text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка за 22 308 13 990 руб! >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Ключевые показатели деятельности компании. Как их выбрать

  • 14 апреля 2016
  • 2378

Оценить результаты работы компании можно только в том случае, если акционеры четко сформулировали стратегические цели бизнеса, разработана система ключевых показателей деятельности и для каждого показателя определено его целевое значение. Ниже предложены рекомендации о том, как выбрать ключевые показатели деятельности.

Для того чтобы определить, какие ключевые показатели деятельности следует использовать, необходимо:

  • выделить группы показателей и распределить ответственность менеджеров разных уровней управления за каждую из групп;
  • составить максимально детальный список показателей, используемых менеджментом;
  • выбрать показатели, которые в наибольшей степени характеризуют достижение стратегических целей;
  • формализовать алгоритмы расчета каждого из ключевых показателей деятельности.


Группируем ключевые показатели деятельности

Если компания использует классический подход к разработке системы ключевых показателей деятельности, то будут выделены такие группы показателей, как:

При этом ответственность за каждую из групп будет распределена между руководителями всех уровней управления.

При использовании модели ключевые показателей деятельности, в которую входят как финансовые, так и нефинансовые KPI, можно рекомендовать выделить следующие группы ключевых показателей деятельности:

  • финансово-экономические показатели для бизнеса в целом;
  • удовлетворенность клиентов;
  • основные и вспомогательные бизнес-процессы;
  • эффективность персонала.

После выделения основных групп показателей необходимо определить, кто будет отвечать за их выполнение (см. пример распределения ответственности за выделенные группы показателей ).

Как детализировать ключевые показатели деятельности

Список показателей для каждой из выделенных групп должен быть максимально детальным. Для этого можно предложить составить список показателей менеджерам, которые будут нести ответственность за ту или иную группу. Например, генеральный директор должен указать, какие показатели он использует для оценки «удовлетворенности акционеров (собственников)». В результате в общий список KPI могут попасть несколько сотен показателей деятельности. Очевидно, что построение подобной системы ключевых показателей неоправданно, поскольку приведет к значительному увеличению нагрузки на персонал, связанной со сбором и обработкой данных, необходимых для расчета. Поэтому из общего списка нужно выбрать те показатели, которые действительно необходимы менеджменту для управления и позволят оценить степень достижения поставленных целей , а не просто будут контролироваться «для сведения».

Как выбрать необходимые компании ключевые показатели деятельности

Для отбора из общего списка показателей тех, которые будут использоваться в системе KPI, можно сформировать экспертную группу. Как правило, в нее входят директора подразделений и руководители отделов. Их задача – охарактеризовать каждый из показателей по следующим критериям:

  • отражает ли показатель степень достижения стратегических целей компании;
  • понятно и однозначно ли определение того или иного показателя. В первую очередь показатель должен быть понятен тем менеджерам, которым на его основе придется принимать решение;
  • полезен ли показатель для принятия решений.

Помимо перечисленных могут применяться и другие критерии, например возможность использовать показатели деятельности при планировании или анализе.

Формализовать процедуру оценки показателей можно на основе применения балльной системы оценки. К примеру, 1 балл – критерий не выполняется, 2 балла – показатель частично соответствует заданному критерию, 3 балла – показатель удовлетворяет заданному критерию. Показатели, получившие наибольшее количество баллов в ходе экспертной оценки, будут включены в систему ключевых показателей деятельности. В результате должен быть разработан «короткий» список ключевых показателей деятельности компании (см. пример ).

Алгоритм расчета каждого из ключевых показателей деятельности должен быть понятен менеджерам разных уровней и однозначно определен. В связи с этим можно разработать для каждого показателя информационную карточку , включив в нее основные параметры, и описание методов расчета показателя, формулы (см. пример ниже), периодичность расчета и пересмотра показателя, ответственного, нормативы и т. д.

Формула. Расчет коэффициента текущей ликвидности

Ключевые показатели деятельности компании. Как их выбрать

Используемые обозначения

Расшифровка

Единицы измерения

Источник данных

Ктл

Коэффициент текущей ликвидности

ед.

Результат расчета

Ао

Оборотные активы

руб.

Бухгалтерский или управленческий баланс

Ок

Краткосрочные обязательства

руб.

Бухгалтерский или управленческий баланс

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.