывать качество дебиторской задолженности, сроки ее погашения, а также динамику. Для изучения объемов дебиторской задолженности и тенденций их изменения финансовым руководителям приходится изучать как бухгалтерскую отчетность в целом, так и отдельные расчетные документы. Сначала обычно определяют весь объем долгов в целом на отчетный период. Затем осуществляется детализированное изучение. Для этого может использоваться как метод сплошного анализа, так и метод выборочного анализа, если количество расчетных документов очень велико и мелких должников довольно много. При этом дебиторов бывает удобно разделять по группам: крупные должники, средние и мелкие.

В целом же для анализа дебиторской задолженности используются те же методы. что и для изучения долгов кредиторов:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • анализ трендов;
  • сравнительный анализ; и другие

Горизонтальный (или временной) анализ подразумевает сравнение показателей долгов с параметрами предыдущих периодов. При этом необходимо сравнивать в динамике как общие объемы задолженности, так и объемы разных видов задолженности, а также долги отдельных клиентов (групп клиентов).

Вертикальный анализ при изучении балансов позволяет установить соотношение между отдельными статьями баланса и общего показателя. Аналогично необходимо учитывать сомнительные к возврату и просроченные долги в общей массе неплатежей при анализе расчетных документов (данных в автоматизированной системе контроля).

Эти два вида анализа  дебиторской задолженности обычно дополняют друг друга. Кроме того, на их основе можно изучать тренды и делать прогнозы на будущее с учетом плановых показателей.

Сравнительный анализ позволяет сопоставить объемы дебиторской задолженности и ее разных видов для различных подразделений компании.

Важными показателем является так называемая оборачиваемость дебиторской задолженности. Она показывает, сколько раз в течение года долги превращалась в денежные средства. Для ее расчета необходимо выручку от реализации товаров (услуг) разделить на среднюю величину дебиторской задолженности. Налог на добавленную стоимость и акцизы при расчете не учитываются.

 Соответственно, чем выше данный коэффициент, тем лучше: его рост означает, что либо компания уменьшила долю поставок в кредит, либо ей удается лучше обеспечивать своевременную оплату ее товаров (услуг) (либо и то и другое).

Оборачиваемость дебиторской задолженности стоит сравнивать с оборачиваемостью кредиторской задолженности: первый коэффициент должен быть выше второго.

Еще один важный показатель – период погашения дебиторской задолженности. Для его расчета число дней в период (обычно считают, что в году 365 дней, но иногда для удобства исходят из 360) необходимо разделить на оборачиваемость. Период погашения также необходимо изучать в динамике.

И, наконец, важным этапом является сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности, что позволяет установить причины образования последней. 

Управление дебиторской задолженностью

Анализ долгов дебиторов своей компании является эффективным только в том случае, если он позволяет сдерживать ее рост или даже уменьшать его, чтобы компания не испытывала дефицит денежных средств и не была вынуждена брать дополнительные кредиты. Крупные предприятия нередко вводят систему контроля за дебиторской задолженностью, позволяющую в автоматизированном режиме оперативно отслеживать наиболее «злостных» должников и принимать соответствующие меры.

Одним из важных этапов управления дебиторской задолженностью является ее планирование при формировании бюджета, то есть установление определенного лимита исходя из статистики работы предприятия за предшествующие годы. В течение года предельно допустимый объем долгов может пересматриваться, даже неоднократно.

Для автоматизированного контроля за просрочками необходимо разработать принципы деления клиентов на категории (иными словами, стандарты их оценивания), например, одним из наиболее важных параметров является их надежность.

Регулярно пересматривать имеет смысл также кредитные лимиты клиентов. Иногда приходится резко «урезать» объемы отпуска в кредит или переводить на режим предоплаты даже «старых добрых» покупателей, особенно часто это происходит в нестабильных экономических условиях. Эффективной мерой по предотвращению роста долгов может стать и предоставление скидок при досрочной оплате.

Тем не менее, помимо установления конкретных должников, объемов их долгов и сроков неплатежей, как уже было сказано выше, весьма желательно анализировать причины непоступления оплаты. Среди них могут быть как причины экономического характера (финансовые проблемы у клиента, либо же его желание использовать средства не для оплаты, а для нужд своей компании), так и обыкновенная халатность либо плохо организованная работа соответствующих подразделений, иногда невозможность своевременной оплаты может быть вызвана форс-мажорными обстоятельствами.

Для борьбы с ростом долгов дебиторов необходимы скоординированные усилия как финансового руководства компании-поставщика, так и менеджеров, работающих непосредственно с клиентами. Поэтому нужно выстроить оптимальную систему мотивации персонала. Если бонусная часть заработной платы сотрудников зависит только от объемов продаж и не учитывает поступление платежей за отгруженные товары/оказанные услуги, то нередко менеджеры отдают продукцию (оказывают услуги) в долг, даже зная о наличии просрочек у клиентов. Это препятствует как своевременному получению оплаты, так и инкассации дебиторской задолженности.

Кроме того, с учетом анализа дебиторской задолженности необходимо разработать четкую систему воздействия на неплательщиков (это могут быть как правовые, так и экономические методы) для обеспечения своевременного взыскания дебиторской задолженности.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль