Действенная инструкция по саморазвитию

2326
Тихонов Дмитрий
преподаватель РАНХ и ГС, НИУ-ВШЭ, бизнес-школы МГУ, к.э.н
Авторская разработка, помогающая системно и продуктивно самостоятельно получать нужные знания, не тратя лишних денег и времени.

1. Обозначьте свою цель. Должность (работа, проект, навык, качество, умение и пр.). Отмечу, что для вновь назначенных финансистов — текущая должность, для опытных — предстоящая.

2. Составьте свое индивидуальное техническое задание на самообучение для выбранной позиции. Изучите должностную инструкцию, профиль компетенций.

3. Составьте техническое задание на самообучение. Перечислите в таблице все требования и показатели из вышеуказанных документов (см. таблицу, в которой я привел пример плана самообучения. — Прим. авт.). Обычно получается 20–25 показателей, оцените по 10-балльной системе наличие у вас каждого из них.

Таблица. Техническое задание на самообучение

Название показателя

Требуемый уровень

Оценка экспертами вас по  10-балльной системе

Итоговые разрывы по показателям

Мероприятия

Системное мышление

10

8

2

Тренинг по развитию навыков системного восприятия, чтение книги Ицхака Адизеса «Управление жизненным циклом корпорации»

Управление рентабельностью

7

2

5

Решение бизнес-кейсов, посещение семинаров, посвященных управлению прибылью и рентабельностью

Командообразование

5

10

–5

Чтение полезных интернет-ресурсов — чтобы держать себя в тонусе и узнавать новое

4. Попросите сторонних экспертов оценить ваши показатели. Поскольку люди часто необъективны в собственной оценке, лучше воспользоваться помощью экспертов: психолога (в сфере бизнеса), опытного HR-сотрудника, успешного менеджера, работающего на искомой позиции. Они должны оценить вас по  10-балльной системе.

5. Посчитайте разницу между требуемыми уровнями и экспертной оценкой показателей. Итоговые значения внесите в столбец таблицы «Итоговый разрыв по показателям». Далее вам предстоит совершенствовать те показатели, в оценке которых наблюдается наибольший положительный разрыв между требуемым уровнем и экспертным мнением. Кстати, бывает так, что итоговый разрыв отрицательный (см. п. 3 в таблице). Это значит, что вы недооцениваете себя — данную компетенцию/функцию вы освоили хорошо. Исходя из этого, планируйте мероприятия по самообучению.

6. Найдите перечень хороших книг (не более 7–8 книг), которые помогут вам впитывать новые знания. В свободное время обязательно читайте их — хотя бы в течение часа-полутора. Вот мой текущий список книг:

  • Питер Друкер «Классические работы по менеджменту», Альпина Бизнес Букс, 2008, серия «Сколково» — фундамент менеджмента от гуру № 1. Ясная постановка задач;
  • Ицхак Адизес «Управление жизненным циклом корпорации», Питер, 2011 — книга о развитии компании от известного в РФ специалиста;
  • Марк Розин «Успех без стратегии, технологии гибкого менеджмента», Альпина Паблишер, 2011 — хорошая книга о российских подходах к стратегии;
  • Прохоров А.П. «Русская модель управления», М. Эксмо, 2006 — наша специфика;
  • Роберт Каплан, Дейвид Нортон «Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию» Библиотека IBS, Олимп-Бизнес, 2006 — книга о взаимосвязях процессов и подразделений в компании;
  • Э. Голдратт «Цель: процесс непрерывного совершенствования», Попурри, 2007 — производственный роман — классика;
  • Э. Голдратт «Критическая цепь», ТОС центр, 2006 — книга о развитии и проектах.

7. Найдите полезные ресурсы в интернете. Времени на чтение полноформатных книг обычно не хватает. Решить проблему поможет проект «Главная мысль». Там много бизнес-книг в кратком изложении.

8. Составьте план самообразования — в правом столбце таблицы. Это может быть: чтение статей, посещение семинаров, курсы повышения квалификации, просмотр вебинаров, поиск наставника и т. д.

9. Поработайте с кейсами (решение различных сложных ситуаций). Приобретете навыки управления, проверите себя и, что немаловажно, познакомитесь с самыми разными подходами к управлению. Вот, например, два интересных кейса, рассмотренных в журнале «Финансовый директор»: «Чтобы достигнуть необходимого уровня рентабельности, требовалось в четыре раза увеличить товарооборот» (в № 1, 2015, дано решение), «Несмотря на привлечение субординированного займа, финансовое положение компании не улучшилось» (в № 7–8, 2015, — решение). Очень важно, чтобы вы сначала сами (!) разобрались в ситуации, придумали, как из нее выйти, и только затем смотрели решения.

10. Решите вопрос с навыками. Знания не дают навыков. Бизнес-школы и вузы также не всегда их развивают. Эту задачу решают тренинги. Наиболее полезны: коммуникации, групповая работа, тренинги по приемам управления.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль