Я не придаю большого значения цифрам, указанным в российской отчетности

352
Если ваша компания только собирается переходить на составление отчетности по МСФО, надо, прежде всего, понять цель этого перехода. Когда отчетность по МСФО нужна руководству просто для того, «чтобы было», отдел МСФО быстро станет непонятным для всех подразделением, которое что-то все время просит и неизвестно, чем занимается. Подробнее о том, какие сложности могут возникнуть при подготовке финансовой отчетности по МСФО, а также что делать тем, кто только планирует составлять МСФО отчетность, читайте в интервью.

Я не придаю большого значения цифрам, указанным в российской отчетностиВиктор Мокрушин, финансовый директор Menshen Russia


– Виктор, как Вы считаете, должен ли финансовый директор разбираться в МСФО?

– На мой взгляд, финансовый директор должен разбираться в МСФО отчетности и уметь ее читать. Отчетность, составленная по принципам МСФО, дает более объективный взгляд на положение компании. Конечно, отчетность по МСФО не претендует на 100 процентную объективность и есть определенные спорные моменты, но имея достаточный опыт работы в бухгалтерии, могу точно сказать, что в РСБУ возможностей для «художественного рисования по требованию заказчика» гораздо больше. Поэтому лично я не придаю серьезного значения цифрам, указанным в российской отчетности.



– Почему Вы решили заниматься МСФО?

– Можно сказать, что на решение заниматься МСФО повлияла аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. В 2003 году акционеры предприятия, на котором я работал, инициировали процесс международного аудита и для бухгалтерии аудиторы провели настолько интересный ознакомительный тренинг по МСФО, что я увлекся данной темой и решил развиваться в сфере международной отчетности.

– Что для Вас самое сложное в подготовке отчетности по международным стандартам?

– До прихода в компанию Menshen вопросы подготовки отчетности по МСФО занимали 70 процентов моего функционала и, если говорить о сложностях, то трудно выделить что-то особенное. Наверное, самой трудной была методологическая работа над обоснованием и трактовкой событий, произошедших в жизни компании, по которым соответственно все управленческие решения были уже приняты, вся документация оформлена, факт свершился. Но с точки зрения МСФО о данных событиях подумать как-то забыли и подразделение, отвечающее за МСФО, узнало о них уже непосредственно в момент подготовки отчетности. Особенно забавно было, когда о таких событиях информация приходила от аудиторов. Поэтому вопрос коммуникаций и правильно выстроенного документооборота – самый сложный вопрос, требующий особого внимания.



– Что входит в Ваши функции сейчас?

– Сейчас мой функционал гораздо шире и вопросы отчетности занимают, наверное, менее 20 процентов рабочего времени. В моем ведении управление казначейскими операциями и взаимодействие с финансовыми организациями, планирование и бюджетирование, анализ инвестиций и так далее. Но главная задача, на которую сейчас уходит большая часть времени и сил, – это внедрение ERP-системы и уход от точечной автоматизации процессов. Цель – повышение эффективности бизнес-процессов компании, получение на выходе линейки инструментов для анализа данных и принятия решений, сокращение сроков получения информации, повышение ее прозрачности для акционеров компании. При внедрении приходится вовлекаться абсолютно во все процессы, что несомненно полезно для понимания как работает компания.

– Как построен процесс подготовки отчетности в вашей компании?

–  Мы являемся одним из дочерних предприятий немецкого холдинга, поэтому в задачи моего подразделения входит подготовка трансформационной модели на ежемесячной основе и прохождение локального годового аудита по РСБУ и МСФО. Процесс достаточно отлажен, имеет четко прописанные процедуры, что неудивительно для немецкой компании, но задача сокращения сроков подготовки отчетности остается актуальной. Поэтому правильные процедуры, выстроенные в зависимости от установленных руководством сроков и эффективная команда – залог успеха процесса подготовки отчетности. Наверное, это в равной степени можно отнести и к любому другому процессу.



– Что бы Вы посоветовали  финансовому директору, чья компания собирается переходить или только перешла на подготовку отчетности по МСФО?

– Первое, что надо для себя четко понимать – это цель перехода на подготовку отчетности по МСФО. Если цель – «чтобы было», то отдел МСФО быстро станет непонятным для всех подразделением, которое что-то все время просит и неизвестно, чем занимается. Обычно такое случается, когда переход на МСФО обусловлен требованиями банков, либо, что еще опаснее, «а-ля современным» подходом руководителей по принципу: «и у нас тоже есть отчетность по МСФО». Но для таких руководителей первая выпущенная финансовая отчетность по МСФО является и последней, к которой проявляется хоть какой-то интерес. И выручка здесь неправильно признается, и вообще все как-то странно отражается, то ли дело в РСБУ, все понятно и просто, и, главное, как хочется, и упаси бог привязать свой бонус к результатам работы компании по МСФО. Поэтому главный совет – четко понимать эту цель, выстроить правильный имидж отдела МСФО внутри компании и, как следствие, наладить эффективный документооборот, а также подобрать эффективную команду, мотивация которой и будет зависеть от того, как в компании используется отчетность по МСФО.

– Какую из обязанностей финансового директора Вы считаете самой сложной или больше всего не любите?

– Для меня обычно самые сложные обязанности являются и самыми любимыми. Но поскольку моя предыдущая карьера, как уже отмечал, была связана в большей степени с отчетностью, то самым трудным для меня в новой должности стало сохранение объективности и непредвзятости по отношению к каждому подразделению компании. Кроме того, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, нелегко распределять эти ресурсы между очень срочными и очень важными потребностями каждого подразделения для того, чтобы соблюсти баланс интересов и при этом выполнить задачи, поставленные акционерами.

Благодарим за помощь в организации интервью журнал «МСФО на практике»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль