Зачем нужна пенсионная реформа-2

190
Стратегия. Демографический кризис вынудит российское правительство провести новую пенсионную реформу. Какой она будет – пока неизвестно, но непопулярных решений в той или иной форме избежать нельзя.

Как и многие страны, Россия столкнулась с проблемой старения населения, которая выливается в растущую пенсионную нагрузку на экономику. По различным оценкам, не позднее 2030 года численность пенсионеров и работающих сравняется, а затем первых станет больше, чем вторых. Если в 2000 году на россиян в возрасте 65 лет и старше приходилось 13% населения, то согласно прогнозу ООН, к 2050 году эта доля превысит 25%. За этот же срок возрастная группа от 15 до 64 лет сожмется с 68 до 57%. Соответственно, источник платежей в пенсионную систему будет скудеть, а ее потребности в финансах – увеличиваться.

Мимо целей. Одной из ключевых задач реформы, проведенной в 2002 году, было обеспечение устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. Авторы концепции из Центра стратегических разработок видели решение проблемы в переходе от унаследованной от советской экономики распределительной системы к смешанной, в которой действовали бы также накопительные механизмы финансирования пенсий. Они, по замыслу реформаторов, позволили бы обеспечить более тесную связь между размерами зарплат (и, соответственно, взносов), с одной стороны, и пенсий – с другой. Декларировалась также цель повышения реального размера выплат, хотя решительные шаги в этом направлении были сделаны лишь в последние годы, когда в результате валоризации и серии индексаций средняя пенсия достигла примерно 36% средней заработной платы (коэффициент замещения). Это уже близко к минимальному уровню, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ) – 40%. Тем не менее, пенсионеры остаются в числе наименее обеспеченных социальных слоев.
Со встроенным накопительным элементом все пошло хуже, чем ожидалось. Он – как обязательный, так и добровольный – оказался малоинтересным для подавляющего большинства россиян, которые не торопятся делать выбор в пользу частных фондов или управляющих компаний для формирования будущей пенсии. Правда, здесь в последние год-два наметились существенные сдвиги. Согласно сводной отчетности НПФ за первый квартал 2011 года, опубликованной ФСФР, в доверительном управлении фондов находится 248,5 млрд рублей пенсионных накоплений, что в 2,15 раза больше, чем годом ранее. У ВЭБа, управляющего средствами «молчунов», пока в разы больше – 941,1 млрд рублей. Но в целом объем средств, сосредоточенных в НПФ, в этом году впервые превысил 1 трлн руб­лей. Правда, радость участников рынка несколько омрачили скандалы вокруг накоплений, переведенных в некоторые НПФ без ведома будущих пенсионеров.
Но главная неудача реформы 2002 года заключается в том, что финансовую самостоятельность пенсионная система так и не обрела. Ее сбалансированность была нарушена после того, как в 2005 году правительство пошло на снижение ЕСН в надежде на то, что потери будут компенсированы обелением зарплат. Но оно произошло совсем не в тех масштабах, которые ожидали власти. Более того, структура занятости в последние годы менялась самым неблагоприятным с точки зрения собираемости налогов образом: доля крупных и средних предприятий сильно сократилась.
Наконец, новые социальные обязательства, взятые правительством за последние годы, привели к тому, что дотирование пенсионной системы теперь обходится бюджету свыше 4% ВВП – дороже, чем во многих странах ОЭСР. Суммарные же расходы на пенсионное обеспечение в России приблизились к 10% ВВП. Очень немногие развитые страны позволяют себе такой или более высокий уровень. В их числе, например, Германия, Франция и Швейцария. Правда, в список «богатых» затесалась еще и Греция, но, учитывая ее близкое к дефолту состояние, это скорее пример того, как не надо тратить деньги.
Увеличение ставки взносов в социальные фонды с января 2011 года было негативно воспринято бизнесом. Если же пенсионную систему в России оставить в нынешнем виде, то дальнейшее старение населения возложит на экономику совершенно непосильное бремя. По подсчетам руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, чтобы сохранить коэффициент замещения на достигнутом уровне, в среднем за 2010–2050 годы придется каждые пять лет увеличивать трансферт из федерального бюджета на 1 процентный пункт ВВП или ежегодно повышать на эту же величину ставку пенсионных взносов. Всего же за 40 лет финансирование пенсионной системы должно увеличиться на 8 процентных пунктов ВВП. Иными словами, Россия стоит перед безрадостной дилеммой: либо задушить экономику непосильными налогами, либо смириться с ухудшением материального положения пенсионеров. Впрочем, в российских реалиях можно получить и то и другое одновременно.

Назад с модернизацией.
Поиском оптимального решения проблемы заняты чиновники Минздравсоцразвития и независимые эксперты. Ведомство Татьяны Голиковой сейчас готовит стратегию развития пенсионной системы до 2050 года. Некоторые ключевые позиции, которые могут войти в документ, замминистра Юрий Воронин изложил в интервью «Коммерсантъ-Online»*. Минздравсоцразвития предлагает отказаться от пенсионной формулы, положенной в основу реформы Михаила Зурабова. Она, по словам замминистра, «все больше загоняет нас в генерирование новых обязательств и должна быть заменена «формулой индивидуального коэффициента, которая существовала до 2002 года, но в модернизированном виде» (см. «От каких параметров должна зависеть пенсия: предложения Минздравсоцразвития»).
При всей нелюбви к Михаилу Зурабову и всему, что с ним связано, российскому обществу будет непросто принять определенные идеи нынешнего руководства Минздравсоцразвития. Взять, к примеру, крайне болезненно воспринимаемую тему пенсионного возраста. Одно из ключевых предложений министерства заключается в установлении минимального стажа. Его продолжительность – пока предмет обсуждений, но Юрий Воронин сослался на конвенцию МОТ. Согласно ее положениям, для получения минимальной пенсии нужно работать 15 лет (нынешнее российское законодательство предусматривает лишь 5 лет), а право на полную пенсию, с которой ассоциируются упомянутые выше 40% коэффициента замещения, – 30 лет. В России большое число людей выходят на пенсию, не имея 30-летнего стажа. По оценкам экспертов Независимого института социальной политики, фактический средний возраст оформления пенсии составляет 54 года для мужчин и 52,5 года для женщин, а досрочные пенсии в среднем назначаются 48–49-летним. По статистике самого Мин­здравсоцразвития, на «льготников» и «досрочников» приходится примерно треть всех новых назначений трудовых пенсий и свыше трети всех пенсионеров по старости, причем эта доля продолжает расти. Поэтому воплощение замысла ведомства, вероятно, в какой-то момент поставит будущих пенсионеров перед выбором: если человек хочет выйти на пенсию, не заработав определенного стажа, ему придется примириться с потерей части будущей пенсии. Пенсионный возраст будет повышен не формальной директивой, а с помощью экономических стимулов.
Еще одна новация вряд ли обрадует управляющих обязательными пенсионными накоплениями, особенно частных. Сейчас в НПФ, УК или ВЭБ работодатели переводят 6% зарплаты на будущую пенсию. Юрий Воронин предлагает добавить пятую опцию – чтобы эти 6% по желанию работника могли идти на страховую часть пенсии. Правда, сторонники развития накопительного элемента не раз высказывали подозрение, что на самом деле замминистра лоббирует идею полной ликвидации накопительного элемента и возврата к распределительной системе.

* «Коммерсантъ-Online», 09.06.2011, kommersant.ru/doc/1656763?themeID=28

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль