Активы непрофильные, недвижимые…

112
Одной из ключевых проблем последних лет для российских банков стала необходимость распоряжения большим количеством непрофильных активов. Как кредитные учреждения справились с этой задачей?

После кризиса минуло уже фактически два года. Можно сказать, именно столько времени прошло с момента появления масштабной проблемы непрофильных активов, с которой прежде сталкивались только единичные банки. Тем не менее большинство кредитных организаций уже нашло способы и внутренние решения этих проблем.
Существует два основных пути их появления у банков. Первый – когда организация целенаправленно пытается развивать, помимо непосредственно банковского, дополнительный собственный бизнес. Второй – «благодаря» заложенным в банк активам заемщиков, которые по разным обстоятельствам не смогли погасить взятый у банка кредит. Ситуация по этим двум случаям совершенно разная, но второй наиболее распространен в последнее время, поэтому мы его и рассмотрим.
Как правило, большую часть подобного рода непрофильных активов составляет недвижимость. Почему это плохо для банка – тем более, что недвижимость у нас в стране многие воспринимают как эталон надежного вложения? Да потому, что основной товар для кредитной организации – это деньги. Соответственно, основной способ заработка – взять деньги у одних клиентов под определенный процент и отдать их другим клиентам, которые испытывают в них недостаток (например, на покупку квартиры или утюга) под больший процент.
В идеале, если нет проблем с возвратами кредитов, на эту разность в процентных ставках банк и существует. Если кредит не погашен, а заемщиком передан банку залог в виде недвижимости, то банк становится обладателем актива, который, мало того, что не приносит денежного потока, направляемого банком на погашение процентов вкладчикам, так еще и требует разного рода эксплуатационных расходов. Ждать, когда недвижимость вырастет в цене (как показывает практика, она имеет способность не только расти), банк не может, так как вкладчики приходят за процентами постоянно. Логично возникает основная задача: как вернуть хотя бы часть средств и вложить их в другие работающие активы?
Вариантов несколько: продать со скидкой, отдать в доверительное управление, самостоятельно использовать или управлять. Наименее эффективный из перечисленных инструментов – продажа. По сути, это не что иное, как попытка избавления от этих активов с целью возврата хотя бы части денег и снижения издержек по их содержанию. Но, с другой стороны, это наиболее быстрое решение проблемы банка. Поскольку основная масса нежилых помещений в залоге, если говорить о крупных городах – офисные центры (есть еще складская и производственная недвижимость, но их доля на рынке не столь значительна), то их продажа сегодня все еще не очень выгодна. Рынок после кризиса приподнялся, но на офисную недвижимость цены до сих пор довольно низки в сравнении с докризисной ситуацией.
Поэтому некоторые банки пока ожидают: кризис уже миновал, восстановление началось, и есть надежда, что цены достигнут определенного уровня, когда можно будет продать актив более выгодно и покрыть понесенные расходы. Поэтому многие банки и стараются решать вопрос не путем продажи, а путем работы с эти активом: управляют сами или отдают в доверительное управление тем компаниям, которые профессионально этим занимаются.
Конечно, каждый «неликвид» – отдельная история, и, наверное, сложно назвать единый для всех способ управления подобным имуществом. Но можно признать, что за прошедшее c момента начала кризиса время вопрос, что делать с непрофильными активами, в значительной степени утратил свою актуальность, а ситуация в целом оздоровилась. Конечно, вряд ли можно поручиться за всю банковскую систему (это вотчина Банка России), но общение с коллегами подтверждает снижение остроты проблемы. Можно сказать, что банки с ней справились.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль