Как управлять прибылью с помощью операционного рычага

1420
Составляя бюджет, стоит разобраться, насколько прибыль компании зависима от ее выручки, как она будет меняться при росте или падении продаж. Ключевой показатель, позволяющий сделать такой прогноз, – операционный (производственный) рычаг.

Важное в статье:

  • Операционный рычаг. Формула расчета
  • Расчет производственного рычага (операционного левериджа)
  • Производственный рычаг

В первую очередь,  нужно определить значение  операционного (производственного) рычага, во-вторую,  оценить, какие факторы на него влияют и как их контролировать.

Как рассчитать операционный рычаг

Операционный рычаг - это доля, на которую изменится прибыль компании при сокращении или увеличении выручки на 1 процент (подробнее о том, как оценить зависимость прибыли от продаж, см. Насколько критично для компании не выполнить план продаж).

Формула. Расчет производственного рычага (операционного левериджа)

Как управлять прибылью с помощью операционного рычага

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
ПР Производственный рычаг (операционный леверидж) % Результат расчета
МД Маржинальный доход руб. Расчет по формуле
Под Прибыль от основной деятельности руб. Отчет о финансовых результатах (стр. 2300)

К примеру, значение рычага 10 процентов свидетельствует о том, что прибыль увеличивается или уменьшается на такое количество процентов при увеличении или сокращении выручки от продаж на 1 процент. Чем выше производственный рычаг, тем компания быстрее наращивает прибыль.

Что влияет на уровень производственного рычага (левериджа)

Производственный рычаг (леверидж) зависит от структуры затрат предприятия – соотношения переменных и постоянных расходов. Чем больше постоянных издержек в расходах компании, тем он выше. Соответственно, у компаний с низким производственным рычагом в затратах преобладают переменные расходы (как оперативно анализировать затраты, см. Как построить интерактивный график для анализа затрат в Excel).

Стоит заметить, что этот индикатор характеризует, с одной стороны, возможные темпы роста прибыли, с другой – темпы ее падения. При увеличении объемов продаж компания с большим значением производственного рычага (высокой долей постоянных затрат) сможет наращивать прибыль быстрее, чем компания с низким уровнем этого показателя. Зато в обратной ситуации при падении объемов продаж первая компания будет терять прибыль гораздо большими темпами. Чем выше производственный рычаг, тем сильнее зависимость компании от объемов реализации продукции (как определить критическую точку, см. Как определить безубыточный объем продаж).

Какой уровень производственного рычага оптимален для компании

Чтобы разобраться, к какому значению производственного рычага необходимо стремиться – высокому или низкому, предстоит сформировать прогноз будущих объемов продаж компании (как это сделать, см. Как планировать продажи при составлении бюджета).

При неблагоприятной рыночной обстановке и высоком риске падения продаж выгоден низкий производственный рычаг (иными словами, низкая доля постоянных затрат), так как при сокращении реализации необходимо решать задачу минимизации потерь прибыли. И наоборот, при благоприятной рыночной конъюнктуре, росте объемов реализации выгоден высокий рычаг (иными словами, высокая доля постоянных, низкая доля переменных затрат). Подобная структура затрат способствует максимизации прибыли.

Как оптимизировать производственный рычаг

Корректно управлять производственным рычагом компании поможет своевременная оптимизация структуры затрат, то есть соотношение переменных и постоянных расходов. При этом необходимо детально изучить каждую статью затрат и оценить с точки зрения зависимости от объема продаж (как оценить их влияние на себестоимость, см. Как оценить влияние прямых и косвенных затрат на изменение себестоимости выпускаемой продукции).

Например, при падении продаж можно пересмотреть принцип начисления заработной платы (варьировать переменную и постоянную части), передать отдельные технологические операции на аутсорсинг. При росте объемов продаж, напротив, возникает вопрос об организации производства отдельных комплектующих силами самого предприятия, об отказе от их приобретения на стороне.

При оптимизации структуры затрат нужно учитывать следующее:

  • при одном и том же объеме реализации размер получаемой прибыли может колебаться за счет изменения доли переменных и постоянных затрат;
  • целесообразно изменять долю переменных и постоянных затрат за счет элементов, имеющих значительный удельный вес в составе затрат.

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль