Портовый гигант

113
Прецедент. Создание альянса «Суммы Капитал» Зиявудина Магомедова и АК «Транснефть» привело к появлению игрока, контролирующего 37% российского стивидорного рынка. Шансов у конкурентов догнать его пока нет.

Две связанные сделки по присоединению к Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) Приморского морского торгового порта (ПМТП), а также по приобретению 50,1% акций самого НМТП «Транснефтью» и «Суммой Капитал» были закрыты в январе 2011 года. Генеральный директор НМТП Игорь Вилинов тогда сообщил, что приобретение второго по грузообороту порта России является трансформационной сделкой для Группы НМТП, которая позволит компании диверсифицировать географию присутствия, снизить волатильность грузопотоков, получить доступ к новым рынкам и дополнительные возможности органического роста.
Если суммировать грузооборот Новороссийского и Приморского портов, то в итоге получится, что мощность альянса в 2010 году вплотную приближается к отметке 150 млн тонн, что соответствует порядка 27% всего российского стивидорного рынка. Добавив к этому значению оборот двух терминалов «Транснефти» – Специализированного морского нефтеналивного порта Козьмино и КТК-Р, не входящих в совместный холдинг с «Суммой», получается, что суммарная доля группы составляет уже 37%. Отметим, что второе место на рынке стивидорных услуг с существенным отрывом от лидера (около 6%) занимает холдинг UHCL Владимира Лисина.
По итогам 2010 года выручка НМТП сократилась на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив $635 млн, а операционная прибыль оказалась на уровне $346 млн, на 6% ниже год к году. Снижение выручки в основном связано с сокращением объемов перевалки зерна после введенного эмбарго на экспорт. Чистая прибыль выросла на 2,5%, cоставив $258 млн, благодаря сокращению чистых финансовых расходов на 43%.

Дозагрузка Приморска. При этом возможности альянса «Транснефти» и «Суммы» для дальнейшего роста полностью не исчерпаны. НМТП – универсальная компания, ресурсы Новороссийского порта позволяют обрабатывать все основные виды грузов, перевозимые морским транспортом, – наливные, навалочные, смешанные и контейнеры. Приморский порт же пока серьезной универсальностью похвастать не может, основная и практически единственная его специализация – перевалка нефти и нефтепродуктов. Однако оставлять порт узкоспециализированным новые акционеры не намерены.
«В планах развития ПТП – диверсификация грузов, – сказал «Ф.» генеральный директор Приморского торгового порта, член совета директоров Новороссийского морского торгового порта Борис Тихоненко. – На основании проведенного исследования планируется организация перевалки навалочных и генеральных грузов. В настоящий момент идут переговоры с потенциальными грузовладельцами по вопросам сотрудничества в области перевалки и хранения таких грузов».
Под будущее развитие Приморска уже подтягивается инфраструктура. «По информации, распространенной в СМИ пресс-службами РЖД и Росжелдора, в 2012 году планируется завершить строительство железнодорожной инфраструктуры, которая даст возможность поставлять в порт Приморск навалочные и генеральные грузы», – отмечает Борис Тихоненко.
Изначально Приморский порт планировалось развивать в двух направлениях. Действующий портовый район Ермиловский сосредоточится на перегрузке сырой нефти, темных и светлых нефтепродуктов с доставкой трубопроводным и железнодорожным транспортом. Второй район – Высокинский – предполагается под обработку сжиженных газов, генеральных, контейнерных, навалочных грузов с доставкой трубопроводным, железнодорожным и автотранспортом.
Эксперты уже обратили внимание на то, что, работая с наливом в Приморске, альянс «Суммы Капитал» и «Транснефти» получил серьезный опыт в сфере его перевалки, однако практики работы с другими грузами, например с контейнерами, у них нет. На это представители альянса отмечают, что намерены сохранить менеджерскую команду обладающего широкой специализацией НМТП и привлечь сильных менеджеров из-за границы. «Операционная деятельность – это зона ответственности менеджмента компании, – отмечает Борис Тихоненко. – Поэтому, во-первых, контролирующие акционеры, которые считают преемственность важным фактором для дальнейшего развития НМТП, сохранили команду менеджеров. Во-вторых, понимая важность этого направления, они [контролирующие акционеры] пригласили на руководящую работу в группу НМТП одного из самых известных и эффективных менеджеров отрасли – Радо Антоловича». Г-н Антолович работает в портовой сфере с 1976 года, а с 1997 года занимается управлением контейнерными терминалами мощностью более 1 млн TEUs.
В качестве подтверждения правильности выбранного курса в «Сумме Капитал» ссылаются на результаты работы Новороссийского порта в первом квартале текущего года. «В январе–марте 2011 года объем перевалки контейнерных грузов позволил выйти на максимальный уровень загрузки контейнерных терминалов. Контейнерооборот в двадцатифутовом эквиваленте в январе – марте 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 77,6% и составил 153 тыс. TEU. В том числе рост контейнерооборота на терминале НЛЭ составил 115,8%; на терминале БСК – 105,4%; на терминале НМТП – 13,5%», – отмечает Тихоненко.

Портовое укрепление. Амбиции новых собственников Новороссийского порта не остались не замеченными конкурентами. Приход новых акционеров в НМТП уже привел к изменениям в работе терминалов в порту. Владельцы «Национальной контейнерной компании» (НКК) группа First Quantum и бизнесмен Андрей Кобзарь в марте объявили о продаже 50-процентной доли в контейнерном терминале НУТЭП (Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие). Этот актив НКК развивала совместно с группой «Дело» Сергея Шишкарева. По некоторым данным, именно «Дело» и выкупило пакет у НКК, став в итоге 100-процентным собственником НУТЭП. НКК причины продажи пакета в терминале, который развивала с нуля в течение 9 лет, не сообщала, ограничившись дежурной фразой о том, что развитие компании пойдет в соответствии с ее приоритетами. Однако есть предположения, что НКК решила выйти из актива, чтобы избежать жесткой конкуренции с НМТП. Накануне этой сделки в Новороссийске разразился серьезный скандал. Сергей Шикарев обвинил новых владельцев НМТП в том, что после их прихода сменились правила работы во всем порту Новороссийска. «Выдавливаются с рынка экспедиторы, бункеровщики, агентские компании, которые на этом транспортном узле работали годами», – возмущался г-н Шишкарев. Ответная реакция не заставила себя долго ждать. Вице-президент по правовым и корпоративным вопросам НМТП Петр Максимов в официальном заявлении компании предположил, что «за обвинениями в ”нерыночности“ просматриваются личные мотивы г-на Шишкарева». НУТЭП является прямым конкурентом «Новороссийского морского торгового порта», однако, в отличие от последнего, дела у НУТЭП идут неважно. Оборот НУТЭП в 2010 году снизился на 37% до 1,4 млн тонн. За два месяца 2011 года он сократился еще на 15%.
По мнению директора по развитию ИАА «ПортНьюс» Надежды Малышевой, новые акционеры НМТП серьезным образом подошли к вопросу увеличения доходности своего бизнеса, причем не столько путем оптимизации самой стивидорной деятельности (здесь открыть Америку достаточно сложно), сколько путем увеличения объема оказания структурами «Суммы» сервисных услуг в порту.
В «Сумме Капитал» не видят ничего предосудительного в своем стремлении заработать на сервисе. «Сервисы в портах – неотъемлемая часть тех услуг, которые должны быть предоставлены логистическими компаниями своим клиентам, поэтому они должны быть обеспечены вне зависимости от доходности и способствовать операционной эффективности и сокращению времени обработки на протяжении всей логистической цепочки», – отмечает Борис Тихоненко. «В своей работе мы нацелены на производителей и конечных потребителей, продолжает он. – Очевидно, что качественные дополнительные услуги на протяжении всей логистической цепочки повышают эффективность бизнеса наших клиентов. А это, в конечном итоге, приводит к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми нашими контрагентами».

Плюсы и минусы. О перспективах и прочности нового альянса аналитики рассуждают очень осторожно. «Отдавать группе первое место ”навечно“ опрометчиво, – полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Ведь мы же не знаем, какие слияния и поглощения могут произойти на российском рынке, вдруг появится еще более крупный игрок.
При этом серьезных изменений в направлении движения грузопотоков эксперты не ожидают. «Загрузка ряда терминалов группы НМТП близка к максимальной, по словам ее представителей, – отмечает Дмитрий Баранов. – Вряд ли стоит ожидать массового перехода грузоотправителей и грузополучателей из одних портов в другие и изменения грузопотоков, следующих в Россию и из России. С учетом восстановления экономики после кризиса и прогнозируемого увеличения грузооборота работы хватит всем портам, даже с избытком».
Со времени сделки прошло не так много времени, и пока сложно правильно оценить ее последствия. У состоявшейся сделки есть как плюсы, так и минусы, отмечает Надежда Малышева. «Плюсы – усиление политического веса отрасли, снижение в долгосрочной перспективе некоторых накладных расходов. Для клиентов открывается больший спектр услуг, предоставляемых одним поставщиком, растут логистические возможности, – говорит она. – Минусы – тонкая грань между рынком и монополией».

 

 Доли крупнейших стивидорных холдингов РФ:

Холдинг

Доля, %

Совместные активы «Суммы Капитал» и «Транснефти»

27,70

«Транснефть»

9,50

Всего альянс «Суммы Капитал» и «Транснефти»

37,2

Холдинг UCLH

6,10

Стивидоры «Лукойла»

4,50

Стивидоры «Кузбассразрезугля»

4,40

НКК

2,50

Мурманский морской торговый порт

2,45

ПНТ

2,30

Стивидоры группы Н-Транс

1,90

Источник: ИАА «ПортНьюс»

 

 

Финансовые результаты НМТП за 2010 год по стандартам МСФО

Основные результаты деятельности группы, $ тыс.

Наименование показателей

2010

2009

Изменение, %

Выручка

635 315

675 060

-5,9

Себестоимость услуг

(242 069)

(236 813)

+2,2

Валовая прибыль

393 246

438 247

-10,3

Скорректированная EBITDA**

415 975

431 015

-3,5

Операционная прибыль

346 472

367 926

-5,8

Чистые финансовые расходы***

11 769

20 499

-42,6

Чистая прибыль

258 440

252 165

2,5

Базовая и разводненная прибыль на акцию, $

0,0131

0,0130

Инвестиции* (новые проекты и действующее производство) (c НДС)

129 707

72 854

+78,1

Грузооборот*, тыс. тонн

81 602,8

86 519,4

-5,7

* Здесь и далее – по данным управленческой отчетности. ** Раccчитана как прибыль до налогообложения, увеличенная на сумму амортизационных отчислений, чистых финансовых расходов и курсовых разниц. *** Рассчитаны как разность между процентными доходами по депозитам и финансовыми расходами.

 

Консолидированная выручка группы НМТП по итогам 2010 года составила $635 315 тыс. против $675 060 тыс. в 2009 году.

В $ тыс.

2010

2009

Изменение, %

ВСЕГО, в том числе:

635 315

675 060

-5,9

Стивидорные услуги

494 804

534 168

-7,4

Дополнительные услуги порта

81 213

84 663

-4,1

Услуги флота

45 028

46 874

-3,9

Ремонт судов

2 254

915

 

Прочие

12 016

8 440

+42,4

Источник: Данные компании

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль