Как снизить вероятность кассовых разрывов

1147
Для сокращения вероятности возникновения кассовых разрывов компаниям стоит использовать платежный календарь. В нем надо предусмотреть различные варианты развития событий.

Яна Власова, финансовый директор ГК «Монблан»

Кассовые разрывы могут быть планируемыми, когда пересматривается бюджет (как их избежать, см. Как избежать краткосрочных кассовых разрывов). Как правило, бюджеты пишутся где-то в октябре, а мы были вынуждены пересматривать в декабре и январе (как правильно вносить корректировки, см. Как корректировать утвержденный бюджет движения денежных средств).

То есть бывают планируемые (мы понимаем, что это практически свершившийся факт) и незапланированные. В любом случае должен быть какой-то план-график действий – что мы делаем в связи с этим (подробнее см. Как организовать управление выплатами и поступлениями в группе компаний).

Есть два варианта.

Просто подождать (что-то у нас случилось с опозданием) либо вообще сменить тактику и стратегию. В этом случае помогает такая вещь, как платежный календарь, который мы планируем не просто, чтобы в бюджете использовать и забыть (пошла практика). Мы должны им начать пользоваться.

В платежном календаре по возможности надо предусмотреть вариации. Так называемый «План Б». Например, идет подвязка каких-то входящих платежей – к этим суммам привязаны исходящие платежи. Если я знаю, что эта сумма не поступает, соответственно, в очереди стоят срочные платежи. Я их переношу на другой входящий платеж. Смотрю, хватает или не хватает (подробнее см. Как контролировать платежи компании).

Если возможность варьирования заложена, это прекрасно. Если ее можно доработать, то было бы удобнее задавать вопросы: это у нас случилось – что делаем? У нас уже есть какая-то моделька, возможность моделирования. Это сложнее, но реализуемо.

Ввиду сложившейся ситуации я призываю чаще проводить ревизии сумм, особенно если бюджеты делались в октябре. Может быть, не все заложили курсовые разницы, рост стоимости и себестоимости, выручку не меняли (детали см. Как планировать движение денежных средств при составлении бюджета).

Процедура обязательного согласования тоже важна (подробнее см. Как организовать согласование платежей).

Уточнение и актуализация платежей. Если у нас стоит в бюджете какая-то сумма – может, мы ее мысленно давно порезали, но ставим в том объеме, который есть. Надо все время делать этот срез и видеть, что будет по факту, что получается. Возможно, обсуждать с коллегами, стоит ли двигаться в этом направлении, в сторону этих сумм.

Каждый для себя должен выработать эту процедуру, ее частоту. Бывает, что недочеты ее работы могут быть существенными.

Постоянная работа над поиском внутренних резервов и дополнительных возможностей (подробнее о них см. Из каких внешних источников оправданно финансировать операционную деятельность компании).

Допустим, речь идет о кассовом разрыве. Мы где-то что-то недобрали, а платить уже надо. Иногда вопрос звонка, встречи, поездки, пересмотра договорных обязательств нам в этом помогает. Хотя бы временно, чтобы вас поставщик не поставил перед фактом, что вы должны пени за просрочку.

Если вы договорились с ним заранее (возможно, гарантийное письмо написали), то он вам отсрочил платеж. В свою очередь, вы дождались входящих поступлений, и кассовый разрыв миновал.

Возвращаемся к тому, что ситуация поменялась, и мы вынуждены пересматривать условия работы со всеми. Как правило, к нам обращаются и покупатели, прося нас отсрочить, уменьшить или сократить, дать скидку. То же самое мы делаем с нашими поставщиками и подрядчиками.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль