Основное преимущество стратегических карт – четкая технологичность и структура

710
Существует множество стратегических инструментов управления. Многие из них значительно влияют на систему бюджетирования. Один из них – построение стратегической карты.

Многие финансисты скептически относятся стратегическим картам, считая, что они являются «игрушками» для топ-менеджеров и собственников. Но  основное преимущество стратегических карт – четкая технологичность и структура.  И это можно эффективно использовать при планировании структуры капитала.

Структура обычной стратегической карты имеет четыре раздела (перспективы). Они связаны между собой причинно-следственными связями. Причины, возникающие внизу карты, постепенно ведут к тем следствиям, которые есть вверху карты. 

Основное преимущество стратегических карт – четкая технологичность и структура

Финансовые цели

На верхнем уровне стратегической карты компании определяются как цели в области финансов, например, прибыль, обороты, дивиденды, так и источники и субъекты финансирования. Например, если ваша карта ориентирована на одного мажоритарного собственника – это один подход. Если вам необходимо удовлетворить широкий круг акционеров – это второй подход. Если у вас есть серьезная зависимость на внешних инвесторов, и их финансовые цели необходимо отразить в карте  это третий подход. Соответственно это все влияет и на структуру капитала, которую вы в своей компании хотите применить.

Рыночные цели

На втором уровне стратегическогй карты определяются рыночные цели и происходит стыковка с матрицей Ансоффа. В рыночной перспективе необходимо определить, собираетесь ли вы активно выходить на новые рынки с новыми продуктами или придерживаться более консервативных стратегий – это все тоже закладывается в карту исходя из тех финансовых целей, которые есть сверху.

Бизнес-процессы

На следующем уровне стратегической карты компании определяются требования к бизнес-процессам. Они могут быть разными: и к срокам, и к качеству, и к сложности процессов. Но, что важно для нашей темы, требования могут быть к стоимости процессов. Различный объем и структура финансирования по-разному влияет на то, как дорого обходятся внутренние процессы. Вы можете сделать процессы более дешевыми за счет того, что работаете, например, на чужих деньгах, на кредиторской задолженности, но повышаете риск исполнения процессов. С другой стороны, вы можете работать  только на собственных деньгах. Это будет менее эффективно, но вы будете лучше контролировать происходящий процесс.

Требования к ресурсам

Ресурсы  это люди, материальные активы, технологии, описанные процессы. Одним из ресурсов выступает источник финансирования  - где вы берете финансовые средства и какие отношения у вас выстраиваются с теми, кто эти средства предоставил (банками, инвесторами, собственниками).

Таким образом, получается, что финансовые цели верхнего уровня достаточно четко замыкаются на ресурсы, финансы, которые находятся внизу карты. И то, как и какие финансовые цели поставлены,  влияет на то, какие источники финансирования можно  применить.

Финансовые перспективы стратегической карты

При формировании финансовой цели стратегической карты необходимо ответить на ключевой вопрос: что ждет собственник компании от управления своим бизнесом. С точки зрения финансового результата есть две основные логические ветки.

  1. Он хочет продать компанию через некоторое время.
  2. Он хочет владеть компанией. 

Основное преимущество стратегических карт – четкая технологичность и структура

В зависимости от того, какой стратегический выбор он сделал, есть две дальнейшие логический ветки, раскрывающие стратегию компании.

Увеличение стоимости компании

Если он хочет продать компанию, то необходимо максимизировать стоимость компании. Есть два способа это сделать:

  1. Повысить стоимость активов, которые находятся в распоряжении компании.
  2. Максимизировать объем продаж. Исходим из того, что потенциальный покупатель видит, какие продажи есть, надеется, что и при нем эти продажи не упадут, а будут  только расти. Соответственно, для него ценность компании повышается.

При максимизации стоимости активов финансовая политика направлены на наращивание этой стоимости. При этом нужно жестко контролировать обязательства. Понятно, что покупатель покупает чистые активы. Это имущество за вычетом обязательств. Никто долги покупать не   хочет, поэтому, при реализации такой стратегии, необходимо максимально за собственные средства покупать эти активы. Либо, если активы куплены за заемные средства, долги надо быстро гасить, чтобы показатели чистых активов к моменту продажи компании имели высокое значение.

Если способ увеличения стоимости компании — повышение оборота, то применяется менее консервативная стратегия и компании необходимо инвестировать в расширение своей деятельности. При этом опять же, необходимо контролировать задолженность.  Если вы будете продавать компанию с большим оборотом и с большими долгами, то цена, которую вам предложат, не будет соответствовать вашим ожиданиям. Да, мы повышаем продажи, но при этом финансируемся достаточно аккуратно.

Увеличение эффективности компании

Альтернативная стратегическая ветка – собственник хочет владеть компанией. В таком случае нам нужно максимизировать ее текущие финансовые результаты, тот эффект, который она дает каждый период. Здесь можно максимизировать разные финансовые показатели: свободный денежный поток, прибыль – в зависимости от того, что нравится конкретному собственнику. 

Для менеджмента эти задачи выражаются в реализации двух альтернативных моделей: модель валовой прибыли или модель рентабельности. Модель валовой прибыли – это когда вы не гонитесь за высокой удельной рентабельностью продаж, она может быть достаточно низка  с точки зрения единицы ваших продуктов и услуг, но при этом вы наращиваете серьезно обороты.  Прежде всего, это соответствует таким отраслям, как, продукты питания и прочие продукты. Низкая рентабельность, но при этом высокий оборот. При таком подходе необходимо активное привлечение внешнего финансирования.   Вы готовы снизить рентабельность удельную за счет того, что вам необходимо обслуживать долг. Но зато на чужих деньгах вы можете достаточно быстро расширяться, увеличивать обороты, таким образом, следуете своей стратегии.

Модель рентабельности предполагает альтернативный подход. Когда вы максимизируете рентабельность в расчете на высокий доход от  продукции или клиента. Соответственно, нужно жестко нормировать уровень задолженности. Вы можете привлекать внешние средства для того, чтобы, например, создать новый хороший продукт, который можно дорого продавать. Но, с другой стороны, обслуживание долга не должно «съесть» вашу рентабельность

Таким образом, есть четыре основные стратегии, вытекающие из желания собственника. Топ-менеджеры, в зависимости от того, какой выберут вариант управления, должны применять разные тактики работы капитала.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль