Зачем нужна пенсионная реформа-2

209
Стратегия. Демографический кризис вынудит российское правительство провести новую пенсионную реформу. Какой она будет – пока неизвестно, но непопулярных решений в той или иной форме избежать нельзя.

Как и многие страны, Россия столкнулась с проблемой старения населения, которая выливается в растущую пенсионную нагрузку на экономику. По различным оценкам, не позднее 2030 года численность пенсионеров и работающих сравняется, а затем первых станет больше, чем вторых. Если в 2000 году на россиян в возрасте 65 лет и старше приходилось 13% населения, то согласно прогнозу ООН, к 2050 году эта доля превысит 25%. За этот же срок возрастная группа от 15 до 64 лет сожмется с 68 до 57%. Соответственно, источник платежей в пенсионную систему будет скудеть, а ее потребности в финансах – увеличиваться.

Мимо целей. Одной из ключевых задач реформы, проведенной в 2002 году, было обеспечение устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. Авторы концепции из Центра стратегических разработок видели решение проблемы в переходе от унаследованной от советской экономики распределительной системы к смешанной, в которой действовали бы также накопительные механизмы финансирования пенсий. Они, по замыслу реформаторов, позволили бы обеспечить более тесную связь между размерами зарплат (и, соответственно, взносов), с одной стороны, и пенсий – с другой. Декларировалась также цель повышения реального размера выплат, хотя решительные шаги в этом направлении были сделаны лишь в последние годы, когда в результате валоризации и серии индексаций средняя пенсия достигла примерно 36% средней заработной платы (коэффициент замещения). Это уже близко к минимальному уровню, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ) – 40%. Тем не менее, пенсионеры остаются в числе наименее обеспеченных социальных слоев.
Со встроенным накопительным элементом все пошло хуже, чем ожидалось. Он – как обязательный, так и добровольный – оказался малоинтересным для подавляющего большинства россиян, которые не торопятся делать выбор в пользу частных фондов или управляющих компаний для формирования будущей пенсии. Правда, здесь в последние год-два наметились существенные сдвиги. Согласно сводной отчетности НПФ за первый квартал 2011 года, опубликованной ФСФР, в доверительном управлении фондов находится 248,5 млрд рублей пенсионных накоплений, что в 2,15 раза больше, чем годом ранее. У ВЭБа, управляющего средствами «молчунов», пока в разы больше – 941,1 млрд рублей. Но в целом объем средств, сосредоточенных в НПФ, в этом году впервые превысил 1 трлн руб­лей. Правда, радость участников рынка несколько омрачили скандалы вокруг накоплений, переведенных в некоторые НПФ без ведома будущих пенсионеров.
Но главная неудача реформы 2002 года заключается в том, что финансовую самостоятельность пенсионная система так и не обрела. Ее сбалансированность была нарушена после того, как в 2005 году правительство пошло на снижение ЕСН в надежде на то, что потери будут компенсированы обелением зарплат. Но оно произошло совсем не в тех масштабах, которые ожидали власти. Более того, структура занятости в последние годы менялась самым неблагоприятным с точки зрения собираемости налогов образом: доля крупных и средних предприятий сильно сократилась.
Наконец, новые социальные обязательства, взятые правительством за последние годы, привели к тому, что дотирование пенсионной системы теперь обходится бюджету свыше 4% ВВП – дороже, чем во многих странах ОЭСР. Суммарные же расходы на пенсионное обеспечение в России приблизились к 10% ВВП. Очень немногие развитые страны позволяют себе такой или более высокий уровень. В их числе, например, Германия, Франция и Швейцария. Правда, в список «богатых» затесалась еще и Греция, но, учитывая ее близкое к дефолту состояние, это скорее пример того, как не надо тратить деньги.
Увеличение ставки взносов в социальные фонды с января 2011 года было негативно воспринято бизнесом. Если же пенсионную систему в России оставить в нынешнем виде, то дальнейшее старение населения возложит на экономику совершенно непосильное бремя. По подсчетам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, чтобы сохранить коэффициент замещения на достигнутом уровне, в среднем за 2010–2050 годы придется каждые пять лет увеличивать трансферт из федерального бюджета на 1 процентный пункт ВВП или ежегодно повышать на эту же величину ставку пенсионных взносов. Всего же за 40 лет финансирование пенсионной системы должно увеличиться на 8 процентных пунктов ВВП. Иными словами, Россия стоит перед безрадостной дилеммой: либо задушить экономику непосильными налогами, либо смириться с ухудшением материального положения пенсионеров. Впрочем, в российских реалиях можно получить и то и другое одновременно.

Назад с модернизацией.
Поиском оптимального решения проблемы заняты чиновники Минздравсоцразвития и независимые эксперты. Ведомство Татьяны Голиковой сейчас готовит стратегию развития пенсионной системы до 2050 года. Некоторые ключевые позиции, которые могут войти в документ, замминистра Юрий Воронин изложил в интервью «Коммерсантъ-Online»*. Минздравсоцразвития предлагает отказаться от пенсионной формулы, положенной в основу реформы Михаила Зурабова. Она, по словам замминистра, «все больше загоняет нас в генерирование новых обязательств и должна быть заменена «формулой индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 года, но в модернизированном виде» (см. «От каких параметров должна зависеть пенсия: предложения Минздравсоцразвития»).
При всей нелюбви к Михаилу Зурабову и всему, что с ним связано, российскому обществу будет непросто принять определенные идеи нынешнего руководства Минздравсоцразвития. Взять, к примеру, крайне болезненно воспринимаемую тему пенсионного возраста. Одно из ключевых предложений министерства заключается в установлении минимального стажа. Его продолжительность – пока предмет обсуждений, но Юрий Воронин сослался на конвенцию МОТ. Согласно ее положениям, для получения минимальной пенсии нужно работать 15 лет (нынешнее российское законодательство предусматривает лишь 5 лет), а право на полную пенсию, с которой ассоциируются упомянутые выше 40% коэффициента замещения, – 30 лет. В России большое число людей выходят на пенсию, не имея 30-летнего стажа. По оценкам экспертов Независимого института социальной политики, фактический средний возраст оформления пенсии составляет 54 года для мужчин и 52,5 года для женщин, а досрочные пенсии в среднем назначаются 48–49-летним. По статистике самого Мин­здравсоцразвития, на «льготников» и «досрочников» приходится примерно треть всех новых назначений трудовых пенсий и свыше трети всех пенсионеров по старости, причем эта доля продолжает расти. Поэтому воплощение замысла ведомства, вероятно, в какой-то момент поставит будущих пенсионеров перед выбором: если человек хочет выйти на пенсию, не заработав определенного стажа, ему придется примириться с потерей части будущей пенсии. Пенсионный возраст будет повышен не формальной директивой, а с помощью экономических стимулов.
Еще одна новация вряд ли обрадует управляющих обязательными пенсионными накоплениями, особенно частных. Сейчас в НПФ, УК или ВЭБ работодатели переводят 6% зарплаты на будущую пенсию. Юрий Воронин предлагает добавить пятую опцию – чтобы эти 6% по желанию работника могли идти на страховую часть пенсии. Правда, сторонники развития накопительного элемента не раз высказывали подозрение, что на самом деле замминистра лоббирует идею полной ликвидации накопительного элемента и возврата к распределительной системе.

* «Коммерсантъ-Online», 09.06.2011, kommersant.ru/doc/1656763?themeID=28

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль