Как спад в экономике влияет на бизнес и потребителей

300
PricewaterhouseCoopers провел исследование «Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?». Представители компании опрашивали менеджеров среднего звена отечественных и международных фирм, работающих в РФ, а также покупателей в магазинах, чтобы узнать, что они предпринимают в связи со спадом в экономике. Ниже представлены ключевые выводы исследования.

Как экономическая ситуация влияет на бизнес

45 % опрошенных менеджеров считают, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году этот показатель составил 68 %.

55 % респондентов  убеждены, что отрицательное воздействие текущей рецессии на экономику будет более значительным, чем в период кризиса 2009 года.

Опрос выявил, что за последние 12 месяцев выручка компаний сократилась в среднем на 7 %, в дополнение к 10-процентному спаду в прошлом году. 67 % респондентов отметили резкое падение общего рыночного спроса.

В то же время компании отмечают рост издержек (90 % респондентов по сравнению с 77 % в прошлом году отметили рост расходов на материалы), что приводит к существенному сокращению прибыли.

Все больше компаний стали прибегать к мерам оптимизации. Первыми под сокращение затрат, как и в прошлом году, попадают закупки (отметили 67 % респондентов). Однако в этом году отмечается рост популярности более структурных и стратегических изменений (например, пересмотр всей цепочки поставок) по сравнению с краткосрочными сокращениями (например, снижение затрат на рекламу).

Тем не менее, в долгосрочной перспективе ожидается еще больший сдвиг в сторону комплексной реструктуризации бизнес-моделей – что будет необходимым критерием успеха в условиях медленного роста экономики после выхода из кризиса.

Что думают о кризисе потребители

Результаты исследования PwC показали, что факт наступления кризиса уже является общепризнанным, потребители с ним смирились и уже строят соответствующие планы на будущее. 86 % опрошенных ответили, что Россия фактически находится в состоянии кризиса. 79 %  сообщили о том, что кризис повлиял на них лично.

При этом ожидания потребителей по поводу восстановления после кризиса стали более негативными. Большинство участников опроса считают, что кризис завершится не ранее начала 2019 года. В результате в поведении потребителей происходят кардинальные изменения.

Комментирует Мартайн Пейтерс, партнер, консультационные услуги компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, PwC в России

«Несмотря на то, что снижение ВВП было намного менее существенным, чем годом ранее, реакция потребителей оказалась заметно более негативной, что привело к серьезным изменениям в поведении потребителей и снижению уверенности в финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. При этом стремление населения экономно расходовать средства, судя по всему, переросло в устойчивую привычку, которая изменит потребительскую среду на многие годы вперед.

За год, прошедший с момента предыдущего исследования, к стратегиям экономии стали прибегать все больше потребителей. Они покупают меньше, покупают по промоакциям, покупают товары собственных торговых марок магазинов и более дешевые товары, а также покупают в более дешевых магазинах. Это оказывает значительное влияние на предприятия сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, но может сказаться и на темпах восстановления экономики в целом».

84 % респондентов заявили, что они начали принимать меры в целях сокращения своих расходов. 36 % участников опроса сказали, что они могут позволить себе «намного меньше» товаров и услуг, 52 % респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты.

Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит. Подавляющее большинство (88 %) опрошенных не планируют брать кредиты в течение следующих 12 месяцев.

В исследовании отмечается, что виден явный разрыв между регионами и Москвой: больше всего кризис сказался на потребителях в городах с населением от 500 000 до 1 млн жителей. Потребители из числа жителей Москвы более позитивно оценивают текущую экономическую ситуацию, чем жители регионов: 3,09 и 2,75 баллов соответственно по пятибалльной шкале.

Роль бренда даже в сложившейся ситуации остается очень важной. 65 % респондентов утверждают, что бренд играет большую роль при принятии их решения о покупке.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль