Правила эффективного снижения затрат на предприятии, или К чему приводит экономия

2011
Васильева Татьяна
вице-президент по финансам «Лига Ставок»
В советские времена появился лозунг «экономика должна быть экономной», страна начала проводить компанию тотальной экономии по мелочам. К чему мы потом пришли, объяснять не надо. Но вот какие последствия может иметь снижение расходов на предприятии иногда невозможно представить даже человеку с воображением.

В кризисные периоды предприятия особенно активно стараются экономить расходы. В это время мысли о том, что надо больше зарабатывать, уходят на задний план. Управленцев, которые сумели отыскать пять копеек,  просто носят на руках. В почете руководители, которые умеют сэкономить на пачке бумаги.  В этой ситуации особенно важно встать на путь оптимизации расходов и начать считать доходы.  Правильный расчет и учет ваших доходов (текущих и на перспективу) это основа для управления расходами. Вот несколько правил, которые помогут вам в деле эффективного снижения затрат на предприятии.  

Первое правило снижения расходов на предприятии: расходы – это нормально

В процессе своей деятельности организация осуществляет расходы.  С одной стороны, расходы  – это платежи денежных средств или другими активами, связанные с деятельностью предприятия и уменьшающие доходы или собственный капитал.

Но, с другой стороны, расходы организации – это источники получения будущих выгод.  Именно благодаря правильно сделанным расходам сегодня завтра мы получим ожидаемый доход.  Не относитесь к расходам как к вынужденным убыткам и, соответственно, с желанием минимизировать их любым способом. 

Каждый расход необходимо рассматривать как  инвестицию, которая в будущем должна окупиться. 

Для более эффективного снижения затрат на предприятии проводите анализ затрат в разрезе классификации расходов по экономическому содержанию. Напомню, что расходы делятся на: 

  • расходы, связанные с извлечением прибыли (например, затраты, связанные с формированием себестоимости продукции (работ, услуг)):
  • расходы  не связанные с извлечением прибыли (благотворительность, спонсорство):
  • принудительные расходы (налоги). 

Правило второе: сэкономим сегодня, завтра потратим еще больше

Обычно компании анализируют или прогнозируют окупаемость инвестиционных расходов в долгосрочном периоде, операционных расходов – применительно к тому периоду, в котором они были произведены, в зависимости от финансового результата этого периода.  Вот и получается – потратили денежные средства и забыли. А как же оптимизация расходов?

Но вот что интересно. Эффективность большинства косвенных операционных расходов  можно определить только по прошествии более длительного периода времени, чем период в который их списали. Замечу,  речь идет не о прямых затратах, включаемых в себестоимость готовой продукции или товаров (подробнее о группировке затрат, которая позволит точнее относить их на себестоимость >>).

Классический пример, текущий ремонт автотранспортных средств или оборудования. Анализируя замены деталей и срок их службы, можно увидеть, насколько затратнее компании обходится постоянная замена дешевых некачественных деталей, чем приобретение их дорогих качественных аналогов. Хотя счета на дешевые ремонты руководители подписывают  намного более охотно.

Второй классический пример – приглашение на работу не профессиональных, но дешевых сотрудников. Тут видимость экономии расходов настолько сильна, что очень немногим удается удержаться от таких решений. Сколько потом будет потеряно времени, сил и средств на исправление ошибок этих специалистов, какова будет величина упущенной выгоды, никто не считает. Но на эти грабли наступают снова и снова. Чаще всего ситуация характерна для  региональных компаний имеющих много обособленных подразделений. Приглашение неопытных дешевых менеджеров в регионах не только не продвигает бизнес и не позволяет увеличивать долю рынка, но чаще всего приводит к закрытию обособленных подразделений.  А ведь на каждое такое подразделение было затрачено множество средств! Наоборот, направление в регионы дорогих менеджеров из Москвы или тщательный подбор на местах с предложением зарплаты выше рынка в этом регионе позволяет поставить нужных людей на управление такими филиалами, которые смогут оперативно и грамотно решать  все возникающие проблемы и развивать бизнес. 

Принимая решение об оптимизации расходов сегодня,  оцените, не придется ли завтра потратить еще больше.

Правило третье: смиритесь с невозвратными расходами

Все мы сталкиваемся с невозвратными расходами. Они похожи на чемодан без ручки – и бросить жалко, и нести тяжело. Можно даже потратиться еще на тележку, чтобы его везти. Можно новым материалом обтянуть, вдруг полегчает. Ну и так далее… Знакомо? Очень похоже на наши с вами неудавшиеся проекты – сколько денег вложено, на строительство нового помещения, на оборудование, на новые технологии, а  доход от проекта не покрывает даже текущих ежемесячных затрат. И теперь вкладываем и вкладываем в него прибыль от других проектов, все пытаемся свести концы с концами, а ведь давно у генерального директора лежат расчеты финансистов с приговором «не окупаем».

Или другой пример: программные продукты. Практически в каждой компании есть программные продукты, в которые вложено много средств, но которые не подходят под сегодняшний бизнес. И мы переписываем и дописываем программу, все подставляем и подставляем костыли, но при исправлении одного задевается другое, и отчеты начинают рушиться, и клиентов мы теряем, и решения мы принимаем в лучшем случае не оперативные, а в худшем,  ошибочные, основываясь на неверной информации.

Надо остановиться. Надо перестать смотреть назад. Смотрите вперед. Не цепляйтесь за старое. Смиритесь с тем, что это невозвратные расходы – расходы, которые никогда не окупятся.  Хватит думать о том, сколько было вложено и сколько вы потеряли.  

Лучше оцените, сколько вы потеряете в будущем, если будете тянуть за собой  не удавшиеся  или устаревшие проекты.

Правило четвертое: не запускайте проект, если не можете просчитать его доходность

Как же все-таки быть? Или куда вложить деньги? Куда хотите. Главное,  не вкладывайте  средства сразу в десятки проектов. Иначе в результате может получиться, что ни один из них  не будет завершен в задуманные сроки, и деньги вы от них увидите не скоро.

Оцените здраво свои возможности. Они не безграничны. Не берите на себя обязательств больше, чем потяните.  Даже если вы найдете  источники финансирования, наберете  побольше народу, продумайте, хватит ли ресурсов для их контроля.

Каждый проект надо обсчитывать. Закладывая расходы по проектам в бюджет, не забывайте напоминать коммерческим подразделениям, которые  формируют доходную часть,  что  она должна увеличиваться по мере запуска проектов. На практике очень часто планируют расходы на проекты, но запланированный Бюджет доходов не корректируют, так как никто не хочет отвечать за будущую окупаемость проектов.

Не запускайте проектов доходность от которых не может быть просчитана. И еще совет: сумму будущего дохода поделите на двое – вы получите пессимистичный вариант,  но он часто оказывается верным.

Успехов вам, коллеги!

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль