Режем по живому

62
Неподготовленность реформ привела к тому, что изменения проводятся по живому, а эффективность нововведений не очевидна.

Есть ли проблемы при реформировании железнодорожной отрасли? Их не может не быть при таких масштабных реформах. Самый дискутируемый вопрос – управление парком универсальных полувагонов, потому как это основной вид подвижного состава. Но эта проблема следует из более глобальной – несовершенства системы корпоративного управления РЖД.

Проблемы в системе. Старая система управления железнодорожным транспортом уже не работает, а имеющиеся элементы новой еще не сформированы в единую архитектуру, которая позволяла бы эффективно решать вопросы управления в новых условиях. Причем все происходит в процессе работы и эксплуатации, по живому. Понятно, что реформирование на ходу чревато непредсказуемыми последствиями и негативно отражается на качестве управления и стабильности в отрасли. Кроме того, работа, связанная с выделением дирекций по видам деятельности в самостоятельные бизнес-единицы, хромает из-за отсутствия координации деятельности вертикальных дирекций и дочерних обществ РЖД на региональном уровне. Существенные преобразования (а вообще-то просто ослабление) претерпел институт начальников дорог.
Что в итоге? Система корпоративного управления РЖД находится в процессе становления. Прежде общий бизнес раздроблен и продолжает дробиться по частным видам деятельности. Отдельно ремонт подвижного состава, пассажирский комплекс, инфраструктура, Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и так далее. В ходе проведения столь радикальной реформы: 1) на порядок была дезинтегрирована высокоэффективная железнодорожная отрасль; 2) разорваны десятки тысяч устоявшихся внутриведомственных связей; 3) до минимального предела ослаблены институты начальников станций и начальников дорог; 4) ликвидированы отделения дорог.
Потеряли смысл большинство из прежних нормативных актов, а о достижении целей реформы говорить не приходится. И мое мнение: система держится только за счет того, что люди дисциплинированные и работают ответственно. Хотя и этот ресурс достиг критической точки.

Не та технология. Одним из серьезных вызовов, с которым столкнулись реформаторы, является проблема управления приватными полувагонами при отсутствии инвентарного парка у перевозчика. Для либерализации вагонного рынка были созданы дочерние структуры РЖД – ПГК и ВГК. Им передали из общего парка все инвентарные вагоны. И сразу начались проблемы, связанные с резким увеличением порожнего пробега и неготовностью к этому инфраструктуры. Одно дело, когда 15–20% частных вагонов в общем парке движутся без управления со стороны того элемента системы, которая при МПС называлась «Единая диспетчерская служба». Другое дело, когда в общем парке работают почти 100% приватных вагонов – дочек РЖД и других собственников, управляющих порожними вагонами самостоятельно. На мой взгляд, при реформировании не был учтен существенный момент – технология работы частного парка вагонов абсолютно другая. Как участники рынка взаимодействуют сейчас? Грузоотправители, у которых «горит» груз, идут к частным операторам. Те говорят: хорошо, повезу, но ты мне оплатишь не только доставку туда, но и обратный порожний пробег. Тебе это будет дороже, зато надежно. А если договоримся, я тебе обеспечу такую «вертушку», которая постоянно будут бегать по конкретному, согласованному с отправителем маршруту: туда с грузом, а обратно порожняком.
Вы можете спросить: раньше разве не было таких «вертушечных» вагонов? Были, но 15–20% от парка, а не 100%, как сейчас. В результате железнодорожная сеть перегружена и забита вагонами. Я описал всего лишь один из проблемных моментов. Но даже он показывает, что технология не отработана.

Инфраструктура. Чтобы избежать паралича движения на сети в условиях 100% приватного парка, потребуется увеличенная пропускная способность дорог, больше локомотивов и обслуживающих бригад. Чтобы инфраструктура была готова к технологии работы с частными операторами и перевозчиками, в ее развитие надо вкладывать миллиарды. Есть и другой путь – возвращение к системе с единым вагонным парком. Главное, все понимают разницу между технологиями и знают, что это решаемая проблема, пока ПГК и ВГК принадлежат РЖД. Как вариант, они могут работать в кооперации: передать свои вагоны пулом в оперативное управление ЦФТО или ЦД, стремясь за счет эффекта масштаба минимизировать порожний пробег. И эта мера может действовать до того момента, пока не будут созданы условия для эффективной работы вагонного парка в целом. Если более-менее управляемыми окажутся указанные 65% от всего парка грузовых вагонов, то управление движением на сети РЖД обязательно стабилизируется. При продаже ПГК или ВГК такая возможность будет потеряна и мы на долгие годы будем обречены на серьезные проблемы в обеспечении потребностей грузовладельцев в перевозках.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль