Управление дебиторской задолженностью: рейтинг дебиторов

397
Рейтинг дебиторов – очень удобный инструмент, который позволяет эффективно управлять дебиторской задолженностью и снижает объем проблемной дебиторки.

Самое начало работы с дебиторской задолженностью – определение структуры, иерархии дебиторов вашей компании, как текущих, так и потенциальных. В данной работе, в первую очередь, следует определиться с вашими внутренними критериями оценки, на основании которых вы готовы рисковать вашими деньгами. В каждой компании эти критерии субъективны, но есть и универсальные критерии.

Шаг первый. Определяем критерии

Основными универсальными критериями, которые могут повлиять на выбор работы с контрагентом и определение объема деятельности с ним являются:

1.           Маржинальный доход, наценка.

2.           Маржинальный доход, объемы.

3.           История отношений.

4.           Средний срок оплаты.

Для начала необходимо определиться с критериями, которые вы будете оценивать. Приведем примеры некоторых из них.

Управление дебиторской задолженностью: рейтинг дебиторов

Доля выручки. Бывает ситуация, когда клиент формирует большую долю выручки вашей компании, и его потеря очень существенно скажется на ваших доходах.

Маржинальность. Клиент может иметь малую долю в вашей выручке, но при этом высокая доля маржинальности, т.е. он формирует достаточно большое полотно покрытий, которое позволяет вам из этого вклада оплачивать все косвенные расходы.

Долгосрочность отношений. Клиент может быть, средним по доле выручки, по доле маржинальности, не очень стратегически важным, но достаточно 15-ти лет сотрудничества, чтобы сложились не только бизнес-отношения, но и неформальные рабочие отношения с представителями компании клиента.

Профиль клиента. Компании видоизменяются, и какие-то клиенты могут быть для вас, с точки зрения целей развития компании на будущие бизнес-циклы, менее принципиальными, какие-то более важными.

 В дальнейшем, к каждому критерию вы должны присвоить вес, который определяется вашим внутренним профессиональным суждением.

Шаг второй. Определяем вес каждого критерия

На этом этапе необходимо четко определить, что для нас является более значимым.  Если цель – заработать больше денег, то для наибольший вес будет иметь критерий маржинальности, если же наибольшей ценностью является безопасность, то наибольшим весом критерия будет обладать история отношений. Таком образом, вы сами определяете, какие ваши контрагенты на данном этапе развития вашей компании для вас наиболее важны.

Управление дебиторской задолженностью: рейтинг дебиторов

p>

Шаг третий. Ранжируем дебиторов

После того как определен вес каждого критерия, необходимо оценить, насколько тот или иной контрагент подходит под этот критерий, по шкале, допустим от 1 до 10. В результате получается общий финансовый итог, который называется итоговым рейтингом, и каждый из ваших оцениваемых дебиторов обладает соответствующим рейтингом.

Шаг четвертый. Группы дебиторов

В дальнейшем такой рейтинг удобно применять для деления дебиторов на группы. Сгруппировав контрагентов, можно установить каждой группе лимит задолженности, который вы можете себе позволить. При этом вы должны понимать, какими ресурсами обладает ваш бизнес, чтобы не получилось, что финансовые возможности компании будут неспособны обеспечить  подобных лимитов дебиторки.

Очень полезно наличие такого рейтинга, если процессы в компании автоматизированы. Например, сотрудникам, которые отвечают за отгрузку, необязательно знать, какие взаимоотношения  у компании с контрагентами. Программа автоматически будет запрещать отгрузку контрагенту, который превысил лимит дебиторской задолженности. В этом случае и дальнейшая отгрузка, и работа с контрагентом будет проходить при участии сотрудников из более высокой зоны ответственности людей.

После проведения оценки и ранжирования клиентов, можно принимать решения, какие способы работы использовать с каждым дебитором. Это позволит управлять дебиторской задолженностью в текущем режиме.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль