Что делать, если форс-мажор

216
Сейчас, когда прямо перед зимним сезоном одновременно исчезло одно из самых продаваемых бюджетных направлений - Египет, обанкротился крупный перевозчик, покрывавший существенный объем туристических перелетов - Трансаэро, сильно упала покупательская способность, в два раза вырос доллар по отношению к рублю за последний год, остаться на плаву для компаний туротрасли – задача не из легких и решить её удастся немногим.

Что делать, если форс-мажорАннна Грачева, вице-президент по финансам группы компаний "Логос"


В такой ситуации очень важно применять финансовое планирование и моделирование. Во-первых, надо смоделировать выручку на ближайший год с разбивкой помесячно. Этот прогноз должен быть максимально реалистичным, без иллюзий и потенциально желаемых побед.

Распределение затрат

Предположим, что доход за год равен Х рублей. Именно под этот доход надо создать работающий бизнес  с затратами, не превышающими величину Х.
Существующие затраты надо разложить на виды:

  1. Затраты неизбежные – это затраты, которые придется заплатить, даже если бизнес закроется. К ним относятся затраты на аренду, зарплату нужных сотрудников и т.д. При моделировании «Будут ли эти затраты, когда бизнес закроется», исчезают как дым. Если дохода Х  не хватает и на эти затраты, то надо закрываться немедленно. Но такой вариант маловероятен.
  2. Затраты минимальные - требуемые на поддержание бизнеса. К ним относятся затраты, которые необходимы, чтобы бизнес мог функционировать на уровне выживания. Чаще всего это постоянная часть зарплаты обслуживающего персонала, аренда склада, налоги и т.д. Если дохода Х хватает на покрытие этих затрат, то бизнес можно вытянуть и при форс-мажорных ситуациях. Если нет, думайте, какую часть дохода Х оставить, чтобы минимизировать затраты так, чтобы они упали не ниже Х. Можно, например, отказаться от продаж в розницу и оставить только оптовые продажи. Или перестать продавать товар, требующий существенных затрат для его реализации.

По итогам данного этапа  останется разница (А) между доходом (Х) и затратами (З) из предыдущих двух пунктов.

Эту разницу можно отправить на «все остальное», а именно, зарплаты менеджмента,  соцпакет, рекламу и прочие мероприятия. Но на всех не хватит. И не хватит сильно. Вот тут самое главное – контроль.

Рекомендую рассчитать соотношение затрат каждого из центров ответственности в общей сумме затрат до форс-мажора и дать половину (А)  в данной пропорции каждому из них.

В последствие, скорее всего, многие сотрудники попросят увеличения суммы на их отдел, возникнут непредвиденные расходы. Но все равно только такие жесткие меры позволят остаться на плаву и выжить при форс-мажоре.

В такой ситуации реально только финансовая служба может и должна сохранять «холодную голову». Сотрудники финотдела понимают, что деньги – ресурс ограниченный и что этот ресурс все равно придется тратить на текущие затраты.

Кредитование

Идею с привлечением кредитных средств для покрытия дефицита, возникшего в результате форс-мажора, предлагаю даже не рассматривать. В большинстве случаев компании, находящиеся в сложной ситуации, не могут вернуть эти деньги. 

Развитие в период кризиса

С развитием предприятия в сложных экономических условиях связаны три постулата. Нарушать их рискованно.

  1. Развиваться на заемные деньги в условиях турбулентности нельзя;
  2. Развиваться на заемные деньги можно только в том случае, если есть полная (100%-я) уверенность, что проект будет удачным;
  3. Конкурентам тоже несладко, поэтому именно в тяжелый период важно искать и находить возможности для развития. 

Как совместить эти три несовместимые истины – решать вам.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль