Карта рисков предприятия: как составить

5213
Любая карта не решает проблемы путешествия. Но карта рисков предприятия показывает, по какой дороге надо идти, чтобы не сорваться в пропасть банкротства или не залезть в горы долговых обязательств. Те у кого есть такая карта, получают возможность дойти до заветного денежного оазиса раньше и без потерь. Как ее составить? Читайте в нашем материале.

Считается, что чем больше предприятие, тем полезнее для него риск-менеджмент. Обратное тоже справедливо. Чем полезнее риск-менеджмент, тем больше становится предприятие.

Если ваша компания планирует расти и развиваться, ей необходим внутренний риск-менджмент и ее инструменты и методы. Самый первый и основной инструмент — карта рисков предприятия. Сегодня ее составление — формализованный процесс. Если нет возможности или необходимости привлекать консалтинговые агентства, которые за большие деньги могут составить такую карту, то этот проект можно закрыть силами персонала компании.

Для построения карты рисков предприятия надо выполнить несколько последовательных действий:

  • обучить нескольких сотрудников компании основам риск-менеджмента;
  • определить границы анализа;
  • составить рабочую группу;
  • составить сценарии рисков;
  • провести ранжирование;
  • определить границы риска;
  • составить план действий.

В дальнейшем карту рисков предприятия надо периодически обновлять — это не застывший во времени артефакт. Риски предприятия всегда реагируют на принимаемые решения, они меняются, появляются новые, исчезают неактуальные. Оценка адекватности карты и периодичность обновления зависит от динамики рынка, от того, как быстро меняются условия ведения бизнеса и так далее. Для одних компаний будет достаточно актуализировать ее раз в год, для других — возможно чаще. И вне всякого плана следует работать над картой, если происходят или угрожают произойти значительные внезапные изменения, которые необходимо отслеживать и исправлять. Например — внезапно не прошел платеж от ключевого заказчика, на рынок вышел продукт, который очень быстро выбивает ваши товары с рынка, либо компанию в полном составе покинула команда разработчиков и единственный контракт под угрозой срыва. А теперь поговорим о составлении карты рисков предприятия подробнее.

Риск-менеджер

Управление рисками — это область знаний, система, где есть некоторые специфические особенности и методы, которые сложно получить в «мирной» жизни. Если в планы компании не входит получать опыт на своих проектах, имеет смысл подобрать одного-двух-трех сотрудников и отправить их на специализированные курсы. Специалисты отмечают, что в среднем трехдневного семинара на тему риск-менеджмента уже достаточно, чтобы обучить человека в объеме достаточном для работы с рисками. Компания получит специалиста, готового наладить диалог и направить по его правильному курсу внутри рабочей группы, которая будет работать над картой рисков предприятия.

Границы анализа

Первая задача для специалиста по риск-менеджменту — установить области, которые необходимо проанализировать на предмет идентификации рисков и задать глубину исследования и ценность полученных данных.

Например, не стоит анализировать страновые или политические риски. На них вы повлиять не сможете, если конечно вы не вхожи в круг близких людей президента или премьер-министра страны. То есть анализу надо подвергать те области, на которые вы в состоянии воздействовать (подробнее про анализ рисков инвестиционного проекта, читайте здесь >>). Оценка информации — второй важный пункт. Информация должна быть проверяема, измеряема или за ней должен стоять авторитетный источник. Доверять слухам, мнению публичных людей, которые выступают по любым вопросам — не стоит. Также стоит критично относиться к публикациям в СМИ, которые могут нарочно «раскачивать» проблемную ситуацию или очернять какую-либо компанию. Это пиар, таковы его законы.

Если карта рисков предприятия разрабатывается впервые, то имеет смысл не замахиваться на анализ рисков всего предприятия, а проработать составляющие его внутренние бизнес-подразделения. Тогда полученная информация будет более приближена к реальной ситуации.

Работа в данном направлении должна преследовать конкретную цель — помочь принимать грамотные и адекватные управленческие решения. В идеале систему «карта и пояснение к ней» надо сделать такими, чтобы новый человек, пришедший в команду, мог ознакомиться с ними и сразу понять основные задачи и проблемы работы. Третий момент — затраты на составление этой карты не должны превосходить экономический эффект от ее использования.

Подготовка карты рисков 

Карту рисков предприятия практически невозможно в разумные сроки и на высоком уровне качества составить в одиночку. Ее составление — это командный проект, куда привлекаются внутренние специалисты с разными компетенциями — руководители финансового отдела, стратегического планирования, юристы, ведущие инженеры. Подбор в группу ведется таким образом, чтобы ее участники полностью охватывали все стороны работы отдела или компании, а каждый ее участник представлял весомое экспертное мнение о своем направлении работы. В процессе учитывается граница системного анализа. Понимание рамок, за которые не стоит выходить, поможет сэкономить силы, время, средства и получить более точную картину рисков, чем, если эксперты будут размышлять обо всем и сразу. Понятно, что иногда сложно придерживаться этих рамок, но здесь вступает в работу обученный сотрудник по риск-менеджменту, который поможет направить обсуждения в нужное русло.

Сценарии рисков

При построении карты рисков предприятия, работа со сценариями — это то, ради чего вся команда и собиралась. Они должны идентифицировать, провести оценку, описать и проанализировать все риски. В это время участников команды лучше использовать метод «запереть в отдельной комнате с кофемашиной и не выпускать». Каждый должен знать стратегию развития компании, чтобы руководствуясь ей, принять участие в мозговом штурме, где будут собраны все возможные риски. После этого необходимо прописать сценарии, по которым эти риски зарождаются, развиваются и к чему приводят без управления. Сценарий каждого риска должен содержать определение, что именно подвергается угрозе, что способствует появлению рисков, какие потери возникают. Если разные риски приводят к одинаковым потерям, их имеет смысл сгруппировать, это поможет не распыляться на несколько мелких опасностей и более масштабно управлять ими.

Ранжирование рисков

Ранжирование — один из самых важных этапов работы при составлении карты рисков предприятия, после их выявления и описания. Здесь также важна работа команды и умение договариваться между собой. Риск-менеджеру придется учитывать психологическую составляющую — каждому эксперту будет казаться, что именно его зона ответственности наиболее критична для работы всего предприятия, поэтому каждый будет стараться продвинуть риски своего подразделения на самый верх. В этом есть рациональное зерно, но необходимо критично оценивать сценарии, чтобы адекватно проранжировать каждый из них по шкале силы влияния на предприятие и шкале вероятности возникновения. Тогда полученные данные помогут выявить наиболее проблемные зоны и направить усилия на конкретные риски.

Таким образом в распоряжении группы появится две оси с разнесенными по ней сценариями. Пример — ниже, это схематичное обозначение и вариант цветового решения по уровню угроз. Ось «вероятность возникновения» размечается в процентах, ось «сила влияния» в силе возможного воздействия риска.

Рисунок. Карта рисков предприятия. Пример в Excel

Пример карты рисков в Excel

Граница рисков

Чтобы визуально отделить и обозначить зону «повышенного внимания», можно использовать линию – в нашей карте рисков предприятия, пример — это синяя линия, за которой прямоугольники выделены оранжевым и красным цветом. Линия проводится исходя из степени важности и принципиальности угроз, здесь нет общего рецепта. Чем выше у компании риск-аппетит, тем выше проводится линия и наоборот. Обычно риск-аппетит связан с готовностью компании к финансовым потерям, которые можно оценить в измеримых величинах.

Риски, которые находятся левее и ниже линии, считаются второстепенными, по отношению к тем, что находятся выше и правее линии. Понятно, что второстепенные риски не надо игнорировать. Они тоже контролируются и управляются. Первостепенные риски — это те, которые требуют контроля и управления здесь и сейчас, управленческие решения по ним следует принимать немедленно, чтобы перевести их из «тревожных зон» красных цвета в «спокойные зоны» желто-зеленого цвета.

План действий по карте рисков

Для всех рисков, в первую очередь для находящихся выше границы, необходимо разработать план по их нивелированию. Это вторая часть работы группы. План действий можно оформить в виде таблицы, в которой обязательно должна содержаться следующая информация:

  • название риска;
  • его уровень на карте;
  • описание и величина возможного ущерба, если рисковое событие произойдет;
  • что предлагается к выполнению для управления и снижения риска;
  • описание и стоимость этих действий;
  • измеряемое значение, которое позволит понять, что опасность риска снижена.

Таблица. Карта рисков предприятия. Пример

Риск

Место на карте рисков предприятия

Возможный ущерб

Как убрать риск

Стоимость работ по ликвидации риска

Ответственный

1

...

9

Также важно установить ответственное лицо за наблюдение за риском и управление им. Если не назначить такого человека, то рисковая ситуация будет развиваться без контроля и, несмотря на то, что риск будет внесен в карту, никто не будет за ним следить.

При проработке мероприятий по снижению опасности риска, стоит помнить про затраты, которые потребуют эти манипуляции. Риск — это не всегда опасность, риск предоставляет компании возможность, поэтому если вести полностью безрисковый бизнес, то можно значительно снизить и общую доходность всей предпринимательской деятельности. Следует соблюдать баланс в этом вопросе.

Принятие управленческих решений с помощью карты рисков 

Карта рисков предприятия помогает принять управленческое решение, но не становится единственным правильным ориентиром. В активе топ-менеджмента должна быть аналитика, общее понимание рыночной коньюктуры и прочие данные, формирующие понимание, какое решение принять. Часто возникает ситуация, когда чрезмерная идентификация и детализация угроз не нужна, так как она может быть избыточна, особенно если бизнес слишком сильно завязан на его основателе. И это, кстати, тоже риск.

Работа с данным инструментом может быть полезна при проверке новых стратегических решений, при поиске новых возможностей для увеличения прибыли. Здесь важно помнить, что люди, которые составляют стратегические планы, отталкиваются от определенной «точки знания», в то время как рынок меняется постоянно и более полной информацией обладают те менеджеры, которые общаются непосредственно с клиентами. Они «погружены» в рыночную динамику и смотрят на риски как на финансовые процессы, а не как на застывшие в своем развитии угрозы. Поэтому стоит привлекать для работы надо картой и людей из клиентского отдела, чтобы использовать их экспертное мнение.

Кроме того, карта рисков — это аналитический инструмент, механику создания которой, можно использовать при разработке оперативных и стратегических планов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль