Пример разработки стратегического плана развития предприятия

15459
Соловьева Наталия
к.э.н., финансовый контролер производственной компании по нанесению антикоррозийного металлопокрытия
В статье подробно рассматривается пример разработки стратегического плана развития предприятия на основании корпоративного регламента.

Важное в статье:

  • Этапы разработки стратегического плана развития предприятия.
  • Пример стратегического плана развития предприятия в Excel.

Рассмотрим пример разработки стратегического плана развития небольшого предприятия. Компания, о которой идет речь в статье, входит в состав европейского холдинга и придерживается его стандартов управления. В то же время предприятие небольшое по численности и не располагает возможностью вовлечения значительных трудовых и временных ресурсов для масштабной разработки стратегии, а также частой ее корректировки в связи с текущими изменениями. Поэтому мы выработали свой собственный подход к разработке стратегического плана.

Срок планирования — три года. Каждая компания группы приступает к разработке стратегического плана во II квартале. Далее цепочка действий следующая: Концепция холдинга (три года) → Концепция предприятия в России (три года) → Стратегия (три года) → Бюджет (один год, с уточнением раз в полгода в прогнозе full-yearoutlook) → Анализ план-факт (full-yearoutlook — уточненный годовой прогноз, в котором суммируются годовые итоги, состоящие из фактических данных прошедшего полугодия и уточненных прогнозных данных текущего полугодия. — Прим. авт.). Рассмотрю все стадии разработки стратегического плана более подробно.

1 этап. Проведение рабочего семинара

Семинар проходит в  бизнес-отеле в «зеленой зоне». Даже в сегодняшней ситуации жесткой экономии это имеет смысл — небольшая смена обстановки помогает абстрагироваться и обрести новые идеи. В семинаре участвуют не только руководители подразделений, но и несколько ключевых специалистов (инженеры, экономисты, маркетологи). Поскольку производственные проблемы они видят изнутри и могут предложить альтернативные варианты, а также способны оценить свежим взглядом организационные решения.

До начала семинара, чтобы во время него не отвлекаться на поиск данных и лишние дискуссии, собирается вся важная информация, например по росту цен поставщиков, инфляции, валютным курсам, процентным ставкам и пр. Далее решаются такие задачи, как выявление ресурсов и ключевых компетенций; выбор привлекательных ниш, рынков и клиентов; стратегическое планирование на основе ключевых компетенций (см. пример заполненного формуляра в «Дополнительных материалах» к статье).

Так, для стратегического плана развития предприятия, принятого на период 2016–2018 годов, основными направлениями стали: внедрение нового продукта/вида металлопокрытия; расширение рынка сбыта за счет охвата дополнительных регионов; повышение производительности и оптимизация персонала.

Скачайте дополнительные материалы к статье:

Иконка ZIPПример стратегического плана развития предприятия

2 этап. Оформление формуляра

По итогам семинара оформляется формуляр, в котором излагаются принятые решения, связанные со стратегией развития предприятия, основные проекты и показатели (см. пример заполненного формуляра в «Дополнительных материалах» к статье).

Особое внимание в формуляре уделяется описанию основных компонентов, создающих потребительскую ценность товара и требующих дальнейшего улучшения, а именно:

  • продукт: привлекательность для клиентов (качество, функциональность, гарантия, сервис, практическая полезность, разнообразие);
  • ценовая политика (прейскурантные цены, суммарная стоимость логистической цепи, базисные цены, скидки и наценки, условия оплаты и кредита);
  • коммуникация с клиентами (взаимодействие с клиентами, позиционирование компании на рынке, стимулирование продаж, реклама, связи с общественностью, различные технологии коммуникации);
  • доставка, дополнительные услуги (логистика товаров, создание логистических сетей, места расположения, складское хранение, упаковка товаров).

3 этап. Реализация стратегической модели в Excel

Не углубляясь более в дебри менеджмента и маркетинга, рассмотрю условный пример модели в таблице (пример стратегического плана вы сможете найти в «Дополнительных материалах» к статье). Модель имеет форму управленческого отчета — ведомости доходов и расходов по отдельным профит-центрам и по предприятию в целом. В Excel вводятся данные по каждому профит-центру. В моем примере это «Линия 1», «Линия 2», «Вспомогательное производство 1–2» (данные по которым суммируются на листе «Производство») и «Управление». Данные по амортизации, затратам на ремонт и ФОТ рассчитаны на вкладках «Инвестиции», «Ремонт», «Персонал». Данные листов «Производство» и «Управление» сводятся в отчет «Итого по предприятию» (см. в Дополнительных материалах» к статье). Для каждого профит-центра определяются KPI: производительность (оборот / рабочий час, валовый доход / рабочий час), затраты на персонал / рабочий час. Отмечу, что значения KPI стратегической модели, как правило, выше, чем KPI бюджета . В бюджете показатели стратегии корректируются с учетом фактора времени, изменений внешней среды. Ведь стратегия — это план, скажем так, амбициозный, а бюджет — реалистичный, и наша задача — минимизировать разницу между стратегическими амбициями и достигнутым фактом.

Таблица. Пример стратегического плана развития предприятия 2016–2018 годов, тыс. евро (данные условные, фрагмент)

Прогноз 2015

Прогноз/План 2015

Стратегия 2016

Стратегия 2017

Стратегия 2018

абсол.

% выр.

абсол.

% выр.

абсол.

% выр.

абсол.

% выр.

абсол.

% выр.

Оборот,осн.деят-ть

14 750,0

97,8%

340,0

2,4%

14 960,0

97,8%

16 285,0

97,6%

17 705,0

97,6%

Оборот, проч.

330,0

2,2%

-55,0

-14,3%

335,0

2,2%

400,0

2,4%

430,0

2,4%

Сконто

0,0

Выручка, нетто

15 080,0

100,0%

285,0

1,9%

15 295,0

100,0%

16 685,0

100,0%

18 135,0

100,0%

Металл

-835,0

5,5%

-25,0

3,1%

-929,8

6,1%

-1 011,4

6,1%

-1 106,4

6,1%

Химикаты

-1 580,0

10,5%

-20,0

1,3%

-1 741,6

11,4%

-1 898,4

11,4%

-2 063,9

11,4%

Прочие материалы

-208,0

1,4%

-5,0

2,5%

-210,8

1,4%

-229,5

1,4%

-250,1

1,4%

Материалы, итого

-2 623,0

17,4%

-50,0

1,9%

-2 882,2

18,8%

-3 139,3

18,8%

-3 420,4

18,9%

Валовый доход

12 457,0

82,6%

235,0

1,9%

12 412,8

81,2%

13 545,7

81,2%

14 714,6

81,1%

Персонал

-4 050,4

26,9%

-212,4

5,5%

-4 020,4

26,3%

-4 195,3

25,1%

-4 614,9

25,4%

Транспорт

-495,0

3,3%

-55,0

12,5%

-532,1

3,5%

-571,7

3,4%

-634,5

3,5%

Энергоносители

-2 308,0

15,3%

-28,0

1,2%

-2 476,7

16,2%

-2 853,0

17,1%

-3 286,3

18,1%

Ремонт

-1 405,0

9,3%

-20,0

1,4%

-1 020,0

6,7%

-1 350,0

8,1%

-1 105,0

6,1%

Утилизация

-35,0

0,2%

-8,0

29,6%

-35,5

0,2%

-38,6

0,2%

-42,0

0,2%

Сбыт

-255,0

1,7%

-25,0

10,9%

-255,0

1,7%

-255,0

1,5%

-255,0

1,4%

Прочие расходы

-693,0

4,6%

-163,0

30,8%

-697,0

4,6%

-702,0

4,2%

-702,0

3,9%

Итого

-9 241,4

61,3%

-511,4

5,9%

-9 036,7

59,1%

-9 965,7

59,7%

-10 639,6

58,7%

Результат хоз. деят-ти

3 215,6

21,3%

-276,4

-7,9%

3 376,1

22,1%

3 580,0

21,5%

4 074,9

22,5%

Страхование

-145,0

1,0%

-5,0

3,6%

-145,0

0,9%

-145,0

0,9%

-145,0

0,8%

Аренда

-125,0

0,8%

-125,0

0,8%

-125,0

0,7%

-125,0

0,7%

Фин.доходы и расходы

-380,0

2,5%

-80,0

26,7%

-380,0

2,5%

-380,0

2,3%

-380,0

2,1%

Итого

-650,0

4,3%

-85,0

15,0%

-650,0

4,2%

-650,0

3,9%

-650,0

3,6%

Cash Flow

2 565,6

17,0%

-361,4

-12,3%

2 726,1

17,8%

2 930,0

17,6%

3 424,9

18,9%

Лицензии

-40,0

0,3%

-5,0

14,3%

-40,0

0,3%

-5,0

0,0%

-40,0

0,2%

Амортизация

-756,3

5,0%

29,4

-3,7%

-892,2

5,8%

-926,8

5,6%

-649,1

3,6%

Результат до н/о

1 769,3

11,7%

-337,0

-16,0%

1 793,9

11,7%

1 998,2

12,0%

2 735,8

15,1%

Налоги

-540,0

3,6%

30,0

-5,3%

-530,0

3,5%

-560,0

3,4%

-650,0

3,6%

Годовая прибыль

1 229,3

8,2%

-307,0

-20,0%

1 263,9

8,3%

1 438,2

8,6%

2 085,8

11,5%

В стратегическом плане предприятия для наглядности данные представлены в разрезе периодов: факт предыдущих двух лет — план текущего года — прогноз текущего года — стратегия трех ближайших лет. Она разрабатывается в укрупненном виде и по статьям, и по периодам в отличие от детализированного бюджета. Если на момент реализации стратегического плана не по всем ключевым проектам принято окончательное решение, разрабатываем 2–3 сценария и выбираем наиболее оптимальный.

Такая модель стратегического развития предприятия позволяет увидеть перспективы развития предприятия, проанализировать влияние каждого профит-центра на достижение итогового результата, выбрать наиболее перспективные направления развития бизнеса, оценить необходимые ресурсы, рассмотреть различные варианты развития.

4 этап. Формирование результатов

Итоговая версия стратегического плана оформляется в виде презентации PowerPoint и представляется на совете директоров холдинга. Для наглядности и легкости восприятия презентацию оформляем лаконично в объеме не более 10 слайдов (итоговую версию стратегического плана развития предприятия вы можете найти в «Дополнительных материалах»). Вот информация, изложенная в слайдах:

  • существующие сильные стороны и ключевые компетенции компании;
  • потенциальные сильные стороны и ключевые компетенции;
  • способы достижения экономического роста от фактического состояния к целевому посредством проектов и мероприятий по следующим блокам: привлечение заказов; выполнение заказов; развитие предприятия; развитие продуктов и процессов; производство; управление;
  • заключительный слайд — таблица ключевых показателей — оборот, валовый доход, результат до налогообложения, производительность, объем инвестиций.

Скачайте дополнительные материалы к статье:

Иконка ZIPПример стратегического плана развития предприятия

Контроль исполнения стратегического плана

Инструментом контроля за исполнением стратегического плана являются бюджет и план-фактный анализ на уровне отдельных статей и  бизнес-единиц. Также по мере реализации стратегического плана развития предприятия проводятся рабочие совещания по контролю над ее реализацией, и в случае существенных внешних и внутренних изменений оперативно делается корректировка стратегической модели. Такие совещания — strategycheck мы организуем раз в год, но с учетом постоянно меняющейся экономической ситуации имеет смысл проводить их чаще, хотя бы раз в квартал.

И в завершение статьи приведу несколько практических советов. Во-первых, главное — стратегический план должен быть живым, работающим инструментом, а не заархивированным невостребованным файлом. Во-вторых, следует избегать чрезмерного многообразия сценариев по принципу разумной достаточности (максимум — 3 сценария). Большое количество мешает увидеть ясную картину будущего. И  в-третьих, перед разработкой стратегического плана стоит тщательно изучить макроэкономические прогнозы, состояние рынка, информацию о ваших конкурентах и заказчиках, существующих и потенциальных. Данные в стратегическом плане должны быть основаны на реалиях, чтобы потом не пришлось искать аргументы для объяснения собственникам, почему фактическое состояние не имеет ничего общего с запланированным.

Чтобы обсудить статью, заходите в наши группы в соцсетях Как разработать стратегический план развития предприятия. Пример в Excel  Как разработать стратегический план развития предприятия. Пример в Excel  Как разработать стратегический план развития предприятия. Пример в Excel

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Дополнительные материалы к статье.zip


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль