Управление дебиторской задолженностью организации

606
Шорохов Алексей
финансовый директор «Гольфстрим охранные системы»
Управление дебиторской задолженностью организации – это способ управления оборотным капиталом для увеличения прибыли компании. Процесс управления дебиторской задолженностью коммерческой организации важно делить на два этапа.

Управление дебиторской задолженностью организации
Алексей Шорохов, финансовый директор «Гольфстрим охранные системы»


  1. Управление сбором дебиторской задолженности
  2. Управление экономикой дебиторской задолженности

Разберем особенности каждого этапа на конкретных примерах.

Управление сбором дебиторской задолженности

Первый этап - это фундамент, при котором управление экономикой дебиторской задолженности становится возможным. В зависимости от отрасли, масштаба компании - управление дебиторской задолженностью организации может быть разным. Приведу пример из своего опыта.

Сбор дебиторской задолженности состоял из нескольких этапов. На первом этапе было необходимо настроить информационное пространство, в котором бы отображалась  актуальная информация по дебиторской задолженности контрагентов. Как правило, для этих целей используют CRM системы. Механизм работы простой. Отгрузочными документами на клиента увеличиваем дебиторскую задолженность. Оплата уменьшает дебиторскую задолженность. В случае с отгрузкой все действия происходят в одной учетной системе (или биллинговой системе) и все достаточно просто функционирует. Оплаты же происходят от разных покупателей и оформлены не одинаково. Для настройки автоматического распознания платежей необходимо определить параметр распознания, через который система будет расшифровывать платеж. 

Можно взять уникальный номер договора и регламентировать с клиентами процедуру корректного оформления платежных поручений. Для контроля процесса со стороны исполнителей необходимо внедрить kpi. Основными kpi сотрудников, занимающихся механикой сбора дебиторской задолженности, может быть процент распознанных платежей «автоматом», количество дней задержки распознания платежей. Если настроить регламент учета и мотивации корректно, на выходе будем иметь актуальный баланс клиента.

Имея актуальный баланс клиента, стоит рассмотреть процесс отслеживания оплат и просрочек оплат дебиторской задолженности. На самосознание контрагентов надеяться нужно, но для управления процентом оплаченной дебиторской задолженности, следует настроить процедуру напоминания и сбора. В CRM по заданному формату можно настроить информационные сообщения (2-3 шт.) с заблаговременным напоминанием об оплате. Не забудьте обновлять контактную информацию клиентов, иначе сообщение может не дойти. Если клиент после отправленных сообщений не платит, стоит позвонить и поговорить «голосом». Это сэкономит значительный ресурс операторов, так как звонки будут только по случаям, когда оплата не поступила, а не с каждым контрагентом.

Если после звонка клиенту оплата не поступает, понятно, что контрагент испытывает трудности с платежом и стоит подключать юридическую службу, а в некоторых случаях и коллекторские агентства. Всю цепочку нужно настроить последовательно по четкому алгоритму, чтобы работала как часы. Тогда компания будет иметь минимум убытков от списания невозвратной «дебиторки».

Управление экономикой дебиторской задолженности

Имея механизм сбора, перейдем к регулированию экономики работы с дебиторской задолженностью. Под этим подразумевается определение правил выдачи товарного кредита контрагентам. Регламент должен базироваться на правилах, похожих на банковский механизм выдачи кредита. В зависимости от рискованности клиента и отсрочки, должна определяться возможность выдачи товарного кредита и его стоимость. Базой правил может быть модель, основными параметрами которой являются: 

  • объем закупки
  • объем выручки контрагента
  • дисциплина отгрузок и оплат и т.п.

На моем примере, в зависимости от масштаба отгрузки и крупности клиента, определялись основные правила работы. Количество дней возможной отсрочки, наценка за товарный кредит. Исключения были для ключевых клиентов. Правила для них нелинейные к базовой модели значения отсрочек и скидок. Процесс определения отсрочки и лимита отгрузки не должен быть разовым и определяться в момент первой отгрузки. Это процесс постоянный.

По дисциплине оплат необходимо регулировать дальнейшую длину отсрочки контрагенту. Включать дисциплинарные ограничения или поощрения в разных ситуациях поведения клиента. Например, по известной вам истории отгрузок можно ограничивать контрагенту лимит его отгрузок. Для того, чтобы он из-за неопытности или отсутствия анализа не набрал товар, который положит на склад и не сможет продать и вам сделать оплату.

Внешним инструментом для сокращения цикла дебиторской задолженности может быть факторинг. В данном случае банк кредитует цикл вашей дебиторской задолженности против самой дебиторской задолженности.

Подводит черту и определяет эффективность управления дебиторской задолженностью организации - показатель оборачиваемости. Это средний цикл времени, в течении которого приходит каждый рубль выручки. Дебиторская задолженность – это большая часть оборотного капитала компании, правильное управление которой поможет высвободить значительные ресурсы для увеличения прибыли компании.

Читайте также:

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль