Корректировка бюджета в кризис

805
Из-за сложной экономической ситуации многим компаниям приходится проводить корректировку бюджета, так как не все запланированное удается сделать и получить нужные результаты. Чтобы провести корректировку бюджета в кризис и сделать это наиболее эффективно, важно определить, какие методы бюджетного планирования в современных условиях подходят вашей компании.

Есть несколько методов бюджетного планирования в современных условиях или, другими словами, методик составления бюджета, которые позволяют оперативно скорректировать бюджет в течение года, если становится понятно, что его нереально выполнить в первоначальном виде.

Сценарное бюджетирование

Самая распространенная методика – сценарное бюджетирование.  Каждое ЦФО формирует три бюджета: оптимистичный, пессимистичный, базовый. Соответственно, формируются три варианта общего бюджета компании, и один из них берется за основу. Компания начинает по нему работать. Если финансовая служба понимает, что ситуация изменилась в ту или иную сторону, то переключается на тот бюджет, который больше заточен на ситуацию.
Недостаток этого метода в том, что очень тяжело составить три варианта бюджета. Если базовый сценарий основан на видении того, как будет развиваться ситуация, например, отдел продаж считает, что продажи составят 1 млн рублей, то остальные сценарии мало что отражают. Отделам бывает трудно составить пессимистичный и оптимистичный сценарий. Например,  не понятно, насколько должны упасть продажи, чтобы применять пессимистичный сценарий и тогда ифры берутся «с потолка».

Это рабочая схема, потому что финансовая служба имеет  вилку бюджета:  диапазон и по доходам, и по расходам, в рамках которого может действовать. Проблема в том, что границы этого диапазона часто размытые  и не очень коррелируют с реальностью.

Адаптивное бюджетирование

Если финансовая служба прибегает к методике адаптивного бюджетирования, то формируется только базовый вариант бюджета. Причем, этот базовый вариант формируется достаточно консервативно. Например, если отдел продаж считает, что телевизоры будут продаваться, а насчет пылесосов не уверен, то доходы от продажи пылесосов из бюджета исключаются.

Компания начинает работать по этому бюджету,  а финансовая служба его регулярно анализирует. В первую очередь, анализируется бюджет продаж. Если финансовый директор видит, что продаж меньше, чем заложено, начинается корректировка расходной части. Уже на стадии формирования бюджета финансовая служба и руководители подразделений  должны понимать, какие расходы и в каком порядке они будут «резать». Например, в первую очередь сокращаются представительские расходы (участие в выставках, снятие видеороликов) – расходы, которыми можно пожертвовать, если развития нет. Во вторую очередь – командировочные расходы Например, когда топ-менеджер пересаживается из бизнес-класса в эконом. Удобно, если вместе с бюджетом будет составлена таблица расходов в том порядке, в котором они будут сокращаться при ухудшении ситуации. Это позволит быстро и эффективно корректировать расходы, если фактические доходы меньше ожидаемых.

Если доходы больше, чем заложено в бюджете, у финансовой службы и руководства компании должен быть план того, как эти доходы можно освоить. Например, досрочно погасить кредит в банке,  или инвестировать в новые проекты, на которые в базовом сценарии денег нет, но при наличии дополнительных ресурсов есть возможность их воплотить.

Адаптивное бюджетирование наиболее актуально для компаний малого и среднего бизнеса, потому что факт доходов и расходов – та объективная информация, которая есть в компаниях и которой компании могут апеллировать. Все остальное – фантазии, мысли, домыслы и т.д.

Крупные компании часто опираются на различные макроэкономические обзоры, на статьи в газетах – это все можно проигнорировать. Для небольших компаний важны отношения с собственными контрагентами, нежели макроэкономическая ситуация. Например,  во время кризиса 2008-2009 года у компаний, которые торгуют интернет -рекламой, произошел взрывной рост продаж, благодаря тому, что рекламодатели в поисках экономии перешли на интернет-рекламу.

Натуральное бюджетирование

Еще одна эффективная методика анализа деятельности компании – натуральное бюджетирование.  Суть в том, что помимо финансовых показателей в бюджете БДДС и БДР, бюджет дополняется информацией о натуральных продажах. Например, компания планирует продать товары на 1 млн рублей. Очень полезно дополнительно к бюджету в денежном выражении указать количество и единиц товара, который будет продан. Например, 5000 телевизоров. Это важно, так как компания может выполнить план в натуральном выражении, но не выполнить в денежном. И наоборот. В таком случае бюджет в денежном выражении не даст полноты картины  и не позволит руководителю компании принять объективное решение. Натуральный показатель полезен для планирования, потому что им  проще управлять.

Есть и другие методики бюджетирования, например, бюджетирование по методу Activity based budgeting. Ее часто используют при планировании косвенных затрат.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ. На практике чаще всего корректируется самый динамичный инструмент управления в бюджетировании - бюджет движения денежных средств (БДДС). Бывает, что показатели БДДС в зависимости от текущей ситуации иногда приходится править ежедневно. Для корректировок бюджета движения денежных средств существует специальный инструмент – платежный календарь.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль