Мы пропагандируем подход «бюджетирование 365 дней в году»

990
Лимаренко Сергей
директор по экономике компании «ТрансКонтейнер»
Сергей Лимаренко, директор по экономике компании «ТрансКонтейнер» о том, как часто можно корректировать бюджет, какие макроэкономические показатели учитывать при его подготовке, а какие можно не закладывать.

– Когда Вы начинаете планировать бюджет на следующий год?

– Формально говоря, в середине года. Но в нашей компании бюджетный процесс непрерывен. Некоторые его параметры могут формироваться и намного раньше, а некоторые – только в самом конце, на финишной прямой. Мы пропагандируем подход «бюджетирование 365 дней в году».

– Сколько времени уходит на разработку бюджета?

– Основная работа занимает месяц – это период от момента выхода отчетности за полугодие и до формирования первой версии полной финансовой модели на следующий год. Однако большинство данных начинают собираться намного раньше, а финальные аккорды ставятся в самом конце года. Таким образом, работа идет на протяжении всего второго полугодия. Хотя, опять оговорюсь, что многие подходы обсуждаются и формируются круглый год.



– Что самое сложное при подготовке бюджета?

– Безусловно, сложнее всего найти баланс между ожиданиями акционеров и реальными возможностями компании. Особую роль здесь играет публичный статус нашей компании. Приходится принимать во внимание гораздо больше различных мнений, зачастую даже диаметрально противоположных.

– Какие макроэкономические показатели Вы учитываете при разработке годового бюджета и почему?

– Несколько лет назад рынок контейнерных перевозок хорошо коррелировал с динамикой ВВП РФ и точность прогнозов была достаточно высока. Теперь ситуация иная: степень неопределенности резко возросла. Мы, конечно, по-прежнему берем в расчет динамику ВВП, индекс промышленного производства (особенно в части обрабатывающих отраслей), общий импорт-экспорт, а также многие показатели мировой экономики (ВВП сопредельных стран, ценовые индексы морских контейнерных линий). Но каждый год мы вынуждены менять набор этих факторов, а переход от них к нашим собственным показателям многократно усложняется. Мы также стали больше учитывать экспертные мнения. Но при всем этом мы прекрасно осознаем, что точность любых прогнозов невелика, поэтому сейчас как никогда мы детально прорабатываем различные сценарии. В нашей компании даже появилось новое понятие «облако сценариев», суть которого заключается не в одном-двух стресс-сценариях, а в целом их множестве, описываемом математическими формулами.



– Какие показатели закладывать в бюджет не обязательно?

– Не могу точно ответить на этот вопрос, потому что специфика деятельности у всех компаний разная. Даже мы, ничего кардинально не меняя в нашей деятельности, каждый год пересматриваем набор этих показателей. Хотя в условиях такой высокой неопределенности и низкой точности любых прогнозов не удивлюсь, если кто-то не закладывает в бюджет вообще никаких макропоказателей.

– Как часто Вы корректируете бюджет в течение года?

– Не более одного раза. И даже это является для нас нежелательным. Поэтому в последние годы, несмотря на ухудшение макроэкономики и, как следствие, низкое исполнение многих бюджетных параметров, далеко не всегда мы корректируем бюджет. Однако это вовсе не означает бесконтрольное существование компании. Мы регулярно докладываем прогнозы исполнения бюджета и фиксируем их на совете директоров, поэтому в каждый момент времени и менеджмент, и акционеры понимают, по какому сценарию мы движемся и к чему придем по итогам года.

– Дайте, пожалуйста, какой-то рабочий совет коллегам.

– Совет у меня всегда один: больше анализировать и думать. Время простых решений безвозвратно прошло.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль