Что делать, если форс-мажор

207
Сейчас, когда прямо перед зимним сезоном одновременно исчезло одно из самых продаваемых бюджетных направлений - Египет, обанкротился крупный перевозчик, покрывавший существенный объем туристических перелетов - Трансаэро, сильно упала покупательская способность, в два раза вырос доллар по отношению к рублю за последний год, остаться на плаву для компаний туротрасли – задача не из легких и решить её удастся немногим.

Что делать, если форс-мажорАннна Грачева, вице-президент по финансам группы компаний "Логос"


В такой ситуации очень важно применять финансовое планирование и моделирование. Во-первых, надо смоделировать выручку на ближайший год с разбивкой помесячно. Этот прогноз должен быть максимально реалистичным, без иллюзий и потенциально желаемых побед.

Распределение затрат

Предположим, что доход за год равен Х рублей. Именно под этот доход надо создать работающий бизнес  с затратами, не превышающими величину Х.
Существующие затраты надо разложить на виды:

  1. Затраты неизбежные – это затраты, которые придется заплатить, даже если бизнес закроется. К ним относятся затраты на аренду, зарплату нужных сотрудников и т.д. При моделировании «Будут ли эти затраты, когда бизнес закроется», исчезают как дым. Если дохода Х  не хватает и на эти затраты, то надо закрываться немедленно. Но такой вариант маловероятен.
  2. Затраты минимальные - требуемые на поддержание бизнеса. К ним относятся затраты, которые необходимы, чтобы бизнес мог функционировать на уровне выживания. Чаще всего это постоянная часть зарплаты обслуживающего персонала, аренда склада, налоги и т.д. Если дохода Х хватает на покрытие этих затрат, то бизнес можно вытянуть и при форс-мажорных ситуациях. Если нет, думайте, какую часть дохода Х оставить, чтобы минимизировать затраты так, чтобы они упали не ниже Х. Можно, например, отказаться от продаж в розницу и оставить только оптовые продажи. Или перестать продавать товар, требующий существенных затрат для его реализации.

По итогам данного этапа  останется разница (А) между доходом (Х) и затратами (З) из предыдущих двух пунктов.

Эту разницу можно отправить на «все остальное», а именно, зарплаты менеджмента,  соцпакет, рекламу и прочие мероприятия. Но на всех не хватит. И не хватит сильно. Вот тут самое главное – контроль.

Рекомендую рассчитать соотношение затрат каждого из центров ответственности в общей сумме затрат до форс-мажора и дать половину (А)  в данной пропорции каждому из них.

В последствие, скорее всего, многие сотрудники попросят увеличения суммы на их отдел, возникнут непредвиденные расходы. Но все равно только такие жесткие меры позволят остаться на плаву и выжить при форс-мажоре.

В такой ситуации реально только финансовая служба может и должна сохранять «холодную голову». Сотрудники финотдела понимают, что деньги – ресурс ограниченный и что этот ресурс все равно придется тратить на текущие затраты.

Кредитование

Идею с привлечением кредитных средств для покрытия дефицита, возникшего в результате форс-мажора, предлагаю даже не рассматривать. В большинстве случаев компании, находящиеся в сложной ситуации, не могут вернуть эти деньги. 

Развитие в период кризиса

С развитием предприятия в сложных экономических условиях связаны три постулата. Нарушать их рискованно.

  1. Развиваться на заемные деньги в условиях турбулентности нельзя;
  2. Развиваться на заемные деньги можно только в том случае, если есть полная (100%-я) уверенность, что проект будет удачным;
  3. Конкурентам тоже несладко, поэтому именно в тяжелый период важно искать и находить возможности для развития. 

Как совместить эти три несовместимые истины – решать вам.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль