text
Журнал

SMART-цели: как ставить правильные цели

  • 12 ноября 2018
  • 21167
главный аналитик ОАО «Издательство «Просвещение»
SMART-цели: как ставить правильные цели

SMART – это особая методика постановки целей, популярная во всем мире. Она помогает структурировать процесс формирования четких и конкретных целей. Система СМАРТ находит широкое применение как в бизнесе, так и в повседневной жизни – при формулировании личных целей. В статье расскажем о ней подробнее.

Что такое методика постановки целей SMART

Методику SMART придумал в 1981 году Джордж Т. Доран — консультант и бывший управляющим процессами стратегического планирования в одной из компаний Вашингтона. Он опубликовал статью с названием «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач». Читайте также про постановку и внедрение управленческого учета.

SMART- это аббревиатура из английских слов, описывающих основные свойства правильно поставленной цели. Расшифровка признаков, которым должны соответствовать цели по системе SMART приведена в таблице.

Таблица. Расшифровка SMART

Буква

Значение

Перевод

S

Specific

Конкретная

M

Measurable

Измеримая

A

Attainable

Достижимая

R

Relevant

Актуальная

T

Time Bound

Ограниченная во времени

Цель по СМАРТ должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Далее подробно рассмотрим критерии, которым должна соответствовать SMART-цель.

Скачайте дополнительный материал к статье:

SMART-цели: как ставить правильные целиКак финансовому директору ставить правильные личные цели

Чем поможет: если заметили, что не стремитесь к личным целям, а все время посвящаете работе, скорее всего, это результат гиперответственности или трудоголизма. Поймите, что замещаете работой, разработайте стратегический план и начните с небольших изменений. 

S - Конкретная

Очень часто, когда менеджер работает над формулировкой своей цели, он обнаруживает, что она очень общая и не конкретная, и понимает, что ее можно разбить на отдельные, более конкретные подцели. Чтобы упростить задачу формулирования по методике СМАРТ надо задать по каждой цели пять вопросов[1]:

  1. Что: Чего необходимо достичь?
  2. Почему: Конкретные причины для достижения цели.
  3. Кто: Кто участвует?
  4. Где: Определить местоположение.
  5. Какие: Определите требования и ограничения.

В большинстве случаев только часть из этих вопросов можно будет применить, но стоит попытаться использовать их все, чтобы убедиться, что ничего не упущено.

ИконкаЧитайте также:

ИконкаВосемь рабочих привычек, от которых надо избавиться

Чем поможет: понять, какие привычки мешают работать быстрее и эффективнее и отказаться от них.

ИконкаЛичные цели для трудоголиков

Чем поможет: проанализировать, как распределяется время между рабочими процессами и личными задачами и избавиться от трудоголизма.

M – Измеримая

Второй термин, буква М аббревиатуры SMART в нашей системе постановки целей, подчеркивает необходимость конкретных критериев для измерения прогресса в достижении цели. Основная мысль заключается в том, что, если цель не поддается измерению, невозможно узнать, добивается ли команда успеха в реализуемом проекте. Измерение прогресса поможет команде оставаться на намеченном пути, достигать установленных сроков и ощущать то самое чувство выполненного долга, которое мотивирует ее членов на постоянные усилия, необходимые для достижения цели. Поддающаяся измерению цель обычно отвечает на такие вопросы, как:

  • Сколько нужно сделать?
  • Как определить, что заданный уровень достигнут?

Какой бы формат наилучшим образом не соответствовал бы вашей конкретной цели, он должен позволять судить о степени достижения цели и давать возможность оценивать свой прогресс. Этот формат также должен давать возможность распределить объем необходимой работы на временные интервалы, с тем чтобы отслеживать и контролировать ход реализации проекта.

А – Достижимая

Мало смысла в постановке цели, которая либо слишком сложна для достижения, либо не соответствует вашим возможностям и ресурсам, такая цель скорее демотивирует вас и команду проекта и разрушит вашу уверенность в себе. При постановке цели по СМАРТ вы должны использовать свои знания и текущие навыки в качестве весов для определения того, сможете ли вы достичь поставленной вехи, является ли цель «достижимой». Если речь идет о «достижимых» целях в бизнесе следует убедиться, что в вашем распоряжении достаточные ресурсы и что ваша рабочая нагрузка соответствует новым требованиям.

R – Актуальная

Цель, которую вы ставите себе, своей команде, своей организации только тогда должна получить необходимую поддержку, когда вы гарантированно отвечаете «да» на каждый из этих вопросов в отношении ее:

  1. Стоит ли эта цель затрачиваемых усилий и ресурсов?
  2. Подходящее ли сейчас время для подобной цели?
  3. Действительно ли эта цель соответствует выбранной ранее стратегии?

Цели, отвечающие приведенным смарт-критериям, двигают команду, отдел и организацию вперед. Цель, которая поддерживает и согласуется с другими целями, будет считаться актуальной целью. Только тщательный анализ того, чего вы хотите достичь, и где вы хотите быть, позволит определить релевантность и актуальность ваших целей. Это относится как к личным целям, так и к бизнесу – необходимо тщательно проанализировать любую цель на предмет актуальности и релевантности.

T – Ограниченная по времени

Крайне важно, чтобы SMART-цели имели временные рамки или контрольную дату. Приверженность крайнему сроку помогает команде сосредоточить свои усилия на достижении цели и не позволяет сбивать фокус выполняя другие, несвязанные рутинные задачи, которые могут возникнуть по ходу реализации проекта или на пути к цели. Срочная цель призвана создать чувство неотложности. Именно этот аспект концепции SMART позволяет достигать цели, ставя ее в центр деятельности вашей или вашей организации. Читайте также про планирование и тайм-менеджемент для финансового директора.

Пример постановки целей по SMART

Если применить все возможные: что? почему? кто? где? и какие? при рассмотрении цели «Улучшить обработку запросов в рамках технической поддержки клиентов», получим следующее:

  • Что значит «улучшить» – сделать быстрее, точнее или есть какой-то другой показатель улучшения?
  • Почему необходимо это сделать и что это даст организации?
  • Кто должен принимать меры и, кто в итоге выиграет?
  • Где это будет сделано?
  • Какие части процесса будут затронуты?

В этом примере ответственный менеджер может решить, что наибольшие выгоды для бизнеса будут достигнуты за счет сокращения времени, необходимого клиенту для получения обратного звонка от своего экаунт-менеджера. То есть необходимо добиться сокращения времени ожидания клиентом звонка от своего менеджера техподдержки после размещения запроса на сайте. Многие клиенты жалуются на время, необходимое для решения технических проблем и эта информация появляется на интернет-форумах, в социальных сетях. Это явно наносит ущерб репутации компании. Конкретные действия могут быть предприняты в отношении нескольких узких мест процесса: слабая подготовка клиентов на начальном этапе работы с продуктом компании, провалы в работе технической поддержки веб-сайта, или отсутствие программы действий (скрипта) для экаунт-менеджеров на случай отсутствия конкретных сотрудников, закрепленных за клиентом и т. д. Читайте также про ключевые показатели эффективности.

Формулирование целей в такой форме приведет к тому, что менеджер сформулирует несколько более конкретных целей, а не одну всеобъемлющую. Например:

  1. Проводить первоначальное обучение клиентов, в которое включить, в том числе решения пяти наиболее часто встречающихся технических проблем.
  2. Реализовать решение, позволяющее обновлять область технической поддержки веб-сайта в течение двух часов после появления новой проблемы.
  3. Внедрить формализованную систему дублирования функций сотрудников на случай отсутствия закрепленного за обратившимся в техническую службу клиентом менеджера.

Каждая из этих конкретных целей влияет на разных людей и разные сферы деятельности. Например, пункт 1 будет включать отдел подготовки и отдел технической поддержки; Пункт 2 будет включать только службу технической поддержки; и пункт 3 будет включать экаунт-менеджеров и их руководителя.

В этом примере СМАРТ-анализа, изначальная цель «улучшить обработку запроса технической поддержки клиентов», была декомпозирована на три отдельные независимые подцели, которые уже можно делегировать соответствующим сотрудникам или подразделениям с тем чтобы в итоге получить консолидированный результат, формулируемый очень неконкретно в изначальной цели.

ИконкаЕще по теме:

ИконкаКак отразить цели собственников в стратегии развития компании

Чем поможет: выяснить, каким видит будущее компании ее собственник, какие результаты он планирует получить от бизнеса к определенному сроку, чтобы сформулировать стратегию развития компании.

ИконкаКак заинтересовать персонал в достижении целей компании

Чем поможет: достичь целей, поставленных акционерам, замотивировав каждого сотружника.

Заключение

Постановка конкретных целей – отличный способ оставаться на правильном пути и гарантировать, что менеджмент и команда прилагают усилия в нужном направлении.

Четкие цели являются чрезвычайно полезным инструментом. Возможность донести и разделить с партнерами, сотрудниками и менеджментом понимание стоящих перед ними целей и задач, очень полезно тем, что мотивирует и фокусирует внимание на поставленных целях всех заинтересованных сторон, а не только автора проекта или ответственного топ-менеджера компании. В этом поможет методика постановки целей по методу SMART.

[1] Данный принцип схож с известной концепцией Five Ws, которую применяют журналисты и аналитики при сборе и анализе информации: Who was involved? What happened? Where did it take place? When did it take place? Why did that happen?

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.