Как финдиру порядок в непрофильных активах

2366
Разобраться с непрофильными активами предприятия стоит как можно скорее. Иначе вы рискуете попасть в план налоговых проверок из-за низкой рентабельности активов. Сначала оцените текущую рентабельность каждого непрофильного актива. Нерентабельные продайте, сдайте в аренду, законсервируйте или отдайте безвозмездно.

Компания рискует попасть в план выездных налоговых проверок из-за недостаточной рентабельности активов. Этот показатель стоит поддерживать хотя бы на  минимальном уровне — среднеотраслевое значение минус 10 процентов. Эту цифру налоговики отслеживают очень внимательно. Поэтому важно ее контролировать.

Внимание!

См. среднеотраслевые значения рентабельности активов в приложении 4 к приказу ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@.

Один из способов увеличить рентабельность – продажа  непрофильных активов,  которые не приносят дохода даже в дополнительных видах деятельности.

Сначала проведите сплошную инвентаризацию (как регламентировать проведение инвентаризации, читайте тут >>), выясните какие из объектов морально и физически устарели, непригодны к эксплуатации — их нужно сразу списать.

Оставшиеся непрофильные активы распределите по видам, как в балансе, и по категориям:

1. Нематериальные активы:

а) приобретенные (лицензии, патенты, товарные знаки, интернет- сайты),

б) созданные силами компании (НИОКР, программное обеспечение, разрабатываемое для собственных нужд, интернет-сайты);

2. Основные средства:

а) земельные участки,

б) сооружения,

в) здания и отдельные помещения,

г) самоходный транспорт (автомобили, тракторы),

д) несамоходный транспорт (прицепы),

е) станки и оборудование.

Распределенные по категориям активы проще отнести к разным направлениям деятельности и оценить их рентабельность.

Как оценить рентабельность непрофильных активов

Для оценки рентабельности непрофильных активов вам потребуется информация о доходах и расходах, которые они принесли за последний отчетный период, а также связанных с ними налогах.

Доходы непрофильного актива — выручка от деятельности, где задействовали этот актив. Если он не приносит денег, выручка равна нулю.

Расходы непрофильного актива — все издержки, связанные с его содержанием. Например, для зданий — коммунальные платежи, услуги охраны. Для интернет-ресурсов — стоимость хостинга, доменного имени, продвижения сайта. Для лицензий — стоимость их оформления и продления.

Для каждого объекта непрофильного имущества с положительной выручкой посчитайте рентабельность непрофильных активов (Ра):

Ра = (В – Р  – Н) : НА × 100%

где В — выручка, которую приносит актив;

Р — расходы на актив;

Н — налоги, уплачиваемые за непрофильные активы (на имущество, транспортный, земельный);

НА — балансовая стоимость непрофильных активов.

Сравните рентабельность непрофильных активов с предельными значениями (Рп) для отрасли — как если бы актив был профильным:

РП = Рср × 0,9

где Рср — среднеотраслевая рентабельность непрофильных активов (см. приложение 4 к приказу ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@);

0,9 — понижающий коэффициент, предельная рентабельность не может быть ниже отраслевой более чем на 10 процентов.

Выделите непрофильные активы с рентабельностью ниже предельной, а также те, что не приносят выручки, — от них нужно избавиться в первую очередь.

Пример

В 2012 году торговая компания «Альфа» приобрела три грузовика, чтобы доставлять товар от поставщиков. В конце 2015 года основной поставщик взял доставку на себя и включил ее стоимость в отпускные цены. «Альфа» согласилась на такие условия работы. Так снизили расходы на обслуживание автомобилей и зарплату водителей.

