Факторинг или кредит на пополнение оборотных средств: как сравнить и выбрать?

470
Среди множества вариантов для пополнения оборотных средств, многие компании предпочитают факторинг дебиторской задолженности. Это не самая распространенная, но набирающая популярность услуга на российском финансовом рынке. Поэтому вопрос выбора поставщика факторинговых услуг актуален для предпринимателей.

Что такое факторинговые операции

Факторинг — это  комплекс финансовых инструментов. В их основе лежит переуступка прав требования платежей за поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы.

Компания отгружает товар или производит работы, но получает деньги не от получателя благ, а от посредника — фактора, который производит оплату в размере до 95% от причитающейся суммы. Взамен фактор получает неоплаченные платежные требования. Оставшуюся сумму платежа, за вычетом комиссии, факторинговая компания возвращает в момент получения расчета от получателя товара или услуги.

Таким образом, поставщик получает денежные средства, которые сразу можно использовать для решения бизнес-задач или увеличения оборота. У поставщика не возникает кассовых разрывов, как если бы он предоставлял отсрочку платежа напрямую. Получатель товара получает отсрочку платежа, которая может быть до полугода. Фактор получает комиссионные за работу с платежами.

Кроме того, факторинговые компании, прежде чем заключать договор на обслуживание и проводить сделки факторинга, анализируют и оценивают возможности торговых партнеров своих клиентов. После заключения договора, факторы страхуют риск неплатежей со стороны торговых партнеров и управляют дебиторской задолженностью клиентов. Таким образом, получая услуги факторинга, компании снижают нагрузку на свои бухгалтерские подразделения, получая возможность сконцентрировать усилия на текущих операционных вопросах. Основная задача факторинговых компаний — не столько бороться с дебиторской задолженностью, сколько увеличить оборачиваемость средств клиента.

Историки говорят, что деятельность, сходная с факторингом появилась еще в древности, за две тысячии лет до нашей эры. Первые факторинговые компании, которые более всего похожи на современные, появились в Англии в XVII веке, а в течении двух веков распространилась и в Северной Америке. В настоящее время до 90% текстильных компаний США работают с использованием факторинговых операций.

В российском законодательстве термин «факторинг» не используется. Вместо этого термина применяется конструкция «финансирование под уступку денежного требования», которому целиком посвящена глава 43 Гражданского кодекса РФ.

Впрочем, как отмечают эксперты из Ассоциации факторинговых компаний, основываясь на Конвенции «О международном факторинге», принятой Международным институтом по унификации частного права в Риме (УНИДРУА), российское законодательство не полностью раскрывает весь комплекс факторинговых операций. В целом, законодательное обеспечение этой деятельности остается местом дискуссии специалистов, в результате чего стоит ожидать внесения изменений в ГК РФ и другие правоустанавливающие документы.

Факторинг или кредит

Прежде чем начать использовать факторинговые операции в своей деятельности, компании стоит оценить экономическую эффективность факторинга и проанализировать все варианты для финансирования своей деятельности. Это могут быть собственные ресурсы, краткосрочный кредит на пополнение оборотных средств, в том числе и под залог товаров в обороте, овердрафт, кредитное страхование.

По мнению некоторых владельцев бизнеса, лучше всего использовать собственные средства для финансирования. Так собираются все посредники и компания не зависит от ситуации на финансовом рынке. Впрочем, такой подход не всегда можно назвать рациональным. Ведь для того и существует банковское кредитование, чтобы развивать собственный бизнес.

Итак, кредит на пополнение оборотных средств — еще один вариант для привлечения денег. Для получения кредита необходимо собрать ряд необходимых документов, предоставить залог и впоследствии выплачивать проценты. Очевидно, что рентабельность бизнеса должна покрывать издержки на обслуживание кредита. Есть еще овердрафт, инструмент, схожий с кредитованием, с той разницей, что он предоставляется исходя из размера операционных оборотов, на меньший срок, чем кредит на пополнение оборотных средств, обычно на месяц, а также не требуется предоставление залога.

Кредитное страхование — это еще один вариант обеспечить уверенность в работе компании. Однако страхование не предлагает необходимой оперативности, выплаты наступают после наступления страхового случая, а это значит, что возможны кассовые разрывы и снижение ликвидности предприятия.

Факторинг дебиторской задолженности обладает более весомым потенциалом в качестве финансового инструмента. Выплата денег в основном объеме платежа происходит сразу, компания имеет возможность использовать поступившие средства. И в отличие от кредита, который зависит от размера залогового обеспечения, факторинг зависит от объема продаж заемщика. Такой подход более интересен для бизнеса.

Особенности факторинга

Факторинговое обслуживание, которое может получить компания, различается по степени принимаемого риска со стороны финансовой организации.

Два основных типа факторинга — с регрессом и без регресса. При первом варианте фактор получит свои деньги обратно в любом случае. Если получатель товара не проводит платеж, то фактор будет требовать деньги у поставщика. Такая схема подходит для тех компаний, которые уверены в том, что их партнеры по бизнесу, их клиенты проведут платежи.

Второй вариант сделки факторинга —  это более рискованный вариант для фактора. Он рискует своими средствами в случае неуплаты дебитором своей задолженности. При факторинге без регресса фактор не может требовать свои средства с поставщика. Поэтому фактор самостоятельно проводит оценку платежеспособности дебиторов и составляет портрет потенциальных покупателей с целью минимизировать риски своего бизнеса. Факторинг без регресса предпочитают компании, которые либо начинают работать с новыми покупателями, либо когда его платежеспособность вызывает сомнения.

Также факторинговые операции бывают внутренние, когда фактор и его клиент находится в одной стране. Международный факторинг — когда фактор находится в другом государстве. Факторинг может быть открытым, когда дебитора уведомляют о том, что право требования платежа по полученным товарам или услугам переходит к фактору. Соответственно закрытый факторинг ведется без уведомления дебитора. Закрытый факторинг может использоваться при работе с такими дебиторами, которые негативно относятся к дополнительным финансовым инструментам и посредникам, которые могут появится в цепочке поставщик-покупатель. Тем не менее, компания должна ориентироваться на собственные выгоды, которые предоставляет им такая схема.

Значительное число зарубежных компаний используют факторинг — финансирование под уступку денежного требования. Кроме того, факторинг позволяет использовать страховые продукты, управление задолженностью, бухгалтерское сопровождение и другие финансовые инструменты. Такой комплекс услуг ускоряет денежный оборот компании-кредитора, делает его более устойчивым и предсказуемым.

Существуют и другие варианты факторинга, которые могут значительно различаться по мере того, какие возможности предлагает факторинговая компания рынку. Это может быть факторинг без финансирования, основная задача фактора в этом случае — управление дебиторской задолженностью клиента, контроль получения платежей в установленные сроки. Возможен тендерный факторинг, когда проводится финансирование выигранного тендера, позволяющее начать работу по конкурсному контракту без кассового разрыва из-за отсрочки платежа. Есть факторинг для дебитора — закупочный и предпоставочный.

Преимущества факторинга

В первую очередь стоит выделить то, что для факторинговые операции не требуют залогового обеспечения. При таком способе работы обеспечением выступает дебиторская задолженность, а не сырье, средства производства, собственные ресурсы или товары, как в случае обращения за кредитом на пополнение оборотных средств.

Второе преимущество — факторинговая компания при принятии решения о расчете факторинга, рассматривает платежеспособность не поставщика, а получателей товаров или услуг.

Следующий плюс, это гибкость работы с денежными средствами. Факторинг предусматривает поступление денег не по жесткому графику, как в случае с кредитной линией, а по мене отгрузки товаров. Таким образом поставщик имеет более широкие возможности по бюджетному планированию, что дает высокую финансовую устойчивость бизнеса.

Факторинг позволяет минимизировать риски неплатежей от дебиторов, а также получить финансовое сопровождение текущей деятельности и не расходовать силы на ведение дебиторской задолженностью и контроль поступления платежей от своих клиентов.

Все эти преимущества позволяют вести собственный бизнес более активно, модернизировать производство, увеличить товарооборот, в целом — сконцентрировать усилия на развитии, а не на текущих вопросах по получению денег от должников.

Как мы видим, факторинг – это весьма удобный способ обеспечить себя постоянным денежным потоком и переложить риски неоплаты счетов на третью сторону. Но, безусловно, у него тоже есть свои подводные камни Read more: http://fd.ru/articles/157787-qqq-16-m5-13-05-2016-podvodnye-kamni-faktoringa#ixzz49kv8N4Iw

Источник: /articles/157787-qqq-16-m5-13-05-2016-podvodnye-kamni-faktoringa

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Кому нужен факторинг

Факторинговые операции могут помочь в работе тем компаниям, которые имеют как поставщиков, так и клиентов. И если клиенты просят отсрочку платежа, а поставщики не предоставляют отсрочку, то возможны кассовые разрывы. Кредит на пополнение оборотных средств не всегда подходит таким компаниям — из-за рисков неплатежей со стороны дебиторов, в результате чего возможно снижение финансовой устойчивости компании.

Факторинг поможет повысить дисциплину платежей, особенно если дебитор позволяет себе просрочки меньше недели. При работе без факторинга просрочка подразумевает прекращение поставок, что не выгодно ни поставщикам, ни покупателям. Факторинг, наоборот, помогает развивать и поддерживать продажи.

По отзывам некоторых представителей компаний, которые уже используют факторинг в своей работе, при переходе на новый формат финансовых отношений со своими потребителями, наибольшую активность проявляли не финансовые подразделения, а коммерческие — они быстрее понимали выгоды от нового варианта работы.

Впрочем, факторинговые компании предоставляют свои услуги не всем компаниям, у них также есть определенные требования к факторингу. С меньшим интересов они рассматривают предприятия, которые занимаются спекуляциями или производящие продукцию узкой специализации, а также торгующие широким ассортиментом товаров или с большим количеством дебиторов с небольшими объемами задолженности. Также не рассматриваются компании занимающиеся бартером или практикующие субподряд, например — строительные фирмы.

Требования факторинга

При выборе фактора следует тщательно изучить его финансовую состоятельность. Также представители многих компаний, которые имеют опыт факторинга, рекомендуют работать именно с факторинговыми компаниями, а не с банками. Зачастую для банков это побочный продукт, которому он не будет уделять должного внимания, что в результате может негативно сказаться на финансовой стороне работы поставщиков и дебиторов. Кроме того, банк так или иначе будет перетягивать клиента на классические банковские продукты, отнимая внимание и энергию менеджмента компании. В вопросе «факторинг или кредит», банк склоняется к кредитованию

По мере роста интереса к факторингу, также увеличивается интерес к ЭДО — электронному документообороту, который существенно сокращает издержки всех участников факторинга. Обмен важными финансовыми документами происходит быстрее, без задержек, поэтому желательно, чтобы факторинговая компания предоставляла эту возможность.

Часто при внедрении ЭДО дополнительно используется конферминг (англ. Confirming – подтверждение), когда между фактором и поставщиком уже установлены деловые отношения, тогда финансирование отгрузок ведется без обязательного сбора всех документов. Такая схема работы очень распространена в Европе. Получатель товара подтверждает поставку, после чего фактор оформляет сделку и переводит деньги.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль