Ключевые принципы управления рисками компании

513
Основная задача руководителя - найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное сочетание риска и дохода. Процесс управления риском - это системная работа по анализу риска, выработке и принятию соответствующих мер для оптимизации управления в условиях риска.

При практическом принятии решения на самом верхнем уровне будут полезными следующие положения:

  1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
  2. Необходимо думать о последствиях риска.
  3. Нельзя рисковать многим ради малого.

От этих принципов веет консерватизмом, но их применение позволит не потерять бизнес.

Какие же общие принципы используются при управлении рисками? Всего их четыре:

  1. избежание риска;
  2. перенос риска;
  3. снижение ущерба;
  4. принятие риска.

1. Избежание риска. Это осознанное решение не подвергаться определенному виду риска. Подобно тому как человек может решить не подвергать себя риску, связанному с какой-то профессией или работой в какой-то компании, руководитель компании может избежать сотрудничества с определенными, опасными с его точки зрения, контрагентами.

2. Перенос риска. Это передача риска другим лицам (продажа рискованных ценных бумаг другому лицу, приобретение страхового полиса). Используя этот принцип, вы не предпринимаете никаких действий, чтобы избежать риска, и рассчитываете, что нанесенный ущерб будет покрыт за чей-то счет согласно разработанной вами схеме.

3. Снижение ущерба. Это действия руководителя, направленные на уменьшение вероятности потерь и минимизацию их последствий. Такие действия могут предприниматься: 1) до того, как ущерб был нанесен; 2) во время нанесения ущерба; 3) после того, как он случился.

Например, предприятие может понести убытки за счет увеличения цен на энергоносители:

  • это можно предотвратить, если купить энергоносители заранее;
  • если же этого не случилось, необходимо ввести режим жесткой экономии энергии и попытаться снизить другие издержки, чтобы компенсировать увеличение затрат на энергию.

4. Принятие риска. Суть принятия риска состоит в том, что предприятие соглашается с возможностью риска и собирается покрыть убытки посредством использования специальных схем или собственных ресурсов; например, предприятия принимают возможное изменение цен на рынке товаров и покрывают возможные убытки посредством хеджирования. Предупредительные сбережения, своего рода буферные фонды, — вот еще одно средство облегчить последствия в связи с принятием риска.

Комплекс вопросов риск-менеджмента весьма обширен, и он не исчерпывается только анализом и управлением стратегическими рисками. Для того чтобы использовать его на практике, полезно изучить опыт других компаний, нанять специалистов, обучить своих менеджеров технологиям риск-менеджмента, т.е. надо создать на предприятии то, что сейчас называется «интегрированной системой риск-менеджмента».

Это большая работа, которая отнимет много сил и времени. Пожалуй, ее можно сравнить с внедрением ЕИР-системы на предприятии. Хотя риск-менеджмент обойдется компании дешевле, так как риск-менеджмент создается, прежде всего, в мозгах менеджеров, а это пока в нашей стране стоит дешевле, чем дорогой западный программный продукт.

Так или иначе, надо решить, созрели ли вы к тому, что рисками надо заниматься системно и что это может принести вам пользу. Если да, то надо начинать без промедления, так как игнорирование проблем риска в компании способствует ее разорению.

Рассмотренные типы стратегических рисков уместны в условиях стабильного состояния экономики на макро- и мегауровнях. Как только появляется системный финансово-экономический кризис, все рассмотренные выше стратегические факторы риска отодвигаются на второй план. Это говорит в пользу принципиальной несостоятельности традиционной системы риск-менеджмента применительно к мегапотрясениям. В методологии риск-менеджмента существует технология «стресс-тестирования». В рамках этой технологии проверяется устойчивость бизнеса по отношению к различного рода стрессовым ситуациям. В частности, большинство финансовых институтов проверяют свою устойчивость, моделируя ситуацию финансового кризиса 1998 г. Особенностью стресс-тестирования является то, что стрессовые условия выбираются на основании уже случившихся событий, которые сыграли негативную роль в экономике.

То, что произошло сейчас, было трудно предсказать. Были определенные догадки и негативные прогнозы в сфере финансовой системы. Ощущался высокий рост потребления и стимулируемый им кризис перепроизводства. Но, увлекшись текущими задачами роста прибыли, все думали, что это произойдет еще нескоро... Кризис подкрался незаметно. И никто не смог его смоделировать в рамках своей деятельности и существующей системы риск-менеджмента. Если бы можно было вернуться на год назад и смоделировать случившиеся события, предприятия реального сектора сделали бы два действия:

  1. планомерное снижение темпов роста объемов производства;
  2. постепенное снижение влияния финансового рычага, т.е. уменьшение доли заемных средств в источниках финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

Конечно, это привело бы к уменьшению прибыли, что с точки зрения традиционной сбалансированной экономики выглядело бы крамольно. Но именно так надо было бы поступать в предчувствии кризиса. Кризис наступил, и все ощутили его. Основная часть компаний тяжелого сектора«упала». И речь не идет о снижении прибыли. Речь идет о колоссальных убытках, которые несоразмерно более ощутимы по сравнению с плановыми снижениями прибыли вследствие отмеченных выше двух действий (если бы они произошли).

Что можно сказать теперь? Задним числом (или умом) каждый силен. Методология риск-менеджмента должна сказать спасибо произошедшему кризису за то, что он показал, как это может быть, и на какие условия можно будет тестировать риски бизнеса в будущем. Но это только одна из немногих «Хороших новостей» в отношении кризиса. Да и та чисто теоретическая. Нет уверенности, что в будущем собственники компаний в погоне за высокими прибылями захотят страховать свои риски. Жить сиюминутными выгодами более характерно для человека.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль