text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Инвестиции делают «частники»

  • 1 августа 2015
  • 86

Невозможно ввести элементы госрегулирования в деятельность сектора грузовых железнодорожных перевозок, где много частных операторов, без попытки регулировать цены на вагоны.

В 2003 году было создано ОАО «РЖД», введена в действие новая редакция Прейскуранта 10-01. Частные операторы получили возможность самостоятельно устанавливать цены на услуги по организации перевозки грузов в собственных вагонах и конкурировать с РЖД как по цене, так и по качеству оказываемых услуг. Тогда же началось выделение из РЖД дочерних компаний для работы в конкурентных секторах. Процесс закончится в этом году с полной передачей в ВГК остатков инвентарного парка.

Новая реальность. Это изменит устоявшуюся систему ценообразования на железнодорожном транспорте, в которой Прейскурант 10-01 выступал ценовым ориентиром. При перевозке в приватном парке тарифная нагрузка на грузовладельца включает в себя плату за груженый рейс, плату за пользование вагоном и затраты на порожний пробег. Для корректного сравнения тарифной нагрузки в приватном и инвентарном парке необходимо учитывать действия прогрессивной шкалы платы за время пользования вагоном при погрузо-разгрузочных операциях (Тарифное руководство № 2). И если мы посмотрим на комплексную ставку оператора с включенными в нее погрузочно-разгрузочными операциями, по подсчетам ПГК, в 2010 году при одинаковом времени на погрузку и разгрузку совокупные транспортные затраты грузовладельца снизились на 7%, а в отдельных секторах, например при перевозке щебня, на 22%.
Теперь обратимся к эффективности эксплуатации операторами вагонного парка. В 2002 году объем грузовых железнодорожных перевозок был фактически тот же, что и сейчас, но вагонов – на 23% меньше. Количественного дефицита универсальных вагонов сейчас нет, но есть дефицит технологический. Он вызван увеличением дальности перевозки с 1,1 тыс. километров в 2002 году до 1,8 тыс. километров в 2011 году, нехваткой тяговых мощностей и трудностями с планированием работы инфраструктуры.
Последний фактор напрямую связан с планированием товаропотоков грузовладельцами, которые стремятся максимизировать доход, четко ориентируясь на конъюнктуру и волатильность цен на мировых рынках. В связи с чем фокус экспортных поставок несколько раз в год переносится с рынков Юго-Восточной Азии на рынки Западной Европы и обратно. А частая смена грузопотоков требует постоянной передислокации порожних вагонов и приводит к давлению на инфраструктуру. Следовательно, некорректно оценивать эффективность приватного парка только в отгруженных за период тоннах. Необходимо учитывать и тонно-километровую работу вагона. Усредненная производительность вагонов возросла более чем на треть. С нашей точки зрения, существуй сейчас 100-процентный государственно регулируемый инвентарный парк, он бы не решил проблему оптимизации процессов перевозки.

Вагон и инвестиции. Деятельность оператора нужно рассматривать с позиции стоимости нового подвижного состава. Приведенная к посуточной ставке доходность операторских компаний почти полностью определяется уровнем лизинговых платежей. В свою очередь, лизинговые платежи на 80% складываются из стоимости приобретения нового подвижного состава и на 20% зависят от ставки обслуживания сделанных инвестиций. Сейчас стоимость новых массовых типов вагонов составляет 2,2–2,4 млн рублей (летом 2009 года новый вагон стоил 1,1–1,3 млн рублей).
Предложение о государственном регулировании деятельности операторов может быть реализовано только при условии введения госрегулирования стоимости нового подвижного состава. Иначе инвестиционная привлекательность вложений в новый подвижной состав исчезнет. Это приведет грузовладельцев к необходимости направлять деньги не в инновационное развитие и расширение производственных мощностей, а на приобретение собственных вагонов для вывоза производимой продукции. В такой ситуации цена обеспечения транспортной безопасности грузовладельцев будет еще выше, чем стоимость услуг операторов. Ведь у производителей различной продукции существует альтернативная возможность инвестирования. Логично, если они будут вкладываться в более рентабельные производственные мощности, а не в транспортную инфраструктуру, которая для них формирует только издержки.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.