Дочерняя компания – преимущества и недостатки

2828
Главная цель создания дочерних компаний – диверсификация бизнеса, перераспределение внутренних ресурсов и снижение рисков для головной организации. Но у них есть и свои минусы. Например, проблемы с трансфертным образованием, рост управленческих расходов, да персонал дочерней фирмы сложнее контролировать.

В нулевых годах двадцать первого века, который историки уже окрестили «тучными», быстрорастущие бизнесы массово открывали дочерние компании и представительства, чтобы укрепить свои позиции на рынке, наполненном деньгами от продажи нефти и газа. В современных экономических условиях дилемма «открывать дочку или нет» тоже стоит довольно остро – кризис чистит ряды ООО и АО с завидным упорством и методичностью уже более 2 лет, поэтому рынок потихоньку освобождается для тех, кто сумел вовремя приспособиться и перестроиться. Поэтому у таких организаций рано или поздно встает вопрос – что лучше открывать: филиал или отдельное юридическое лицо для улучшения своего положения на рынке и дальнейшей экспансии. Вопрос на самом деле довольно простой - «дочка» выгоднее, если планируется диверсификация бизнеса и надо снизить риски. И сейчас мы это докажем.

Что такое дочерняя компания и чем она отличается от филиала

Дочерняя компания – преимущества и недостаткиДочерняя компания – это организация, контрольный пакет акций которой принадлежит другой, материнской, организации. Взаимосвязь между ними определяется размером доли акций, которые принадлежат материнской, и возможными соглашениями о сотрудничестве, передаче лицензий, патентов и т.д. Главная цель создания – возможность провести внутреннюю диверсификацию бизнеса, выделить наиболее перспективные направления фирмы в отдельные юридические лица и тем самым и распараллелить задачи, которые не являются типовыми для основной фирмы.

Главное отличие ее от филиала (или представительства) в том, что она является полностью самостоятельным юридическим лицом с точки зрения законодательства. «Дочка» создается как любое другое юридическое лицо (например, ООО). У нее есть свой уставный капитал, устав, генеральный директор и т.д. Она может вести любую деятельность, которая указана в его уставе, оно действует только от своего имени, а филиал и представительство работает уже от имени главного предприятия.

При создании нескольких дочерних предприятий образуется холдинг, а каждая из таких организаций будет самостоятельным юридическим лицом, которое в праве вести самостоятельно свою деятельность. Для контроля главная фирма может либо иметь контрольный пакет акций, либо заключить договор с ней, либо прописать в ее устав необходимость согласовывать с головным офисом стратегию развития. Так как дочернее общество является самостоятельным юридическим лицом, оно не отвечает по долгам «основного» предприятия, что является неоспоримым плюсом по сравнению с филиалом. Но, как и в любом другом правиле, тут есть тоже ряд исключений:

  • если дочерняя организация после выполнения указаний и решений основной компании нарушит закон, то обе организации будут нести солидарную ответственность;
  • если банкротство «дочки» произошло по вине основной организации, то материнская компания будет нести субсидиарную ответственность.

В остальных же случаях, дочернее предприятие – отдельное юридическое лицо, которое несет ответственность по своим обязательствам и долгам самостоятельно, не накладывая никаких рисков при этом на головную организацию.

Полезный документ

Дочерняя компания – преимущества и недостаткиСкачать положение о бизнес планировании в дочерних предприятиях группы компаний

Преимущества создания «дочек»

Дочерняя компания – преимущества и недостаткиГлавная цель создания дочерних предприятий – это диверсификация бизнеса, перераспределение внутренних ресурсов организации и снижение рисков для головной организации. Ее оздание повышает эффективность работы «главной» компании, т.к. она не будет заниматься непрофильным для нее бизнесом, но может использоваться свои связи и ресурсы для получения большего количества денег дочерней, а, следовательно, всей группы в целом. Мы выделили основные преимущества открытия «дочки»:

  1. Открытие за рубежом позволит существенно экономить на внешнеэкономической деятельности и обходить правила некоторых предприятий, которые действуют на российском рынке только через свои официальные представительства, и закупать у них в Европе через европейскую дочернюю фирму товары и везти их сюда через границу самостоятельно, существенно экономя на логистике.
  2. Возможность в разы повысить финансовую устойчивость головной организации за счет того, что все потенциально опасные сделки можно будет проводить через «дочку».
  3. Можно будет принимать участие в тендерах от двух фирм сразу. Зачастую на тендере не набирается 2 и более участника и тендер признается несостоявшимся, даже если вы хотели провести его максимально честно. Открытие позволит вам подавать документы от двух юридических лиц.
  4. В дочернюю компанию можно будет передать нетиповые для вашего направления бизнес-задачи, которые позволят зарабатывать больше денег. Например, вы занимаетесь ВЭД, но хотите использовать свой опыт и связи в ИТ, создавая для рынка программное обеспечение, связанное с ВЭД. Это можно сделать, выделив новое подразделение внутри вашей фирмы, или можно открыть дочернюю организацию и передать в нее функции по созданию софта.
  5. Можно будет вести отдельный учет затрат, связанных с реализуемым новым инвестиционным проектом.
  6. Можно будет создать более эффективную систему мотивации менеджеров, основанную на разделении прибыли, которую предприятие получит после реализации нового проекта.

Также открытие такого предприятия позволит эффективнее:

  • перераспределять издержки и доходы между дочерними и головной офисами;
  • переводить доходы через организации, зарегистрированные в льготных регионах;
  • координировать инвестиции и консолидировать финансовый потенциал холдинга, координировать фондовые операции.

Минусы

Дочерняя компания – преимущества и недостаткиНедостатки у создания дочерней фирмы тоже есть, безусловно. Пожалуй, основным минусом является «полусвобода». Формально независимое, дочернее предприятие должно выполнять указания от «главной» компании, начиная от выбора формы налогообложения, и заканчивая маркетинговой и производственной стратегией. С другой стороны – это открывает огромные возможности для разных менеджеров, которые могут использовать ее формальную свободу для достижения собственных личных финансовых интересов. Ниже мы перечислили остальные, не менее важные недостатки:

  1. Работа в убыток «дочки» в интересах главной компании или других «дочек» холдинга (например, проводят работы по внедрению ИТ-систем, разработанных «дочкой» в головной компании, но по цене существенно ниже рынка).
  2. Иерархическая структура управления, которая может выразиться в серьезном уровне бюрократизации, когда каждый шаг надо будет согласовывать с головным офисом, что выразится в плохом качестве бизнес-процессов, а, следовательно, меньшей возможности оперативно реагировать на изменения рынка и позже принимать необходимые решения, что в свою очередь выльется в упущенную финансовую выгоду или прямые убытки.
  3. Увеличение управленческих расходов, связанных с оплатой услуг руководящего персонала, ведением бухучета и составлением отчетности: придется нанимать нового генерального директора, бухгалтера, финансового директора и т.д., что существенно увеличит фонд оплаты труда.
  4. Даже несмотря на жесткие правила работы и иерархию подчинения, будет намного сложнее контролировать дочернюю фирму, чем новое подразделение внутри своей фирмы и гораздо сложнее будет наладить информационный обмен информацией между дочерней и головной организациями. Причина банальная – большая самостоятельность менеджеров и управленцев.
  5. Появление проблем, связанных с трансфертным ценообразованием. Трансфертное ценообразование часто не позволяет понять, насколько эффективно управление новыми инвестиционными проектами, которыми занимается дочерняя организация. Также трансфертное ценообразование можно использовать с целью искажения финансовых показателей для оптимизации налогообложения или по иным личным интересам топ-менеджмента.

Дочернее предприятие поможет на определенном этапе развития бизнеса вывести его на новый уровень, получить налоговые преференции, захватить новые рынке, экономить на логистике, кредитах, персонале. И самое главное – провести эффективную диверсификацию бизнеса без потери качества бизнес-процессов. Как и любой другой инструмент, эффективность «дочки» напрямую зависит от того, как ей пользоваться. Хрестоматийный пример про забивание микроскопом гвоздей работает и здесь. Открывать дочернюю организацию следует только тогда, когда фирма в этом действительно нуждается, а не когда требуется другое юридическое лицо «для участия в тендерах» (хотя это тоже часто встречается). Чтобы избежать ненужных потерь следует внимательно проработать вопрос создания надежной перекрестной системы внутреннего контроля группы компаний, которая позволяет быстро и гибко реагировать на внутренние и внешние изменения и принимать необходимые управленческие решения и воплощать их в жизнь.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль