Сначала like, потом buy

79
Интернет. Маленькими значками F, B и t обзавелся каждый мало-мальски уважающий себя сайт: присутствие в соцсетях стало неотъемлемой частью любого бизнеса. Крупные сети электроники тоже играют в эти игры.

В «Официальном клубе Евросети», разместившемся внутри социальной сети «В Контакте», 1,3 тыс. с лишним участников, почти 500 записей на стене и 11 фотоальбомов, в каждом из которых около 30 фотографий продукции. На Facebook у компании последователей и того меньше – около 400. Репортажи покупателей со старта продаж новых телефонов Samsung, ссылки на публикации из газет и тематических СМИ, анонсы новых поступлений – типичный контент фейсбучной стены любого крупного продавца электроники. Активность в социальных сетях стала обязательной для них. «Если хотя бы часть моей аудитории есть в социальных сетях, то и я должен быть там», – говорит директор электронной коммерции компании «М.Видео» Максим Захир.

Покупка как повод. «@multitanyushka, в ближайшее время с вами свяжется менеджер магазина, уточнит все детали», – пишут в Twitter представители сети «Эльдорадо» одному из своих клиентов. Там же сеть публикует информацию о возможностях обмена товара, времени доставки, скидках. «Для нас это важная возможность для обратной связи и персонального общения», – комментирует представитель «Эльдорадо» Дмитрий Помогаев. Связь с клиентами, хотя и с очень небольшой их частью, если не сказать совсем мизерной, получается «точечной». Но ведь зачем-то сети этим занимаются? «Во-первых, очень модный тренд, – объясняет исполнительный директор проекта «Оборот.ру» Иван Кургузов. Все крупные брэнды продвигаются в соцсетях. Во-вторых, соцсети – рекламная площадка, где есть аудитория. И хотя в ней и трудно продавать, но если этого не будут делать крупные сети, то они уступят место небольшим магазинам».
Продавать крупным ритейлерам в социальных сетях не просто трудно, а почти невозможно. «Пока история не про деньги, а про отношения, – говорит Максим Захир. – Но не замечать изменений в поведении покупателей тоже неправильно. Клиенты стали мобильнее, социальные сети – часть их жизни. И товары commodities они вполне могут покупать через интернет». Особенно это касается таких модных гаджетов, как планшеты. В «М.Видео» уверены, что через 1,5–2 года в социальных сетях станут не только общаться, но и покупать. Появится некий микс отзывов о товаре и возможности нажать на кнопку buy вместо like. Пока такой конвергенции нет, пользователи покупают электронику в оффлайновых магазинах. На интернет у «М.Видео» приходится менее 2% от общего объема продаж. «Шопоголизм как болезнь у нас не так распространена, как на Западе. То есть покупка как повод состоять в каком-то клубе или сообществе и получать постоянную информацию на эту тему – нонсенс», – говорит Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли.
Сегодня самая веская причина вести активный маркетинг в социальных сетях – повышение лояльности покупателя. Плюс это еще один способ напомнить о себе, плюс возможность изучить покупателя, его пристрастия и увлечения, то есть относительно недорого представить себе свою целевую аудиторию. В дальнейшем можно будет, используя полученные знания, влиять на мотивацию при выборе покупки. Что касается затрат, то социальный маркетинг – удовольствие относительно недорогое, особенно если сравнивать с рекламой в СМИ или наружкой. В том же «М.Видео» в департаменте электронной коммерции работают девять человек. Социальными сетями занимаются два сотрудника, разумеется, вкупе с остальными обязанностями. Весь функционал Facebook, «В Контакте» и Twitter бесплатны, если не запускать в них рекламных кампаний.

Сколько стоит like? Реклама в социальных сетях с точки зрения «поедания» денег – вещь индивидуальная. Кампанию можно спланировать и настроить по индивидуальным параметрам: количество показов в сутки, охват аудитории, бюджет. На нее можно тратить от 10 тыс. рублей до $10 тыс. в месяц – по желанию. При этом рекламную кампанию в социальных сетях пока трудно оценить с точки зрения увеличения продаж. Она, безусловно, увеличивает аудиторию страницы, но проследить далее за действиями этой аудитории сложно. Пошел ли человек в «М.Видео» за чайником или в «Эльдорадо» за кофемашиной, нажав like на Facebook, узнать почти невозможно.
Эффективность маркетинга в социальных сетях пока измеряется в исключительно виртуальных категориях: количество кликов по рекламному сообщению, число «лайков» и комментариев к новостям. Крупные ритейлеры не пренебрегают и такими результатами. «Все-таки надо делать скидку на то, что сами продажи через соцсети пока новы для рынка электроники. Этим надо заниматься, надо учиться, и, наверное, успехи здесь еще впереди, – считает Александр Иванов. – Теоретически через соцсети может продаваться любая электроника. Вопрос только в том, как именно продавать. Преимущество, как мне кажется, у новых товаров. Запись на приобретение новинки через соцсеть, например, интересный опыт».
Почти все участники рынка сошлись во мнении, что продажи через соцсети вот-вот начнутся, а пока важно подготовить к этому аудиторию. «Бизнес по продаже электроники никогда не уйдет в соцсети, – спорит с самими продавцами Иван Кургузов. – На данный момент даже в столицах технологически развитых стран этот показатель не сильно превышает 10%».

К Цукербергу за продажами. Владелец студии SMOpro, занимающейся раскруткой страниц и групп в социальных сетях, Илья Рабченок советует начинающим предпринимателям даже не создавать для продаж собственного сайта: зачем он нужен, если продавать можно прямо здесь, на Facebook? Так дешевле. Почему же продавать на Facebook вязаные носки и расписные чашки от Полины и Кристины можно, а у «М.Видео» и «Евросети» продаж в социальных сетях нет? «У небольших компаний личное знакомство и персональный подход играют большую роль. У крупняка такого нет», – объясняет Илья Рабченок.
Для крупных ритейлеров социальные сети пока не стали действительно важным местом продаж, скорее это дополнительная опция, способная привлекать посетителей, выбирать целевую аудиторию. «Естественно, мы активно используем социальные сети как канал для поддержки выхода нового продукта, продвижения программы лояльности и других мероприятий, влияющих на увеличение продаж», – говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская.
Кроме того, не стоит забывать и про обычные интернет-магазины электроники, которые тоже стали активно наращивать информационную функцию на своих сайтах. Стандартный процесс покупки электроники, с точки зрения Александра Иванова, чаще всего выглядит так. Человек находит то, что ему нужно, в интернете, потом «трогает руками» товар в магазине и только после этого либо покупает в магазине сразу, либо, особенно если вещь громоздкая, заказывает в интернет-магазине с доставкой. От «потрогать руками» перед тем, как сделать заказ, уйти сложно, с учетом того, как быстро меняются товарные линейки у производителей. Каждая новая покупка, особенно электроники, – вещь, не слишком похожая на то, что она заменяет.
Однако все больше людей заменяют процесс «трогания руками» чтением отзывов других потребителей. И вот тут социальные сети могут выступить неплохим инструментом продаж. Тренд еще совсем новый, скорее зачаточный. Но к тому моменту, когда в социальные сети станут приходить за покупками, крупные продавцы электроники будут уже во всеоружии.

 

 

Социальный аспект бизнеса:
finansmag.ru/96939

Топ-100 торговых сетей:
finansmag.ru/96217

Кризис помог интернет-торговле увеличить свою долю в рознице:
finansmag.ru/95504

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль