ВИДЕО: частые ошибки при создании системы бюджетирования

833
Гребенников Алексей
главный экономист ГК «Резон»
Чтобы система бюджетирования была эффективной, необходимо согласовать бюджеты с целями компании, убедиться, что все процессы закреплены соответствующими регламентами и по каждому из них назначен ответственный.

Наиболее распространенная ошибка при создании системы бюджетирования – это отсутствие взаимосвязи между целями компании и ее бюджетами. Часто возникает ситуация, когда цели компании утверждаются собственником и смотрят в будущее, а бюджеты составляются управленцами (директором, менеджерами) и ориентируются на то, что компания имеет на данный момент. Естественно, что при таком подходе, когда проходит год, собственник с удивлением обнаруживает, что компания находится совсем не там, где он рассчитывал увидеть ее в начале года. Это вполне естественно, поскольку цели были одни, а бюджетные планы другие, и все достигали своих планов. В соответствии с этим, при создании системы бюджетирования должна соблюдаться цепочка сверху вниз. Изначально мы строим цели компании, они могут быть на три-пять лет, затем под эти цели планируем укрупненный годовой бюджет, который оцифровывает эти цели и показывает, как мы их будем достигать. На основании годового бюджета мы строим квартальный, соответственно, если применять детализацию до месяца, то из квартального получается месячный план. Именно при такой постановке у нас наибольшая вероятность того, что, при отсутствии форс-мажорных обстоятельств, работая по этим бюджетам в конце года мы достигнем целей, которые ставил собственник бизнеса перед компанией.



Вторая ошибка, которая тоже достаточно часто встречается при создании системы бюджетирования на предприятии, это отсутствие проработанной методологии бюджетирования. Я видел много компаний, которые заявляли, что внедрили систему бюджетирования, но когда начинаешь смотреть, как сделана система и как она работает, становится понятно, что за бюджеты никто не отвечает, а вся вина возлагается на финансового директора. Основной минимум, который необходим для того, чтобы бюджеты планировались, и их выполнение отслеживалось качественно, это следующие документы:

1. Финансовая структура компании. Причем это цепочка центров финансовой ответственности, центров прибыли, центров доходов, она должна основываться на организационной структуре компании. При разработке системы бюджетирования нужно выделить те предприятия и тех руководителей, которые реально отвечают за планы, которые могут влиять на результаты оперативно, и, соответственно, которых можно замотивировать на эти показатели.

2. Положение о бюджетировании. Он должен содержать настройки, которые позволят определить форматы бюджетов, их детализацию, ответственных за их составление, за отражение финансовых результатов, и ответственных за их выполнение.

3. Методика планирования бюджета. Нужно понимать, кто, как и что должен планировать (см. Как распределить функции подготовки, согласования и утверждения бюджетов по центрам ответственности).

Простой пример. Допустим крупный завод. В нем существует 15 центров финансовой ответственности. У всех есть строка затрат – затраты на электроэнергию. Но на самом деле на электроэнергию влияет один единственный человек – главный энергетик. Только он знает, какие будут изменения в цене киловатт, какие будут ремонты электросети, какое новое оборудование поставят. Соответственно, он должен быть ответственным за эту статью бюджетирования целиком и полностью – за ее планирование, а также отвечать за ее выполнение и контроль. Но никак не финансовый директор компании.

4. Инструкция о бюджетном контроле, которая полностью находится в ведении финансовой службы, потому что финансовая служба по определению координирует планирование бюджетов и контролирует их выполнение. В этом документе мы прописываем, как оформляются заявки, как они проверяются, каким образом разрешаются внебюджетные или сверхбюджетные расходы, как описывается порядок согласования и утверждения бюджетов, ответственность всех участников бюджетного процесса.

5. Регламент бюджетирования, в котором нужно отразить все виды бюджетов, сроки их составления – кто визирует, кто согласовывает, кто утверждает, кто транслирует их в компанию, кто контролирует выполнение, анализирует данные и, соответственно, потом предлагает к корректировке на следующий период.

Еще одна из ошибок, которые достаточно часто встречаются при создании системы бюджетирования со стороны собственников и генерального директора, возложение ответственности за сам процесс бюджетирования на финансового директора. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что ответственными за выполнение бюджетов являются владельцы, то есть руководители центров финансовой ответственности. А сводный бюджет компании должен утверждать и отвечать за качество его исполнения генеральный директор. Финансовый директор отвечает за бюджетный контроль и за план-фактный анализ исполнения бюджетов. Это все обязательно должно быть прописано в положениях и работать на практике. Только тогда можно гарантировать, что бюджеты будут составляться качественно и выполняться с наименьшими отклонениями.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль