Бюджетирование для собственника и генерального директора

568
Бюджет, который финансовый директор составляет для собственников, должен быть простым, лаконичным и максимально понятным для человека, не имеющего финансового/экономического образования. Поговорим подробнее о форме бюджета для собственника и генерального директора.

Бюджет - это своеобразный контракт между командой менеджеров и собственником. Как и всякий контракт, он должен иметь какой-либо установленный формат, который должен выполняться.

Форма бюджета для собственника и генерального директора

Назовем бюджет, который представляется собственнику, стратегическим. В этой форме бюджета собственник хочет видеть:

  • оценку финансового состояния предприятия на начало планируемого периода (активы, пассивы, капитализация);
  • сколько предприятие заработает денег;
  • куда эти деньги распределятся;
  • оценку финансового состояния предприятия на конец периода в результате выполнения бюджета;
  • каковы основные причины отклонения фактических результатов от запланированных и утвержденных собственником.

Здесь, как нетрудно видеть, в стратегический бюджетный процесс включено не только собственно финансовое планирование, но и контроль выполнения бюджета.

Сама подача материала не должна затруднять понимание собственником того, что ему представляется. Финансовый директор, ответственный за разработку бюджета должен понимать, что «не генеральское дело копаться в обилии чисел». Вот типичные требования к форме подачи материала собственнику:

  • форма подачи бюджета - таблицы, графики не дают точного описания и могут раздражать собственника;
  • таблицы должны быть максимально простые и лаконичные, понятные для человека, не имеющего финансового/экономического образования;
  • количество таблиц должно быть минимально-достаточным,

В процессе защиты бюджета перед собственником финансовый менеджер должен иметь возможность объяснить любую бюджетную позицию на случай повышенного интереса к ней собственника.

Как оказывается, для удовлетворения всех перечисленных выше требований, достаточно воспользоваться тремя форматами финансовой отчетности, с которыми мы ознакомились во второй главе, т.е. балансом, отчетом о прибыли и отчетом о движении денежных средств.

Пример

Текущее состояние компании «ЧИСТА» демонстрируется собственнику с помощью баланса на начало года:

Баланс предприятия на 01.01.2015, тыс. руб

АКТИВЫ

Оборотные средства
Денежные средства 148,42
Дебиторская задолженность 3 097,78
Товарно-материальные средства 1 727,20
Прочие оборотные средства 64,00
Оборотные средства, всего 5 037,40
Основные средства
Здания, сооружения, оборудование (остаточная стоимость) 6330,00
Инвестиции 620,00
Основные средства, всего 6 950,00
Астивы, всего 11 987,40

ПАССИВЫ

Краткосрочные задолженности
Кредиторская задолженность 929,72
Начисленные обязательства 363,02
Банковская ссуда 640,00
Текущая часть долгосрочного долга 500,00
Задолженности по налогам 33,77
Краткосрочные задолженности, всего 2466,51
Долгосрочные задолженности
Долгосрочный банковский кредит 2 000,00
Собственный капитал
Оплаченный собственный капитал 2 931,15
Нераспределенная прибыль 4 589,74
Собственный капитал, всего 7520,89
Пассивы, всего 11 987,40

По этим данным собственник понимает, что владеет бизнесом, балансовая стоимость которого составляет около 12 млн руб. При этом собственный капитал находится на уровне 7,5 млн руб. В оборотных средствах компании значительную долю (более 3 млн руб.) занимает дебиторская задолженность, что не может не беспокоить собственника, и он наверняка будет по этому поводу требовать объяснений.

Команда менеджеров завершила бюджетный процесс и представила собственнику прогнозный отчет о прибыли, консолидированный по всем продуктам.

Доход 38 000
Себестоимость проданных товаров 29 000
Валовая прибыль 9 000
Административные издержки 2 000
Маркетинговые издержки 1 500
Операционная прибыль 5 500
Прочие доходы 100
Прибыль до уплаты процентов и налогов 5400
Проценты по кредитам 800
Прибыль до налога на прибыль 4 600
Налог на прибыль 1 104
Чистая прибыль 3 496

Сопоставив прогнозный отчет о прибыли с прошлогодним, собственник отмечает амбициозность планов команды менеджеров: компания планирует увеличить прибыль почти в 3 раза при незначительном увеличении объемов продаж. Генеральный директор объясняет это решительным настроем менеджеров компании в части экономии затрат и более эффективного использования ресурсов. Критическим является вопрос: сколько будет заработано денег и куда они пойдут. На этот вопрос дает ответ прогнозный отчет о движении денег, который имеет следующий вид.

Денежные средства на начало года 148,42
Операционная деятельность
Чистая прибыль 3 496,00
Амортизация 850,00
Денежный поток от операций 4 346,00
Денежные потоки за счет изменения оборотных средств: (610,00)
дебиторской задолженности (250,00)
товарно-материальных запасов (360,00)
Денежные потоки за счет изменения краткосрочных задолженностей 240,00
кредиторской задолженности 160,00
начисленных обязательств 80,00
Всего дополнительное финансирование оборотных средств (370,00)
Денежный поток от операционной деятельности 3 976,00
Инвестиционная деятельность
Модернизация оборудования (1 800,00)
Финансирование проекта 1 (500,00)
Финансирование проекта 2 (800,00)
Продажа активов 200,00
Денежный поток от инвестиционной деятельности (2 900,00)
Финансовая деятельность
Погашение долгосрочных кредитов (500,00)
Дивиденды к выплате (1 000,00)
Денежный поток от финансовой деятельности (1 500,00)
Чистый денежный поток (424,00)
Денежные средства в распоряжении (275,58)
Денежные средства на конец года 150,00
Потребность в дополнительном финансировании 425,58

Финансовый директор достаточно внятно объясняет, что, согласно выработанной стратегии, в бюджетном году будет проведена модернизация оборудования на сумму 1,8 млн руб., кроме того, будут профинансированы два проекта. Первый предполагает ввод в действие нового продукта, а второй проект предполагает проведение маркетинговой кампании, стимулирующей рост продаж. Собственник рассчитывает получить дивиденды в составе 1 млн руб., что также нашло отражение в бюджете. В конечном итоге, выясняется, что, для того чтобы обеспечить плановый остаток денег на счету, равный 150 тыс., необходимо получить дополнительного финансирования на сумму около 430 тыс. руб.

Заметим, что самым сложным для собственника является понимание того, что деньги приходится тратить не только на покупку оборудования, но и на финансирование дополнительных потребностей в оборотные средства. В случае компании «ЧИСТА» объем этого дополнительного финансирования составляет 370 тыс. руб.

По прошествии года происходит контроль выполнения бюджета. Менеджмент компании должен отчитаться в том, как были выполнены бюджетные показатели. Процедура контроля включает анализ отклонений наиболее важных финансовых KPI за счет наиболее существенных факторов. По каждому фактору должно быть дано лаконичное объяснение.

Проведенный через год отчет по результатам выполнения бюджета компании «ЧИСТА» был основан на следующей таблице.

Отклонения Пояснения
Чистая прибыль по бюджету 3 450 +
Чистая прибыль по факту 3 100
Отклонение –350
Невыполнение объема продаж –550 –550 Удлинение срока ежегодного капитального ремонта
Влияние отпускных цен на продукцию 335 335 Анализ по ассортименту прилагается
Влияние закупочных цен на сырье и материалы –650 –650 В основном, мировое удорожание сырья, повышение цен на ГСМ
Экономия производственных норм расхода сырья и материалов 300 300 В связи с рацпредложениями с середины года
Экономия эксплуатационных издержек (РСО) 400 400 Анализ по цехам прилагается
Перерасход по заработной плате производственного персонала –150 –150 Законодательное увеличение минимальной заработной платы с ноября бюджетного года
Экономия административных и сбытовых затрат 200 200 Расшифровка прилагается
Экономия финансовых затрат (% банкам) 80 80 Перекредитование под более низкие проценты
Не запланированные расходы –275 –275 Неплановая проверка
В том числе:
премии за рацпредложения  –30
штрафы и пени –50
спонсорские помощи по указанию руководства –195
Прочие экономии/перерасходы –40 60 –100 Соцсфера, профсоюзы, прочее
Итого отклонение чистой прибыли –350 1 375 –1 725

По существу, данная таблица представляет собой совокупность «Хороших и плохих новостей». Хорошую новость приносит фактор, увеличивающий прибыль, плохую новость - фактор, снижающий прибыль. К сожалению, «плохих новостей» по массе прибыли оказалось больше, что, в конечном итоге, привело к значительному расхождению фактических и плановых показателей.

Простота приведенной выше схемы не должна создавать иллюзии простоты бюджетного процесса для менеджмента. Для того чтобы все выглядело так просто и лаконично, необходимо внедрение полноценной системы бюджетирования для менеджмента, о которой речь идет в следующем параграфе.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль