text
Журнал

Налоги для АЭС

  • 1 августа 2015
  • 78

Атомная энергетика после «Фукусимы», или Как стимулировать разумным налогообложением меры по поддержанию безопасности.

Катастрофа в Японии с новой остротой поставила общество перед проблемой обеспечения безопасности атомной энергетики. Но не случайно в своем видеообращении Дмитрий Медведев отметил, что «на сегодня это самый экономически выгодный способ получения электроэнергии. Причем безопасный способ – при условии соблюдения соответствующих правил как во время проектирования, так и во время строительства и последующей эксплуатации станций».
Однако в рамках стандартной модели экономического поведения, основанной на стратегии максимизации прибыли, обеспечение приемлемого с точки зрения общества уровня безопасности является избыточным. Оправданны только те затраты, которые сопоставимы с возможным ущербом, умноженным на вероятность аварии и дисконтированным на уровень ожидаемой инфляции. Например, принятая в качестве стандарта в отечественной практике вероятность возникновения серьезной аварии, составляющая 10-7, может быть гарантирована затратами существенно большими, нежели те, которые рационализируемы в рамках указанной модели. И события в Японии не в последнюю очередь продемонстрировали катастрофический характер последствий «экономического эгоизма» частного оператора ядерного объекта и потребовали мер, позволяющих преодолеть его.

Что есть... В мировой практике широко применяется установление целевых налогов, которые зачисляются в специальные фонды. В той же Японии формирование развитой ядерной энергетики, обладающей устойчивой системой безопасности, было бы невозможным без системы мер налоговой поддержки, как прямо стимулирующей развитие материально-технической базы, так и преду­сматривающей установление целевых налогов, формирующих фонды развития энергетики. Интересный факт: произошедшей катастрофе предшествовало резкое (на 15,7% начиная с 2007 года) снижение отчислений в указанные фонды.
В России отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов, относятся к их расходам (пункт 33 ст. 264 НК РФ). А средства, полученные предприятиями из этих фондов, не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению (пункт 14 ст. 271 НК РФ). Причем эти средства могут быть израсходованы не только на текущие меры по обеспечению безопасности, но и на производство капитальных работ и приобретение основных средств, учитываемых, таким образом, при формировании налогооблагаемой базы единовременно. Само по себе это является существенной налоговой льготой. Действующая система резервов предусматривает формирование атомными станциями четырех видов резервов, объем которых превышает 12% их валовой выручки. О значимости этих резервов говорит то, что, по данным отчета ОАО «Энергоатом», отчисления на формирование резервов в 2010 году в структуре расходов составили 48,6%.
Действуют льготы по средствам, безвозмездно полученным атомными станциями для повышения их безопасности в соответствии с международными договорами или законодательством РФ. А пункты хранения ядерных материалов и отходов, а также ядерные установки, используемые для научных целей, освобождены от налога на имущество. Не облагаются налогами средства, поступающие по программам международного сотрудничества в области радиационной безопасности в рамках безвозмездной помощи (содействия) России.

…и чего не хватает. И все-таки в свете последних событий достаточность указанной налоговой поддержки вызывает сомнения. Средств формируемых целевых фондов на обеспечение мер безопасности не хватает, так что на эти цели преду­смотрены прямые бюджетные субсидии. Дискуссионным является вопрос об их частичной замене целевыми налоговыми льготами. В частности, такие льготы могли бы быть предоставлены разработчикам и производителям оборудования, предназначенного исключительно для нужд обеспечения радиационной безопасности.
А что в других странах? В США, в соответствии с законом об энергетической политике, с 2005 года действует налоговый кредит, освобождающий новые АЭС в течение первых восьми лет работы от налогообложения доходов по реализации части вырабатываемой электроэнергии. Указанный кредит, предоставляя конкурентные преимущества вновь вводимым атомным станциям, способствует совершенствованию их материально-технической базы, в том числе в области безопасности.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.