Чем грозит бизнесу автоматический обмен финансовой информацией с другими странами

1816
На прошлой неделе ФНС России подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией. С 2018 года РФ присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран. Это позволит налоговикам получать данные о счетах налогоплательщиков в более чем 80 юрисдикциях, в том числе в офшорах. Мы спросили у экспертов, как это нововведение отразится на компаниях и когда это произойдет.

«Даже обмен информацией между российскими госорганами не всегда работает эффективно»

Чем грозит бизнесу автоматический обмен финансовой информацией с другими странамиЕкатерина Костромина, генеральный директор, управляющий партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты»
В рамках деофшоризации власти приняли ряд значимых законодательных актов, направленных на усиление контроля над финансовыми потоками физических и юридических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации. В том числе введены ощутимые штрафы за нарушение порядка уведомления об участии в иностранных организациях, открытии счетов в иностранных банках, а также о контролируемых иностранных компаниях и непредставление отчетности или неуплату налогов за контролируемые иностранные компании. Однако любой юрист понимает, что при отсутствии у проверяющих или правоохранительных органов реальной возможности выявления совершаемых в регулируемой деофшорным законодательством сфере правонарушений, данные санкции не работают.

Присоединение к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран – это именно тот механизм, который позволит налоговым органам эффективно отслеживать и контролировать движение денежных средств за пределами российской юрисдикции.

На мой взгляд, подписание соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией – шаг своевременный и прогнозируемый. При этом у меня как у практикующего юриста возникают вопросы относительно готовности налоговых органов к качественному выполнению данной фискальной функции, наличия квалифицированного штата, способного обрабатывать поступающие данные от иностранных государств. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что обмен информацией даже между российскими государственными органами работает не всегда эффективно: задержка в представлении информации, искажение данных при получении и включении в базы, есть и другие проблемы. Возможно до 2018 года, когда Россия начнет обмениваться финансовой информацией по установленным единым стандартам налоговикам удастся решить все вопросы и построить отлаженную систему межгосударственного взаимодействия. В любом случае, появление самой возможности обмена финансовой информацией с иностранными государствами является важным элементом совершенствования российской налоговой системы, который должен способствовать сокращению количества применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем и улучшению налогового климата в стране.

«Россия пока не готова к автоматическому обмену информацией»

Чем грозит бизнесу автоматический обмен финансовой информацией с другими странамиЭдуард Савуляк, директор московского офиса компании Tax Consulting U.K.
Просто подписать соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией не достаточно. Теперь необходимо подписать различные двусторонние соглашения об обмене с конкретными странами. И вопрос даже не в том, что Россия еще этого не сделала. Дело в том, что большинству стран обмениваться с Россией подобной информацией нет никакого экономического смысла. А реальных рычагов давления на такие страны-отказники (на те же офшоры, например) у России – нет.

В российском Минфине и ФНС предпочитают не конкретизировать информацию о том, что обмен – двусторонний. Это значит, что не только России должны информацию предоставлять. Но и Россия должна направлять что-то в ответ. Но готова ли именно Россия к такому обмену? Конечно же, нет! Ни для кого не секрет, что никто в России не знает, кто именно стоит за какой-то отечественной компанией. Ни налоговые органы, ни Минфин, ни прокуратура. И ответственности за такое положение вещей в России нет никакой. Так какого качества российские налоговые органы будут предоставлять информацию другим странам? Очень низкого! Боюсь, эта информация будет на 99% повторять информацию из российского ЕГРЮЛ. И опять мы возвращаемся к вопросу о том, что смысл в двустороннем обмене информацией с Россией у других стран (даже, вроде бы, заинтересованных в таком обмене) – теряется.

Нередко заявляется, что к соответствующей конвенции ОЭСР присоединилось уже порядка 100 стран, то есть теперь нигде не спрятаться, ни скрыться. Но, все-таки, присоединились к конвенции далеко не все. Из популярных в России компаний и банков – ОАЭ не присоединились, например. Получается, что открывшим в ОАЭ компании и счета бояться нечего. С другой стороны, присоединиться к конвенции  мало. Необходимо еще ее и ратифицировать у себя в стране и чтобы она вступила в силу в конкретной стране. И вот на этом этапе «зависло» достаточно много стран. Они вроде бы, и присоединились, чтобы уж совсем «изгоями» не выглядеть в глазах мирового сообщества, но, формально к обмену не готовы. И самый яркий пример здесь – США, которые подписали соответствующий формуляр еще в 2010-м году, но дальше – не пошли… Более того, в конце прошлого года представители США заявили о том, что не видят смысла в дальнейших движениях, так как «по своим» налогоплательщикам они уже информацию получают в рамках FATCA. Т.е. США на обмен – не пойдут! И теперь, глядя на США, размышляют о схожей позиции и многие другие страны с офшорной пропиской.

Конечно, говорить о том, что никакого обмена информацией между странами происходить не будет – неверно. Он будет. Но, вот, будет ли он настолько эффективным, как хотелось бы именно российским фискалам? Вряд ли! Почему-то никто не хочет вспоминать о том, что, например, с Швейцарией, Латвией, Кипром, Люксембургом, Мальтой и т.д. обмен информацией у России существует уже достаточно давно. Пусть не автоматический, пусть – по запросам. Но где громкие налоговые дела? Где доначисления? Значит ли это, что с Россией никто не обменивается? Отнюдь, нет. Скорее, информацию, которую российские фискалы получают, они не могут трансформировать в доначисления. Т.е. совсем не в обмене информацией, похоже, дело.

«Говорить о начале эффективного автоматического обмена финансовой информации с офшорами пока преждевременно»

Чем грозит бизнесу автоматический обмен финансовой информацией с другими странамиНиколай Рудоманов, юрист налоговой практики юридической фирмы VEGAS LEX
Подписание соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией является знаковым событием. И само соглашение и конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, ранее ратифицированная РФ, являются правовой основой для реализации автоматического обмена финансовой информацией между странами согласно Единому стандарту отчетности (Common ReportingStandard, CRS), разработанного ОЭСР.

Планируется, что российские налоговые органы с 2018 года будут получать от иностранных налоговых органов в автоматическом режиме на ежегодной основе информацию о зарубежных счетах российских налоговых резидентов, а также передавать такие же данные об иностранных налоговых резидентах в России своим иностранным коллегам. К таким сведениям, в частности, относится баланс иностранных банковских счетов физических и юридических лиц, а также юридических лиц, контролируемых физическими лицами.

Полученная информация, скорее всего, будет использована российскими налоговыми органами для проверки правильности исполнения налоговых обязательств российскими налогоплательщиками. В том числе, в отношении обязанности по уплате прибыли с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний. Расхождение данных, полученных российскими налоговыми органами в рамках автоматического обмена финансовой информацией, и представленными российскими налогоплательщиками сведениями, может стать основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности.

Вместе с тем, несмотря на подписание соглашения, пока преждевременно говорить о том, что Россия начнет получать информацию из офшоров в автоматическом режиме. На это имеются объективные причины, которые, впрочем, не умаляют значимость факта подписания соглашения об автоматическом обмене информацией.

Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией является специфичным документом. Каждая страна-участница определяет государства, с которыми она готова применять механизм автоматического обмена. Если страны в рамках соглашения указали, что готовы обмениваться информацией между собой, то автоматический обмен возможен. Если какая-то страна, наоборот, не указала отдельную страну, то автоматический обмен между такими странами невозможен. На момент подготовки настоящего комментария информация, о том какие страны с кем готовы реализовывать автоматический обмен налоговой информацией, не публиковалась.

Для офшорных зон, являющимися Британскими Заморскими территориями, вопросы внешнеполитических отношений решаются через Лондон. В открытых источниках отсутствуют сведения о том, с кем Великобритания и ее заморские территории готовы обмениваться информацией в автоматическом режиме. Не исключено, что договоренности между Россией и Британией по указанному вопросу могут появиться в будущем.

Более того, важными критериями, которые должны соблюдаться странами в рамках системы автоматического обмена налоговой информации являются гарантия верховенства права в стране – получателе информации, а также обеспечение конфиденциальности полученной информации.

С учетом всего этого, говорить о начале эффективного автоматического обмена финансовой информации с офшорами пока преждевременно. Тем не менее, российские налоговые органы сделали очередной серьезный шаг в сторону глобальной налоговой прозрачности. В краткосрочной перспективе в зоне риска находятся те владельцы офшоров и иностранных активов, которые имеют финансовые счета в странах, которые, наиболее вероятно, станут обмениваться финансовой информацией с Россией. Речь, в частности, об использовании российскими налогоплательщиками счетов в банках Кипра.

«Налоговые органы будут тщательнее проверять налогоплательщиков»

Чем грозит бизнесу автоматический обмен финансовой информацией с другими странамиТатьяна Антонова, младший юрист по международным налогам и сопровождению компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»
С 2018 года российские налоговые органы будут получать сведения о зарубежных счетах российских налоговых резидентов. В рамках автоматического обмена финансовой информацией будут раскрыты данные:

  • о держателе счета (ФИО);
  • наименовании банковского или иного финансового учреждения, в котором открыт счет;
  • об остатках денежных средств на счете.
  • В отношении обычных и депо-счетов так же раскрывается информация о процентах, дивидендах и иных поступлениях, связанных с активами, хранящимися на таких счетах.

Российские налоговые органы смогут использовать эту информацию для проверки исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. В том числе по уведомлению:

  • об открытии/закрытии счета в зарубежном банке,
  • подаче отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам (вкладам), 
  • участии в иностранных организациях,
  • учреждении иностранных структур без образования юридического лица,
  • контролируемых иностранных организациях.

В свою очередь, российские налоговики также будут предавать своим иностранным коллегам  аналогичную информацию о счетах их налоговых резидентов, открытых в российских финансовых учреждениях.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль