Для творчества в области финансов здесь места нет

688
Елена Мякотникова, заместитель главы Росимущества, о том, как удалось сократить сроки закрытия периода, что позволяет получать сверхдоходы и какие ноу-хау госучреждения будут полезны в бизнесе.

Для творчества в области финансов здесь места нетВ 2015 году Росимущество продало активов на сумму 7,34 млрд рублей. Фактические доходы на 47 процентов превысили плановые. И это не первый случай, когда госструктура перечисляет в бюджет больше средств, чем ожидалось. Например, по итогам 2014 года дополнительный доход только от приватизации госимущества составил 8,02 млрд рублей. По словам Елены Мякотниковой, таких результатов можно было добиться и раньше.

— В бизнесе финансовый директор строит планирование на основе стратегии компании. А как в госучреждении?

— У нас то же самое. Стратегия развития Росимущества до 2018 года приведена в госпрограмме «Управление федеральным имуществом» (утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.14 № 327). В ней зафиксировано, где находилось Росимущество на 2012 год, и описаны точки, в которых хотим находиться спустя каждый год. По всем показателям расписаны действия, которые нужно предпринять, чтобы реализовать план. По итогам квартала оцениваем, насколько мы приблизились к цели. С 2014 года уже на уровне территориальных управлений внедрили систему ключевых показателей эффективности (КПЭ). Они различаются по направлениям деятельности и связаны не столько с финансами, сколько с физическими показателями. Ведь задача Росимущества не совсем зарабатывание денег. Так, для сотрудников, которые отвечают за аренду федерального имущества, основной КПЭ — это план по аренде. Чтобы избежать манипуляций с этим планом, мы верифицировали базу по аренде с потенциальными начислениями. Например, раньше сотрудники нередко сознательно занижали план на этапе планирования и затем его перевыполняли. Сейчас все объекты, сдаваемые в аренду, учитываем в специальном реестре. И на основе этой информации можем достаточно точно прогнозировать. При этом мы мотивируем сотрудников качественно планировать. Если ты перевыполнил план на 5–10 процентов, то ты герой. Если недовыполнил на 5 процентов — это не очень хорошо, но и ничего страшного. Возможно, повлияли внешние факторы. А вот перевыполнение плана на 200 процентов приравниваем к полному его невыполнению. В таком случае возникают вопросы к качеству планирования. Конечно, результат может объясняться и незапланированным действием вне контроля Росимущества. Например, вышло решение суда по реализации земельного участка, которое не учли в плане продаж. Снижение показателей при существенном перевыполнении плана — это некоторое наше ноу-хау, которое применимо и в бизнесе.

— А в чем основное отличие управления финансами в коммерческой структуре и в государственной?

— Степень регулирования. В госструктуре и коммерческой компании она кардинально различается. В бизнесе тоже есть регламенты и приказы, но они обычно разработаны внутри предприятия. В международной компании их высылает центральный офис (штаб-квартира), но на местах их адаптируют. В госучреждении же все правила прописаны очень четко, для творчества в области финансов здесь места нет. Если возникают вопросы в новой для нас ситуации, обращаемся в Минфин. Департамент методологии нам присылает пошаговую инструкцию. То есть, по сути, тут придумывать вроде и не нужно, а надо знать и досконально понимать нормативные акты, чтобы не заступить за красную черту. Но и в таком процессе есть возможность для изменений. Мы можем обращаться, например, в Минэкономразвития с предложением внести поправки в законодательство. В последние годы существенные изменения коснулись, к примеру, закупочной деятельности. И по итогам 2014 и 2015 годов Росимущество получает высшую оценку «Гарантированная прозрачность» в рамках рейтинга госзаказчиков, который составляет негосударственный исследовательский центр.

— Если процесс учета жестко регламентирован, то на сроки закрытия периода вы можете влиять. На сайте Росимущества уже в начале февраля доступны итоги прошедшего года. Хотя несколько лет назад годовые данные публиковались не раньше марта. Как это удалось?

— Официальные сроки сдачи бюджетной отчетности не менялись. Например, за 2015 год надо отчитаться до 17 марта. Коммерческие компании благодаря техническим возможностям могут закрывать период быстрее, например 1 февраля. И уже отчитаться о результатах работы перед инвесторами. В бизнесе есть даже «отраслевые соревнования», кто раньше подведет итоги года. Быстрым закрытием периода не удивишь. А вот для госструктур, особенно федеральных органов исполнительной власти, сокращение сроков подготовки годовой отчетности стало новой тенденцией.

С 2014 года мы участвуем в проекте по быстрому закрытию периода Казначейства Минфина. Казначейство возглавляют молодые и открытые для инноваций руководители. Кстати, IT-специалисты туда пришли тоже из бизнеса. И теперь технические возможности позволяют нам оперативно проводить выверку расчетов между федеральными органами исполнительной власти, которая занимала основное время в рамках подготовки годового отчета. Этот процесс можно сравнить с выверкой внутригрупповых расчетов в холдинге. Например, Росимущество ведет учет акций, которые принадлежат государству. Расчеты по этим активам мы сверяем с Минпромторгом. Ранее такую сверку проводили за весь год только по его итогам. Теперь же мы сверяем расчеты за девять месяцев, затем за 11 месяцев. И на январь остается подвести итоги всего одного месяца. К этому моменту у нас уже есть закрытые книги расчетов, причем одинаковые у нас и у Минпромторга.

— Даже в коммерческих структурах подобные изменения даются нелегко. Как ваши коллеги восприняли нововведения?

— Мне надо было сначала убедить свое руководство, а затем подчиненных и бухгалтеров 83 территориальных подразделений. Топ-менеджмент идеей сразу вдохновился. А вот других коллег пришлось убеждать. Многим сотрудникам нашей бухгалтерии за 55 лет. Последние 30 лет они работали по старым правилам и не понимали, зачем нужны изменения. Тем более что итоговая дата закрытия года остается неизменной. Кому нужно, чтобы мы закрывали отчетность раньше? К тому же в отдельные периоды это требовало от них больших усилий. Но в итоге все сотрудники финансово-экономического управления адекватно отреагировали на участие в пилотном проекте. И, в отличие от бизнеса, я не имела возможности мотивировать их финансово. В госструктуре сотрудники работают, главным образом, за идею. Вот этой идеей их надо было вдохновить.

— Вы не первый год перечисляете в бюджет больше доходов, чем от вас ожидают. Как это удается?

— Да, по всем администрируемым доходам по итогам 2014 года мы показали перевыполнение плана. Например, план по приватизации выполнили тогда на 168 процентов. В денежном выражении это на 5 млрд рублей больше, чем планировали. При этом мы реализовали только те активы, которые собирались. Ожидаемый доход от их продажи рассчитывали на основе рыночной оценки. Однако в ходе торгов итоговая цена активов оказывалась выше. Это и позволило нам заработать больше. В 2014 году мы впервые зафиксировали такой результат. В 2015 году его повторили: норму по приватизации мы перевыполнили на 47 процентов, или 2,3 млрд рублей. Такие показатели стали возможны в том числе благодаря повышению прозрачности торгов.

Когда в 2012 году в Росимущество пришла новая команда, мы перестроили весь процесс продажи госимущества. Задачи разделили между тремя функциональными заместителями руководителя Росимущества. Один из нас курирует оценку имущества. Второй — управление и предпродажную подготовку активов, то есть общается с инвесторами, решает, что войдет в состав актива, и т. п. И вот когда уже провели независимую оценку актива, красиво «упаковали», его дальше передают в процесс продаж, который курирую я. При этом не важно, что именно будем продавать — акции, землю или здание. Процесс мы полностью унифицировали, убрали человеческий фактор. Большее количество участников торгов приносит нам большую выручку. По-хорошему, это было возможно и раньше. Но тогда в Росимущество поступало много жалоб на процесс проведения торгов, распространялись гипотезы о коррупции, в том числе частично подтвержденные на уровне территориальных управлений. А за три последних года у нас была всего одна жалоба на центральный аппарат в ФАС, и то необоснованная, и решение приняли в итоге в нашу пользу.

— Как вы повышаете привлекательность объектов для инвесторов перед торгами? Какие категории имущества пользуются наибольшим спросом?

— В случае крупных сделок Росимущество привлекает сторонних консультантов, юристов, оценщиков. Однако чаще всего мы не можем себе позволить полноценный маркетинг и предпродажную подготовку в активах так называемой массовой приватизации.

Привлечь внимание инвесторов позволяет наша открытость. Мы постарались, чтобы у потенциальных покупателей было больше возможностей ознакомиться с лотами и вовремя подать заявку на участие в торгах. Сведения о них публикуются на официальном сайте госзакупок. Одновременно информацию по базе активов, которыми мы управляем, фактические сроки проведения торгов и подробную инструкцию, как в них участвовать, размещаем на сайте Росимущества и на порталах территориальных управлений.

Что касается имущества, которое пользуется наибольшим спросом, то это, как правило, работающие производственные и обслуживающие предприятия. Также инвесторов нередко интересует не сам бизнес, а недвижимость, которая является частью актива. Например, земля или здания. Тогда предприятия перепрофилируются. Например, сельскохозяйственная организация находится в долгах и состоит из двух сотрудников, но имеет земельные участки недалеко от города, на которых давно ничего не выращивается. Эти участки могут интересовать инвестора с точки зрения иного использования, возможно, для возведения жилья.

Наш подход привлечения покупателей требует гораздо меньших затрат, чем роуд-шоу, который используют в бизнесе. В то же время финансовые результаты доказали его эффективность. Если имущество вы продаете в формате торгов, они должны быть прозрачными и удобными. Наш следующий шаг — переход на электронные торги.

Личные темы

Кем Вы хотели быть в детстве?

Раз в несколько лет мои желания менялись. В детстве хотела стать стюардессой, потом секретарем, защитником животных, изобретателем. Финансистом быть никогда не мечтала.

Есть ли у Вас семейная традиция?

Традиций у нас много. Некоторые тянутся из моего детства. Вечером в пятницу занимаемся выпечкой и смотрим кино. Любим отмечать праздники с друзьями, когда каждая семья делает концертный номер. Елку ставим 1 декабря, и на ней каждый год появляются новые игрушки, которые привозим из отпуска.

Сколько длится Ваш рабочий день?

Встаю в 6 утра, так как мы живем за городом, а старшая дочь учится в центре. В 7.15 младшие дети еще спят, а старшая уже уехала, и у меня есть 45 минут проверить почту. Выезжаю из дома в 8, по дороге звоню в регионы. В последние годы два-три раза в неделю получается уезжать с работы в 19.30. А в 22.00 дети уже ложатся спать, и есть пара часов на разбор документов.

Чему бы хотели научиться в ближайшем будущем?

Начала учить китайский. Еще нужно научиться водить несложные самолеты и вертолеты, но это чуть позже.
Елена Мякотникова, заместитель руководителя «Росимущество»

Образование: окончила Государственную академию управления им. С. Орджоникидзе (международные отношения, экономист со знанием иностранного языка).

Карьера: в 1992 году работала экономистом в международной компании «Салвис», потом за шесть лет прошла путь от рядового сотрудника до руководителя группы в компании «Артур Андерсен». Была внутренним аудитором, а затем финансовым директором московского «МегаФона» (ЗАО «Соник Дуо»), вице-президентом по финансам, инвестициям и экономике, членом Правления ОАО «Росгосстрах», исполнительным вице-президентом комплекса финансов и инвестиций ОАО «АФК Система», руководителем финансово-экономического блока группы компаний hi-tech АФК Система (ОАО «РТИ»). В 2012 году перешла в Росимущество.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль