Как проверить контрагента. Советы юриста

2070
Меньшиков Александр
адвокат «Национальной юридической службы»
Мы приготовили подробную инструкцию, которая отвечает на вопрос, как проверить контрагента. Следуйте ей, и у вас не будет проблем с недобросовестными партнерами и с налоговыми органами.

Прежде чем говорить о том, как бесплатно проверить контрагента, определимся, зачем мы это делаем. Существуют две основных цели для данной проверки:

1) оценить его платежеспособность, чтобы убедиться, что он исполнит все свои обязательства;

2) проявить должную внимательность и осмотрительность при выборе партнера.

Несмотря на то, что названные цели по своим основаниям различны, действия, которые необходимо провести организации, в том и другом случае во многом схожи.

Рассмотрим подробнее, как проверить контрагента и провести оценку его кредитоспособности. Такую проверку мы обычно проводим в том случае, когда сделка с поставщиком или заказчиком осуществляется впервые, он нам неизвестен, при этом исполнение им своих обязательств полностью либо частично происходит после выполнения обязательств с нашей стороны.

Если контрагент уже знаком по одной либо нескольким сделкам и пользуется нашим полным доверием, даже в этом случае мы не застрахованы от риска прекращения исполнения своих обязательств. Поэтому проверку стоит проводить периодически, причем проверять всех без исключения, в идеале – перед совершением каждой новой сделки.

1. Запросите документы

Итак, как проверить контрагента? Во-первых, запросите у него следующие документы:

  • свидетельство о регистрации (ОГРН) и свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН), а также о внесении изменений в учредительные документы;
  • устав;
  • учредительный договор (если общество состоит из двух и более учредителей (участников));
  • решение (протокол) о создании;
  • решения (протоколы) о внесении всех изменений в учредительные документы, а также о смене юридического адреса, генерального директора, участников общества;
  • приказ о назначении на должность генерального директора и главного бухгалтера;
  • выписка из ЕГРЮЛ – дата выписки не позднее (5 дней) до момента запроса;
  • паспорта генерального директора и главного бухгалтера.

Документы предоставляются в виде:

а) первоначально – цветных сканов документов, высланных по электронной почте;

б) письменных копий документов, заверенных подписью руководителя организации и печатью организации, высланных почтовой связью.

2. Проверьте по базам данных

Разберем далее, как проверить контрагента бесплатно. Убедитесь, что его нет в следующих базах данных:

  • судебные, арбитражные дела (сайт: http://kad.arbitr.ru/; сайты районных (городских) судов по юридическому адресу контрагента);
  • исполнительные производства (сайт: http://fssprus.ru/);
  • банкротство;
  • ликвидация / реорганизация;
  • адрес массовой регистрации;
  • массовые директора / учредители;
  • судебные дела, исполнительные производства в отношении руководства организаций.

3. Поищите иформацию в интернете

Один из самых очевидных ответов на вопрос, как проверить контрагента – поискать о нем информацию в сети. Отзывы о различных нарушениях в его деятельности, а также его руководства, а возможно, о различных преступлениях и правонарушениях в их действиях, будут очень полезны до того, как принять решение, работать с ним или нет.

4. Внимательно проверьте условия заключаемых договоров

Есть еще очевидный способ проверить контрагента, как проверка условий договора. Изначально настроенный на недобросовестные действия партнер, вероятнее всего, предложит заключить договор по предложенной им форме и включит в него условия, которые в дальнейшем могут сделать затруднительным предъявление к нему юридических претензий. Расскажем, что предпринять, чтобы себя обезопасить.

Разработайте и утвердите собственные, типовые, договоры, содержащие условия, обеспечивающие интересы вашей организации:

– по каждой группе гражданско-правовых отношений (поставка, подряд, строительный подряд, хранение товара, транспортные, иные услуги т.д.);

– по конкретному виду договоров – исходя из конкретных условий (условия оплаты, сроки, ответственность, рассмотрение споров и т.д.).

Проанализируйте представляемые договоры на предмет возможных рисков неисполнения обязательств, а также неприемлемых и незаконных условий. Готовьте и согласовывайте протоколы разногласий к данным договорам.

Проверьте полномочия лица, подписывающего договор от контрагента. Если подписант не является руководителем организации, попросите доверенность и убедитесь, что она действует и у него есть полномочия подписывать документы по сделке. Получите копию паспорта подписанта, а также приказа о приеме на работу и сверьте подписи с договором.

5. Получите и зафиксируйте документально сведения о текущей деятельности организации

Вам понадобятся следующие данные о контрагенте:

  • сведения о реальном нахождении по адресу регистрации или по установленному фактическому адресу;
  • сведения об источнике получения информации о нем (реклама, адрес сайта, журнал/газета, буклеты с выставки или рекламные буклеты, листовки, документирование сведений о телефонных переговорах с контрагентом (данные по телефонному звонку: когда, кто звонил, номер телефона);
  • сведения о менеджерах и иных контактах контрагента;
  • сведения о связи и общении с его представителями (адреса электронной почты, номера телефонов работников и представителей, по возможности – их паспортные данные, описание внешности, мест встреч с работниками).

Чтобы успешно проходить налоговые проверки, советуем также вести учет договоров с контрагентами, прикладывать документацию подтверждающую проведение проверочных мероприятий в его отношении, о которых мы говорили ранее.

Обязательно проверяйте и учитывайте все поступающие от партнера по сделке первичные документов: (товарные, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг) и т.д.).

Чтобы сотрудники не забывали проверять орагнизации при работе с ними и делали все правильно, разработайте отдельный документ, например, «Инструкцию по проверке контрагентов организации» и ознакомьте с ним сотрудников под роспись.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль