Подводные камни факторинга

2434
Факторинг – это удобный способ обеспечить компанию постоянным денежным потоком и переложить риски неоплаты счетов на третью сторону. Но, как и у любого другого финансового инструмента , у него есть свои минусы (все знают, что с банками шутки плохи). В этой статье мы рассмотрим различные виды факторинга, его условия, а также риски факторинга.

Откуда взялся факторинг

Факторинг – это относительно новое явление в российской экономике, у нас он появился лишь в 1988 году на закате СССР и в разгар перестройки. Значительная задержка по сравнению с другими странами была вызвана революцией 1917 года и построением коммунистами плановой экономики на территории Советского Союза.

Теоретически факторинг появился еще около двух тысяч лет назад в Древнем Риме, когда торговцы использовали в своей работе приемы, которые отдаленно напоминали современный факторинг. Сам термин «факторинг» является калькой с английского factoring, которое является в свою очередь производным от английского factor — посредник, торговый агент. Это связано с тем, что свое серьезное становление факторинг получил именно в Англии в XVII веке вместе с расширением британских колоний и появлением на новых территориях Империи так называемых «Домов факторов» (в переводе с английского «House of Factors»). В те времена большинство крупных европейских торговых домов имели своих представителей в новых колониях-факториях, которые были посредниками по сбыту и назывались факторами. В задачи факторов входила оценка платежеспособности покупателей, хранение и сбыт товаров, поиск новых покупателей и инкассация торговой выручки.

В наши дни факторинг – это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Ключевой момент в определении – отсрочка платежа, услуги факторинга идеально подходят компаниям, работающим со своими клиентами на условиях отсрочки платежей. Такой вид финансовых услуг помогает поддержать малый и средний бизнес, ведь бизнесмены часто не могут прибегнуть к традиционным кредитным источникам финансирования, предлагаемыми банками. Факторинг также используется компаниями, которые хотят быстро получить деньги для ликвидации появляющихся кассовых разрывов и решения текущих задач бизнеса (увеличение оборота, маркетинговые кампании и т.д.). Чтобы оценить экономическую эффективность факторинга, а также его недостатки, поговорим о нем подробнее

Суть факторинга

Если упростить, то суть факторинга сводится к торговле одними компаниями-факторами (кстати, их круг ограничен законодателем – ими могут быть только кредитные организации, имеющие на эту деятельность лицензию) долговыми обязательствами других компаний. Факторы производят:

  • беззалоговое финансирование под уступку денежного требования оптовых поставок, которые осуществляются на условиях отсрочки платежей;
  • проведение оценки и анализа покупателей, передаваемых на факторинговое обслуживание;
  • страхование рисков неплатежей со стороны покупателей;
  • управление дебиторской задолженностью компании.

В факторинге обычно три главных действующих лица. Первое – сам фактор, о котором речь шла выше (покупатель требования). Второе – поставщик товара (кредитор). Третье - покупатель товара (дебитор). В некоторых случаях, на сцену выходит четвёртый участник – посредник, предоставляющий свою площадку или электронную платформу для проведения факторинговых сделок.

Стоимость факторинга

Обычно стоимость факторинга складывается из следующих пунктов:

  • фиксированный сбор за обработку документов по одной поставке;
  • комиссия за предоставленные денежные ресурсы (в % годовых);
  • комиссия за факторинговое обслуживание (управление дебиторской задолженностью, страхование кредитных рисков, оценка покупателей).

Кстати, важный момент - если комиссия за деньги начисляется на сумму финансирования, то комиссия за факторинг рассчитывается как процент от всей суммы поставки.

Виды факторинга

Так постепенно мы подошли к основным видам факторинга (см. рисунок). Давайте разберем из подробнее.

Рисунок. Виды факторинга

Подводные камни факторинга

При факторинге с финансированием поставщик товара уступает фактору право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а резервируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и в дальнейшем возмещаются поставщику в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги выгодно поставщику, так как позволяет ему конвертировать продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и благодаря этому сократить свои кассовые разрывы и значительно ускорить движение капитала, а также минимизировать риски неплатежей от контрагентов.

За свои услуги фактор-посредник получает комиссионные (за инкассацию счетов, обычно это 0,75-3% стоимости сделки) и процент по факторинговому кредиту (взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя). В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.

Факторинг без финансирования – это инкассация фактором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающегося в пользу клиента платежа в сроки, согласованные с поставщиком и покупателем в хозяйственном договоре.

Открытый факторинг – это вид факторинга, при котором плательщик (должник) уведомляется об участии в расчетах фактора-посредника. Оповещение осуществляется путем записи на счете-фактуре о направлении платежа в адрес фактора.

При закрытом, или конфиденциальном, факторинге покупатель вообще не уведомляется о переуступке поставщиком требований фактору-посреднику. В этом случае должник ведет расчеты с самим поставщиком, а последний после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

Факторинг без права регресса означает, что фактор-посредник при неоплате покупателем счетов в течение определенного срока (обычно от 36 до 90 дней) должен оплатить все издержки по взысканию долга в пользу кредитора (поставщика). В этом случае поставщик не несет риска по проданной им фактору дебиторской задолженности. В договоре между клиентом и фактором-посредником может предусматриваться и право регресса, т.е. право возврата фактором клиенту неоплаченных покупателем счетов с требованием погашения кредита. На практике такие сделки применяется крайне редко. Факторинговые фирмы, как правило, весь риск неплатежа покупателя берут на себя.

Различают также факторинг внутренний, когда поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны. При экспортном (международном) факторинге поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).

Основные риски факторинга

Как мы видим, факторинг – это весьма удобный способ обеспечить себя постоянным денежным потоком и переложить риски неоплаты счетов на третью сторону. Но, безусловно, у него тоже есть свои подводные камни, как и у любого другого финансового инструмента (все знают, что с банками шутки плохи). Итак, какие же основные риски есть у факторинга и о чем лучше заранее узнать, прежде чем поставить свою подпись под документами?

  1. Факторинг как правило дороже, чем обычный кредит в банке. И это логично - фактор не имеет реального залога в качестве обеспечения сделки, поэтому он минимизирует свои риски за счет большего процента. Также фактор может использовать для оплаты сделок клиента заемные средства – это тоже влияет на окончательную стоимость услуг для клиента. В российской практике большое количество компаний предлагают высокие и довольно запутанные тарифы, которые в конечном итоге оказывающиеся невыгодными для бизнесменов. И в итоге если взять кредит в банке, то он может оказаться дешевле, чем услуги факторинговой компании.
  2. Некоторые покупатели «стесняются» работать с продавцом на условиях факторинга, потому что вместо постоянного партнера в качестве кредитора не хотят видеть банк, а не стандартную ООО. Хотя тут уже повод задуматься поставщику – а надо ли работать с теми, кто «боится» работать с банками?
  3. Факторинг обеспечивает лишь «условную» ликвидацию кассового разрыва. Как мы уже упоминали выше, поставщик получает лишь 80-90% от стоимости поставки, а все остальное поступит на его счета лишь после оплаты всей суммы конечным покупателем. Согласитесь, 10-20% от контракта - весьма серьезная сумма. Кроме того, часто могут быть затянуты сроки выплаты по факторингу. Часто сроки осуществления фактором первой выплаты происходят с задержкой. На практике это означает, что продавец получает ее не в течение считанных дней после осуществления поставки в адрес покупателя и предоставления всех подтверждающих этот факт и предусмотренных соглашением документов, а позднее.
  4. Факторинговые услуги не подойдут, если ваша компания работает постоянно с одними и теми же клиентами, которые платят пусть и с задержкой, но зато регулярно (в апреле отгрузили – в мае получили деньги, отгрузили в мае – получили деньги по контракту в июне и так далее).
  5. При факторинге требуется расширенный пакет документов, который часто включает в себя поручительство третьих лиц или залоговое обязательство.
  6. Существует риск неоплаты. В России факторинг практически всегда идет с регрессом, на практике это означает, что фактор, не получив причитающихся ему денег с должников, требует их с поставщиков. Обычно в договорах факторинга это прямо не указывается, поэтому при подписании договора необходимо максимально внимательно изучить разделы, которые посвящены обязанностям поставщиков.
  7. Факторинг не подразумевает проведения разовых сделок – отгрузки по дебиторам должны происходить постоянно.
  8. Услуга факторинга недоступна компаниям, которые:
  • занимаются производством узкоспециализированной и нестандартной продукции;
  • работают с большим количеством дебиторов и с небольшой суммой долга каждого;
  • продают продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
  • заключают долгосрочные договора с клиентами и выставляют им счета до осуществления поставок или по завершению конкретных этапов работ;
  • работаете с субподрядчиками.

  1. С помощью факторинга не удастся «обмануть систему» и профинансировать:
  • долги филиалов и иных аффилированных лиц;
  • задолженности в результате комиссионных сделок;
  • долги, обремененные обязательствами перед третьими лицами.

Как мы видим, по своей задумке факторинг – это весьма интересный инструмент поддержки небольшого бизнеса. Он позволяет наладить постоянный оборот денежных средств в компании, нивелировать риски неполучения денег по контракту и забыть про «сбор дебиторки». Это позволит компании сосредоточить свои усилия на развитии собственного бизнеса, быстрее анализировать текущую ситуацию и принимать решения, а также успешнее бороться с конкурентами за покупателя в современном высококонкурентном мире. К сожалению, из-за российской специфики и общей незрелости нашего рынка, факторинг не работает на сто процентов в России так, как он должен работать по своей задумке и так, как он работает в США и европейских странах. Но будем надеяться, что через некоторое время ситуация поменяется и у нас будут развиваться услуги факторинга, а вместе с ними и будут расти малый и средний бизнес.


Вам также могут быть полезны статьи:


Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль