Для творчества в области финансов здесь места нет

697
Елена Мякотникова, заместитель главы Росимущества, о том, как удалось сократить сроки закрытия периода, что позволяет получать сверхдоходы и какие ноу-хау госучреждения будут полезны в бизнесе.

Для творчества в области финансов здесь места нетВ 2015 году Росимущество продало активов на сумму 7,34 млрд рублей. Фактические доходы на 47 процентов превысили плановые. И это не первый случай, когда госструктура перечисляет в бюджет больше средств, чем ожидалось. Например, по итогам 2014 года дополнительный доход только от приватизации госимущества составил 8,02 млрд рублей. По словам Елены Мякотниковой, таких результатов можно было добиться и раньше.

— В бизнесе финансовый директор строит планирование на основе стратегии компании. А как в госучреждении?

— У нас то же самое. Стратегия развития Росимущества до 2018 года приведена в госпрограмме «Управление федеральным имуществом» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.14 № 327). В ней зафиксировано, где находилось Росимущество на 2012 год, и описаны точки, в которых хотим находиться спустя каждый год. По всем показателям расписаны действия, которые нужно предпринять, чтобы реализовать план. По итогам квартала оцениваем, насколько мы приблизились к цели. С 2014 года уже на уровне территориальных управлений внедрили систему ключевых показателей эффективности (КПЭ). Они различаются по направлениям деятельности и связаны не столько с финансами, сколько с физическими показателями. Ведь задача Росимущества не совсем зарабатывание денег. Так, для сотрудников, которые отвечают за аренду федерального имущества, основной КПЭ — это план по аренде. Чтобы избежать манипуляций с этим планом, мы верифицировали базу по аренде с потенциальными начислениями. Например, раньше сотрудники нередко сознательно занижали план на этапе планирования и затем его перевыполняли. Сейчас все объекты, сдаваемые в аренду, учитываем в специальном реестре. И на основе этой информации можем достаточно точно прогнозировать. При этом мы мотивируем сотрудников качественно планировать. Если ты перевыполнил план на 5–10 процентов, то ты герой. Если недовыполнил на 5 процентов — это не очень хорошо, но и ничего страшного. Возможно, повлияли внешние факторы. А вот перевыполнение плана на 200 процентов приравниваем к полному его невыполнению. В таком случае возникают вопросы к качеству планирования. Конечно, результат может объясняться и незапланированным действием вне контроля Росимущества. Например, вышло решение суда по реализации земельного участка, которое не учли в плане продаж. Снижение показателей при существенном перевыполнении плана — это некоторое наше ноу-хау, которое применимо и в бизнесе.

— А в чем основное отличие управления финансами в коммерческой структуре и в государственной?

— Степень регулирования. В госструктуре и коммерческой компании она кардинально различается. В бизнесе тоже есть регламенты и приказы, но они обычно разработаны внутри предприятия. В международной компании их высылает центральный офис (штаб-квартира), но на местах их адаптируют. В госучреждении же все правила прописаны очень четко, для творчества в области финансов здесь места нет. Если возникают вопросы в новой для нас ситуации, обращаемся в Минфин. Департамент методологии нам присылает пошаговую инструкцию. То есть, по сути, тут придумывать вроде и не нужно, а надо знать и досконально понимать нормативные акты, чтобы не заступить за красную черту. Но и в таком процессе есть возможность для изменений. Мы можем обращаться, например, в Минэкономразвития с предложением внести поправки в законодательство. В последние годы существенные изменения коснулись, к примеру, закупочной деятельности. И по итогам 2014 и 2015 годов Росимущество получает высшую оценку «Гарантированная прозрачность» в рамках рейтинга госзаказчиков, который составляет негосударственный исследовательский центр.

— Если процесс учета жестко регламентирован, то на сроки закрытия периода вы можете влиять. На сайте Росимущества уже в начале февраля доступны итоги прошедшего года. Хотя несколько лет назад годовые данные публиковались не раньше марта. Как это удалось?

— Официальные сроки сдачи бюджетной отчетности не менялись. Например, за 2015 год надо отчитаться до 17 марта. Коммерческие компании благодаря техническим возможностям могут закрывать период быстрее, например 1 февраля. И уже отчитаться о результатах работы перед инвесторами. В бизнесе есть даже «отраслевые соревнования», кто раньше подведет итоги года. Быстрым закрытием периода не удивишь. А вот для госструктур, особенно федеральных органов исполнительной власти, сокращение сроков подготовки годовой отчетности стало новой тенденцией.

С 2014 года мы участвуем в проекте по быстрому закрытию периода Казначейства Минфина. Казначейство возглавляют молодые и открытые для инноваций руководители. Кстати, IT-специалисты туда пришли тоже из бизнеса. И теперь технические возможности позволяют нам оперативно проводить выверку расчетов между федеральными органами исполнительной власти, которая занимала основное время в рамках подготовки годового отчета. Этот процесс можно сравнить с выверкой внутригрупповых расчетов в холдинге. Например, Росимущество ведет учет акций, которые принадлежат государству. Расчеты по этим активам мы сверяем с Минпромторгом. Ранее такую сверку проводили за весь год только по его итогам. Теперь же мы сверяем расчеты за девять месяцев, затем за 11 месяцев. И на январь остается подвести итоги всего одного месяца. К этому моменту у нас уже есть закрытые книги расчетов, причем одинаковые у нас и у Минпромторга.

— Даже в коммерческих структурах подобные изменения даются нелегко. Как ваши коллеги восприняли нововведения?

— Мне надо было сначала убедить свое руководство, а затем подчиненных и бухгалтеров 83 территориальных подразделений. Топ-менеджмент идеей сразу вдохновился. А вот других коллег пришлось убеждать. Многим сотрудникам нашей бухгалтерии за 55 лет. Последние 30 лет они работали по старым правилам и не понимали, зачем нужны изменения. Тем более что итоговая дата закрытия года остается неизменной. Кому нужно, чтобы мы закрывали отчетность раньше? К тому же в отдельные периоды это требовало от них больших усилий. Но в итоге все сотрудники финансово-экономического управления адекватно отреагировали на участие в пилотном проекте. И, в отличие от бизнеса, я не имела возможности мотивировать их финансово. В госструктуре сотрудники работают, главным образом, за идею. Вот этой идеей их надо было вдохновить.

— Вы не первый год перечисляете в бюджет больше доходов, чем от вас ожидают. Как это удается?

— Да, по всем администрируемым доходам по итогам 2014 года мы показали перевыполнение плана. Например, план по приватизации выполнили тогда на 168 процентов. В денежном выражении это на 5 млрд рублей больше, чем планировали. При этом мы реализовали только те активы, которые собирались. Ожидаемый доход от их продажи рассчитывали на основе рыночной оценки. Однако в ходе торгов итоговая цена активов оказывалась выше. Это и позволило нам заработать больше. В 2014 году мы впервые зафиксировали такой результат. В 2015 году его повторили: норму по приватизации мы перевыполнили на 47 процентов, или 2,3 млрд рублей. Такие показатели стали возможны в том числе благодаря повышению прозрачности торгов.

Когда в 2012 году в Росимущество пришла новая команда, мы перестроили весь процесс продажи госимущества. Задачи разделили между тремя функциональными заместителями руководителя Росимущества. Один из нас курирует оценку имущества. Второй — управление и предпродажную подготовку активов, то есть общается с инвесторами, решает, что войдет в состав актива, и т. п. И вот когда уже провели независимую оценку актива, красиво «упаковали», его дальше передают в процесс продаж, который курирую я. При этом не важно, что именно будем продавать — акции, землю или здание. Процесс мы полностью унифицировали, убрали человеческий фактор. Большее количество участников торгов приносит нам большую выручку. По-хорошему, это было возможно и раньше. Но тогда в Росимущество поступало много жалоб на процесс проведения торгов, распространялись гипотезы о коррупции, в том числе частично подтвержденные на уровне территориальных управлений. А за три последних года у нас была всего одна жалоба на центральный аппарат в ФАС, и то необоснованная, и решение приняли в итоге в нашу пользу.

— Как вы повышаете привлекательность объектов для инвесторов перед торгами? Какие категории имущества пользуются наибольшим спросом?

— В случае крупных сделок Росимущество привлекает сторонних консультантов, юристов, оценщиков. Однако чаще всего мы не можем себе позволить полноценный маркетинг и предпродажную подготовку в активах так называемой массовой приватизации.

Привлечь внимание инвесторов позволяет наша открытость. Мы постарались, чтобы у потенциальных покупателей было больше возможностей ознакомиться с лотами и вовремя подать заявку на участие в торгах. Сведения о них публикуются на официальном сайте госзакупок. Одновременно информацию по базе активов, которыми мы управляем, фактические сроки проведения торгов и подробную инструкцию, как в них участвовать, размещаем на сайте Росимущества и на порталах территориальных управлений.

Что касается имущества, которое пользуется наибольшим спросом, то это, как правило, работающие производственные и обслуживающие предприятия. Также инвесторов нередко интересует не сам бизнес, а недвижимость, которая является частью актива. Например, земля или здания. Тогда предприятия перепрофилируются. Например, сельскохозяйственная организация находится в долгах и состоит из двух сотрудников, но имеет земельные участки недалеко от города, на которых давно ничего не выращивается. Эти участки могут интересовать инвестора с точки зрения иного использования, возможно, для возведения жилья.

Наш подход привлечения покупателей требует гораздо меньших затрат, чем роуд-шоу, который используют в бизнесе. В то же время финансовые результаты доказали его эффективность. Если имущество вы продаете в формате торгов, они должны быть прозрачными и удобными. Наш следующий шаг — переход на электронные торги.

Личные темы

Кем Вы хотели быть в детстве?

Раз в несколько лет мои желания менялись. В детстве хотела стать стюардессой, потом секретарем, защитником животных, изобретателем. Финансистом быть никогда не мечтала.

Есть ли у Вас семейная традиция?

Традиций у нас много. Некоторые тянутся из моего детства. Вечером в пятницу занимаемся выпечкой и смотрим кино. Любим отмечать праздники с друзьями, когда каждая семья делает концертный номер. Елку ставим 1 декабря, и на ней каждый год появляются новые игрушки, которые привозим из отпуска.

Сколько длится Ваш рабочий день?

Встаю в 6 утра, так как мы живем за городом, а старшая дочь учится в центре. В 7.15 младшие дети еще спят, а старшая уже уехала, и у меня есть 45 минут проверить почту. Выезжаю из дома в 8, по дороге звоню в регионы. В последние годы два-три раза в неделю получается уезжать с работы в 19.30. А в 22.00 дети уже ложатся спать, и есть пара часов на разбор документов.

Чему бы хотели научиться в ближайшем будущем?

Начала учить китайский. Еще нужно научиться водить несложные самолеты и вертолеты, но это чуть позже.
Елена Мякотникова, заместитель руководителя «Росимущество»

Образование: окончила Государственную академию управления им. С. Орджоникидзе (международные отношения, экономист со знанием иностранного языка).

Карьера: в 1992 году работала экономистом в международной компании «Салвис», потом за шесть лет прошла путь от рядового сотрудника до руководителя группы в компании «Артур Андерсен». Была внутренним аудитором, а затем финансовым директором московского «МегаФона» (ЗАО «Соник Дуо»), вице-президентом по финансам, инвестициям и экономике, членом Правления ОАО «Росгосстрах», исполнительным вице-президентом комплекса финансов и инвестиций ОАО «АФК Система», руководителем финансово-экономического блока группы компаний hi-tech АФК Система (ОАО «РТИ»). В 2012 году перешла в Росимущество.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль