text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка за 22 308 13 990 руб! >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Андрей Горянов о неуязвимости рейтинговых агентств

  • 1 августа 2015
  • 109

«Мнение» рейтинговых агентств стоило мировой экономике немалых денег и нер­вов. Им самим это ничего не стоило, и платить они не будут

У «большой тройки» глобальных рейтинговых агентств нет повода расстраиваться. Пока в Америке существует Первая поправка к Конституции о свободе слова и Wall Street, их бизнесу ничего не угрожает. До тех пор, пока Штатам они слепо присваивают рейтинг AAA, пусть даже и с пониженным прогнозом, за свой бизнес опасаться не надо. Неудивительно, что Апелляционный суд США постановляет, что Moody’s Corp., Standard & Poor’s и Fitch Ratings нельзя привлекать к ответственности за рейтинги, присвоенные ипотечным ценным бумагам.

Рейтинговые агентства
не заметили кризиса 1997–1998 годов, а спустя 10 лет проспали кризис текущий. Во всем виноваты дурные привычки. Это как с курением. Пока табачные компании зарабатывают суперприбыль, они будут показывать себя наиболее инновационными, самыми экологичными и вообще самыми-самыми. Главное, чтобы весь мир курил, а уж как там со здоровьем, вопрос не первой очереди. Тем более, что у каждого есть свобода выбора – курить или нет. Только с бизнесом рейтинговых агентств еще хуже. В середине нулевых появилась олигополия, рожденная самими регуляторами: федеральные власти США обязали эмитентов получать рейтинги у «большой тройки». В итоге вместо увеличения эффективности рынка и снижения стоимости капитала для заемщиков получили мировую чехарду на несколько лет, так как агентства получали деньги от тех, кого рейтинговали. Теперь диктат правосудия все чаще оборачивается сомнениями в здравом смысле самой системы.

В экономической науке есть понятие «неблагоприятный отбор». Оно предполагает, что некая информация, имеющая отношение к сделке, доступна только одной ее стороне. Если речь идет о качестве (надежности или других характеристиках) и доступна она только продавцам, выигрывают производители некачественных товаров – цены на рынке одни, а издержки меньше. Это ситуация информационной асимметрии. Чтобы не быть вытесненными с рынка, «добросовестные» участники могут «сигнализировать» о качестве своих товаров или услуг, доказывая их реальные преимущества. Рейтинги –  важная форма таких «сигналов». Но с какими дополнительными непродуктивными издержками связано преодоление асимметрии и насколько точны «сигналы»? Идеальна ситуация, когда рейтинги полностью бесплатны и объективны. Чем выше их цена и чем ниже качество, тем меньше они помогают. В какой-то момент дополнительные потери общественного благосостояния от их использования могут превысить позитивный эффект. И, кажется, этот момент уже давно наступил.

Экономическая теория
довольно много знает о том, как все должно быть в идеале. Но в реальности проблема давно всем очевидна, а ситуация устраивает почти всех – от Нью-Йорка до Москвы. Чтобы ее изменить, рейтинговые агентства либо должны оказаться в списке основных претендентов на национализацию и финансироваться из бюджетов, либо начать использовать технологии краудсорсинга и стать своего рода НКО.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.