Машины стали непрофильным имуществом, их сдали в аренду. Так удалось избежать расходов на техническое обслуживание, а также компенсировать затраты на страховку и транспортный налог. Финансистам компании предстоит решить, что делать дальше: сдавать в аренду или продать. Чтобы оценить рентабельность грузовиков за предыдущий год, финансисты собрали информацию по этим трем машинам:

  • балансовая стоимость — 2100 тыс. руб.;
  • расходы на страхование и транспортный налог — 450 тыс. руб.;
  • доходы от аренды — 780 тыс. руб. (65 тыс. руб. × 12 мес.);
  • среднеотраслевая рентабельность активов по транспортной отрасли в 2015 году — 1,5 процента;
  • минимальная рентабельность активов по этой отрасли — 1,35 процента (1,5% × 0,9).

Расчетная рентабельность грузовиков 15,7 процента ((780 тыс. руб. – 450 тыс. руб.) : 2100 тыс. руб. × 100%). Она выше среднеотраслевой, поэтому можно продлить договор аренды машин на следующий год.

Когда стоит рассмотреть продажу непрофильных активов

Продажа непрофильных  активов полностью зависит от спроса. Посмотрите на сайтах объявлений, кто продает такое имущество, кто покупает, пригласите профессионального оценщика или риелтора. Они подскажут, сколько времени уйдет на сделку и на какую сумму можно рассчитывать. Недвижимость, транспорт и дорогостоящее оборудование продавайте, только если готов отчет об оценке.

Если спроса нет, но есть вероятность, что он появится в ближайшее время, оцените возможность сохранить объект на балансе с минимальными затратами до момента продажи непрофильного актива. Например, законсервируйте или безвозмездно передайте во временное пользование сторонней компании или физлицу.

Если же спрос минимальный, согласуйте с оценщиком дисконт, с которым возможна продажа непрофильного актива. Максимально возможная скидка — на объекты, чье содержание не требует существенных затрат. Проверьте, компенсирует ли стоимость актива за вычетом скидки расходы на его государственную регистрацию, оформление технических и право подтверждающих документов (когда они требуются). Если нет, договоритесь с покупателем о регистрации сделки за его счет или хотя бы оплатите расходы поровну. Так удастся быстрее реализовать имущество без существенных убытков.

Учтите, что не все активы можно продать даже при наличии спроса. Например, лицензию на программный продукт. Зато по силам передать право на ее использование третьей компании по сублицензионному договору до окончания срока лицензии (ст. 1238 ГК РФ). Убедитесь, что такую передачу не блокирует лицензионный договор, иначе потребуется письменное согласие компании, выдавшей лицензию.

Чтобы продать интернет-сайт, разошлите предложения компаниям из сферы деятельности, соответствующей тематике сайта. Вряд ли покупатели предложат цену, покрывающую все затраты на его создание, содержание и продвижение, — максимум 30 процентов.

Что касается рентабельных непрофильных активов, не откладывайте их продажу надолго, если компании срочно нужны деньги, чтобы погасить текущие обязательства или инвестировать в основное производство.

Мнение эксперта

Анастасия Мартьянова, финансовый директор ООО «Донской Кондитер»

Я бы рекомендовала продажу непрофильных активов в двух случаях: когда управление ими требует много времени или специальных знаний или когда взамен можно купить еще более рентабельные активы.

Алексей Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Продажа рентабельных активов имеет смысл, когда нужны деньги для развития основного бизнеса, а также если активы требуют капитального ремонта, а это дополнительные траты.

Какие непрофильные активы оправданно сохранить на балансе

Если рентабельность непрофильных активов равна или выше минимальной и при этом нет необходимости в срочных деньгах, оставьте пока это имущество на балансе компании.

Подумайте, как можно увеличить выручку сохранившихся непрофильных активов и сократить затраты на них. Если имущество требует дополнительных вложений, оцените, как за их счет можно увеличить рентабельность активов. Смысла тратиться нет, если рентабельность не изменится.

Схема. Как выгоднее поступить с непрофильными активами

Как финдиру порядок в непрофильных активах

Подготовлено по материалам журнала "Финансовый директор"



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль