Учет НМА. Кто прав – финансовый директор или главбух

269
Беляева Наталья
АССА, менеджер департамента аудита ООО «Мазар Аудит»
Спор вышел из-за учета НМА, а точнее из-за того, как капитализировать расходы на внутренне созданные нематериальные активы.

Разберемся подробнее, из-за чего возникли разногласия в учете НМА у финансового директора и главбуха.

Компания, занимающаяся интернет-торговлей, в связи с постоянным ростом заказов решила открыть собственный магазин. И арендовала помещение в крупном торговом центре. В течение IV квартала 2015 года понесены затраты:

1) на разработку концепции оформления торгового помещения (логотип, цветовое оформление стен, дизайн витрин и внутреннего пространства), которую выполнили сами сотрудники компании;

2) на оказание услуг по договору с продюсерским центром по:

  • разработке слогана рекламной кампании;
  • созданию рекламного видеоролика, который будет размещаться на телевидении;
  • организации выступления медийной персоны на открытии магазина;

3) на заработную плату директора по маркетингу.

При составлении годовой отчетности по МСФО между финансовым директором и бухгалтером возник спор, как учитывать понесенные расходы. С точки зрения финансового директора, речь идет об учете НМА. Перечисленные расходы будут способствовать дальнейшему росту продаж и приносить доход как минимум в течение срока действия договора аренды помещения. Поэтому расходы отражены в бюджете как НМА, которые списываются равномерно в течение действия договора аренды.

По мнению главного бухгалтера, говорить об учете НМА в данном случае нельзя. Понесенные затраты классифицированы как рекламные и списаны единовременно. Что касается расходов на создание рекламного видеоролика, то исключительные права на него не регистрировались, поэтому расходы также были признаны рекламными и отражены в отчете о прибылях и убытках. Кто прав?

НМА признается в учете, если соответствует (п. 18 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»):

  • определению НМА (п. 8–17 МСФО (IAS) 38);
  • критериям признания (п. 21–23 МСФО (IAS) 38).

Безусловно, компания ожидает от понесенных расходов будущие экономические выгоды, что является одним из условий признания актива, в том числе НМА. Однако возможность получения экономических выгод не является определяющим условием, поэтому разберем каждый вид расходов по отдельности.

Разработка концепции оформления торгового помещения. В данном случае расходы не соответствуют определению НМА в отношении идентифицируемости (п. 12 МСФО (IAS) 38) и наличия контроля (п. 13 МСФО (IAS) 38). Актив признается идентифицируемым в случае, если «может быть обособлен или отделен от организации и продан, передан, лицензирован, предоставлен в аренду или обменен». Поскольку концепция оформления – неотъемлемая часть стратегии конкретной компании, она не может быть использована отдельно от этой компании. Кроме того, возможность контроля над разработанной концепцией не оформлена юридически (регистрация исключительных прав), и потенциально идеи концепции может использовать любой посетитель магазина в своих целях.

Нельзя принять расходы к учету как НМА, так как они не соответствуют критерию признания НМА в части надежной оценки первоначальной стоимости (п. 21 МСФО (IAS) 38). Если детальный учет рабочего времени отсутствует, то невозможно рассчитать затраты на оплату труда сотрудников, участвовавших в разработке концепции.

По мнению аудитора, в данном случае более применим пункт 49 МСФО (IAS) 38 в отношении гудвила, созданного внутри организации, который не признается активом.

Затраты на услуги продюсерского центра. По мнению аудитора, разработка рекламного слогана по сути идентична созданию организацией торговых марок, баз данных и прочих статей, которые «невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом» (п. 64 МСФО (IAS) 38). Следовательно, затраты следует классифицировать как рекламные.

В договоре с продюсерским центром процесс создания видеоролика был разделен на несколько этапов:

1) анализ целевой аудитории магазина;

2) выбор соответствующей медийной персоны;

3) написание текста;

4) создание аудиовизуального сопровождения;

5) запись текста, произносимого выбранной медийной персоной;

6) наложение записи текста на аудиовизуальное сопровождение;

7) утверждение окончательной редакции видеоролика.

Для оценки того, удовлетворяет ли критериям признания самостоятельно созданный организацией нематериальный актив, организация подразделяет процесс создания актива на две стадии: стадию исследований и стадию разработки (п. 52 МСФО (IAS) 38).

Расходы, понесенные на стадии исследования, не могут быть капитализированы. В рассматриваемом случае первые два этапа относятся именно к стадии исследования, поскольку в соответствии с пунктом 56 МСФО (IAS) 38 они направлены на получение новых знаний и поиск альтернативных вариантов.

Расходы на стадии разработки капитализируют при одновременном выполнении условий самостоятельного создания НМА (п. 57 МСФО (IAS) 38):

  • техническая осуществимость;
  • намерение организации использовать или продать объект;
  • способность организации использовать или продать объект;
  • наличие предполагаемого способа извлечения будущих экономических выгод;
  • наличие достаточных ресурсов для завершения разработки;
  • способность организации надежно оценить затраты.

По мнению аудитора, на стадиях 3–5 не выполняются условия о намерении и способности организации использовать объект, а также соответствии первоначальному способу извлечения экономических выгод. Поскольку по отдельности текст и аудиовизуальное сопровождение ролика не могут быть использованы в экономической деятельности, то расходы по этапам 3–5 считаются расходами на исследования и списываются (п. 53 МСФО (IAS) 38).

Капитализировать в качестве НМА надо только расходы на последних двух стадиях (наложение записи текста на аудиовизуальное сопровождение и утверждение окончательной редакции видеоролика).

Не стоит забывать, что пункт 90 МСФО (IAS) 38 требует от организации установления срока полезного использования НМА, который в данном случае будет ограничен длительностью рекламной кампании на телевидении, во время которой будет демонстрироваться видеоролик.

Расходы на организацию выступления медийной персоны не капитализируются, поскольку не соответствуют определению НМА в отношении идентифицируемости (п. 12 МСФО (IAS) 38) и наличия контроля (п. 13 МСФО (IAS) 38).

Заработная плата директора по маркетингу. Запрещено включать в стоимость внутренне созданных НМА административные и прочие общие накладные затраты, кроме тех, которые могут быть отнесены непосредственно на подготовку актива к использованию (п. 67 МСФО (IAS) 38).

Поскольку невозможно идентифицировать расходы на оплату труда директора по маркетингу по созданию рекламного видеоролика (на стадии разработки), они не включаются в стоимость НМА.

Статья подготовлена по материалам журнала "МСФО на практике"

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль