Новый Таможенный кодекс ЕС. Практический анализ рисков и перспектив

862
Айвазов Андрей
ведущий юрист департамента юридического и налогового консалтинга Группы компаний АКИГ
1 мая 2016 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕС (Union Customs Code, UCC), который создает новые вызовы и возможности для всех компаний, в том числе и российских, экспортирующих товары в Европейский союза или импортирующих их из ЕС. И хотя положения Таможенного кодекса ЕС применяются со дня вступления в силу, разумно предположить, что все необходимые технические системы для реализации всех его норм будут введены не раньше 2020 года.

Новый Таможенный кодекс ЕС разработан с целью достижения взаимного согласия между странами ЕС и предполагает создание единого электронного таможенного интерфейса, объединяющего национальные таможенные базы и доступного всем двадцати восьми участникам Европейского Союза. В Таможенном кодексе ЕС водится ключевое понятие «бизнеса, заслуживающего доверия» (trustworthy business, понятие ложится в основу критерия «зарегистрированного экономического агента», или Authorized Economic Operator - AEO), которое должно упростить и удешевить таможенные процедуры для бизнеса, заслуживающего доверия. Мера вводится в качестве балансирующей между необходимостью поддерживать усиленные меры безопасности, введенные после 11 сентября и до сих пор актуальные, и экономически обоснованной необходимостью сокращать сложности в сфере международной торговли.

Станет ли отсутствие полноценного таможенного единства проблемой

Еврокомиссия оставила широкие полномочия государствам-членам ЕС в том, что касается применения и трактовки многих правил Таможенного кодекса ЕС. Несмотря на то, что Кодекс декларирует ЕС как единое таможенное пространство, это положение можно назвать правдой только для торговли внутри самого Евросоюза. На практике, для внешних компаний государствами-участниками вводятся совершенно разные тарифы, которые необходимо учитывать при планировании цепочки поставок.

В ЕС не существует единого таможенного агентства, что в некотором роде добавляет потенциальных сложностей и показывает несогласие между многими странами по таможенным вопросам. Государства не хотят отдавать суверенитет в этой части, в первую очередь опасаясь проблем безопасности – на практике это значит, что стоит быть готовым к уже привычным усиленным проверкам груза на предмет наличия нарушений безопасности.

Кроме того, государства на собственное усмотрение устанавливают сроки введения некоторых новых положений, в особенности это касается электронных систем и требований финансовых гарантий. При планировании цепочки имеет смысл импортировать товар в более «удобную» европейскую страну через промежуточного импортёра и затем провезти его в нужное государство.

Помимо этого, нет единых санкций за нарушение таможенного законодательства – конкретные штрафы определяются таможенными службами конкретных стран ЕС. В отдельных случаях нарушения, которые одна страна просто «вскрывает» и за которые не вводит дополнительных санкций, могут привести к ответственности вплоть до конфискации товаров и уголовного преследования в другой стране.

Несмотря на это, однако, стоит помнить, что все страны обязаны ввести в действие все обязательные положения UCC немедленно после вступления Кодекса в силу и начать работу по тем, где им дана свобода усмотрения, так что, за исключением перечисленных моментов, стоит рассчитывать на единый подход.

Преимущества Таможенного кодекса ЕС

Обновление таможенных правил ЕС создает ряд новых возможностей. В частности, если компания соответствует критериям AEO (зарегистрированного экономического агента), то она может воспользоваться рядом преимуществ. К таковым, например, относятся упрощенные декларации и меньше контрольных процедур при импорте/экспорте товара.

Кроме этого, есть и несколько преимуществ «на перспективу». С момента введения единых электронных систем (ориентировочно в 2020 году), все таможенные формальности внутри ЕС можно будет разрешить через единый таможенный центр. Будут также введены «собственные записи» (EIDR), которые позволят делать таможенные документы внутри импортера/экспортера, без необходимости предоставлять стандартный пакет документов или товары для инспекции, при условии, что в случае возникновения желания у таможни осмотреть груз она сможет это сделать. Более того, компании смогут сделать собственный расчёт пошлин – однако не стоит надеяться на то, что при редких, но все же существующих проверках таможня не вскроет недоплату.

Еще одним преимуществом нового Таможенного кодекса ЕС является гораздо более единый, унифицированный классификационный список товаров. Еврокомиссия стремится к полностью единой классификации и готовит полное объединение классификационных критериев, который следует ждать примерно к 2018 году.

Наконец, большинство специальных процедур стали более дружественными к компаниям. Например, для получения разрешения на процедуру «внутренней переработки» (процесс, когда товары ввозятся в ЕС, там перерабатываются и затем экспортируется, не облагается таможенными пошлинами), больше не требуется показать «явное намерение» вывезти переработанный товар из ЕС. Также не уплачивается «компенсационный процент», если компания вдруг передумает после переработки товара вывозить его из ЕС, заплатит стандартные пошлины и запустит на европейский свободный рынок. Кстати, описанные особенности могут стать хорошим инструментом для отсрочки уплаты пошлины компаниями-импортёрами.

Вызовы для бизнеса: что принес нам новый таможенный ЕС

Общее правило в том, что требуются «гарантии». В соответствии с предыдущим Таможенным кодексом, государства-члены ЕС сами устанавливали необходимость представления экспортерами финансовых гарантий. На практике многие страны не делали этого.

Согласно Таможенному кодексу ЕС, все таможенные процедуры должны быть подкреплены гарантией. Гарантией может быть какое-либо письменное обязательство или же, например, депозит. Можно внести «постоянный депозит» - крупную сумму, с которой таможенная служба сама будет снимать пошлины – это актуально для тех, кто постоянно ввозит товар в ЕС. Депозит или обязательство может потребоваться для всех пошлин и сборов, которые могут быть взысканы таможней, в том числе в случае хранения товара на таможенном складе. Проблем с возвратом неиспользованного депозита нет.

Компании, которые соответствуют требованиям зарегистрированного экономического агента (AEO), могут получить гораздо более удобные условия в плане финансовых гарантий. Можно использовать аккредитивные схемы для покрытия расходов, получить уменьшение объёма гарантии. Стоит упомянуть, если компании со статусом AEO не требовалась гарантия до Таможенного кодекса ЕС, то ситуация не изменится до пересмотра статуса AEO!

Критерии для получения статуса AEO, однако, стали сложнее. В соответствии с новым Таможенным кодексом ЕС, компаниям, претендующим на статус зарегистрированного экономического агента, необходимо показать хороший record of compliance (историю соответствия) как по вопросам таможни, так и по вопросам налогообложения. Также необходимо доказать наличие в штате компании квалифицированных таможенных специалистов или факт сотрудничества с уважаемой консалтинговой фирмой. Если российская компания работает через европейскую «прослойку», то критерию хорошего record of compliance должны соответствовать две фирмы.

Новые правила оценки стоимости товара могут повлечь за собой увеличение затрат. Речь не только о запрете правила «первой продажи», которое описана в разделе ниже. Таможенный кодекс ЕС предусматривает возможность таможенных органов потребовать у компаний уплатить таможенные сборы по роялти и лицензионным отчислениям. По прошлому кодексу это было возможно только в случае их неразрывной связи с товаром, как это предписано международным правом.

Кроме этого, Таможенный кодекс ЕС требует от компаний соответствия дополнительным критериям в случае, если у фирмы есть желание использовать упрощённый процесс оценки, например, если все данные, которые требуются для расчёта таможенной стоимости товара недоступны в момент начала импорта и таможенная служба согласна рассчитать стоимость товара по специальным критериям.

Применяются разные правила касательно происхождения товара. По разным причинам, для всех товаров, ввозимых в ЕС по стандартным условиям, в документах должен быть помечен «не преференциальный» таможенный режим. По старому кодексу, страна происхождения (за несколькими исключениями) определялась как страна, где произошла «последняя существенная трансформация» товара. Таможенный кодекс ЕС заменил этот расплывчатый критерий более четкими требованиями в соответствии с различными категориями.

Некоторым компаниям нравится такой подход, так как он создает большую ясность и правовую определённость. Многим экспортерам, однако, он вредит, поскольку они вынуждены пересмотреть свои схемы, на них могут быть наложены «антидемпинговые» пошлины.

Стоит отметить, что новый Таможенный кодекс ЕС сократил количество категорий таможенных складов в ЕС и авторизационные процедуры, если они использовались, необходимо пересмотреть в соответствии с новыми правилами.

Советы российским компаниям, экспортирующим в ЕС

Нам бы хотелось дать несколько советов, которые могут помочь российским компаниям разобраться в сложных положениях Таможенного кодекса ЕС. Советы актуальны не только для компаний, производящих товары в России, но и для тех, кто производит их в азиатских странах с дешевой рабочей силой – например, в Китае.

Необходимо быть осторожными при запросе BTI. Ранее, очень популярным был запрос обязательной тарифной информации – BTI, которая в соответствии с новым UCC может быть выдана таможенным органом любой страны ЕС и обязательна на протяжении трёх лет. Однако, если ранее можно было просто «проигнорировать» BTI, сделанный не в той стране, в которую ввозится товар, то сейчас этого сделать не получится. Forum shopping (выбор благоприятной юрисдикции) запрещается Таможенным кодексом ЕС и экспортеру нельзя проигнорировать невыгодный BTI.

Правило «первой продажи» больше нельзя применять. Ранее, классической схемой для уменьшения таможенных пошлин при вводе товаров в ЕС было правило первой продажи. Выглядело это следующим образом: компания-производитель использует в поставке «прослойки», желательно из других стран. Пример: первой прослойке товар продается за 10 000 долларов, прослойка продает конечному покупателю за 30 000 долларов. По правилу первой продажи, пошлины платились с 10 000 долларов – стоимости по первой части «цепочки». Для многих азиатских стран это было классической схемой, традиционно используемой в расчете стоимости транзакции. Сейчас, однако, применяется правило последней продажи, соответственно пошлина уплачивается по сумме контракта с окончательным покупателем – в примере 30 000 долларов. Мы советуем пересмотреть схемы поставки и рассмотреть возможность уменьшения цен в официальных инвойсах.

Необходимо быть готовым предоставить финансовые гарантии. Новые положения Таможенного кодекса ЕС требуют от экспортеров предоставить гарантии оплаты таможенных пошлин. Компаниям следует планировать на некоторый период в будущем и учитывать гарантии в бюджете, а также подготовить свидетельства наличия средств на оплату пошлин (например, письмо из банка). Стоит подумать также о том, чтобы внести депозит.

Имеет смысл стать AEO. Статус зарегистрированного экономического агента позволит уменьшить объём необходимых финансовых гарантий, а также предоставит преимущества, уже описанные выше.

Подготовьте доказательства происхождения товара. Это особенно важно для российских компаний, производящих товар в развивающихся странах. Новый Таможенный кодекс «работает» вместе с Общей схемой преференций ЕС и товары, произведенные в развивающихся странах, могут быть ввезены в ЕС по уменьшенным пошлинам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль