Без лишней скромности

78
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Рэнкинг. Несмотря на явный рост налоговых поступлений, большинство регионов сверстали свои бюджеты консервативно. Но сейчас они становятся смелее и начинают добавлять деньги на свои планы.

Рэнкинг, в котором регионы получают мес­та в соответствии с величиной плановых государственных расходов в расчете на душу населения, «Ф.» составляет четвертый год подряд. Как обычно, в числе регионов с самыми высокими подушевыми тратами оказались три богатых нефтегазовых автономных округа, а также Москва и Санкт-Петербург. Бюджеты обеих столиц так велики, что даже огромная численность населения не помешала им попасть в первую десятку.

Аутсайдеры в лидерах. Кроме того, в верхней части списка закономерно оказался почти весь Дальний Восток. Людей на его обширных территориях живет немного, в то же время суровые природные условия и невысокая концентрация промышленности диктуют особый вес государства в экономике: на его финансирование опираются базовые для регионов сектора – строительство, госуправление и инфраструктурные отрасли, включая ЖКХ. В этом плане Чукотке нет равных – население недотягивает до 49 тыс. человек, при этом на инфраструктуру, строительство и административные функции приходится примерно половина валового регионального продукта. Это и обеспечивает округу первое место по величине подушевых расходов. В сопоставимых ценах «начальники Чукотки» тратят в 7-–8 раз больше, чем их коллеги из регионов, замыкающих рэнкинг.
Некоторые экономически слабые регионы также попали в верхнюю часть списка благодаря высокой зависимости от государственного финансирования. Например, Республика Тыва и Чечня не намного отстали от Тюменской области и Сахалина и обошли промышленно развитые Калужскую, Кемеровскую и Белгородскую области. И все же большинство регионов с депрессивной экономикой оказались на нижних ступенях рэнкинга.

Осторожность превыше всего.
Рост экономики позитивно отразился на наполнении казны на субфедеральном уровне. По данным Минфина, в прошлом году регионы в среднем нарастили налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов на 17,3%. В семи субъектах Федерации поступления увеличились на 40% и больше. У 20 регионов из 83 консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом. В этом году ситуация пока также не вызывает беспокойства. Как сообщил в середине марта вице-премьер Алексей Кудрин, по итогам первых двух месяцев регионы получили на 8% больше доходов, чем за аналогичный период 2010-го.
Среди немногочисленных регионов, планирующих в текущем году более активно воздействовать на экономику через бюджет, выделяется Москва. Сергей Собянин, вступив в должность столичного мэра прошлой осенью, стал вносить коррективы в уже прошедший первое чтение документ, в частности, утроив инвестиции в транспортную систему. В результате всех правок расходы консолидированного бюджета Москвы в этом году должны увеличиться на 27% – больше позволила себе только Камчатка.
Тем не менее, большинство губернаторов, верстая финансовые планы на 2011 год, явно осторожничали. Власти только двух регионов – Московской области и ЯНАО – ожидают превышения доходов над расходами. Лишь в 15 консолидированных бюджетах предполагается увеличение доходов с прошлогоднего уровня, наращивать расходы собираются только в 24 регионах. В то же время многие запланировали существенное сокращение параметров бюджетов. Причем в числе самых рьяных консерваторов оказались как регионы, слабо обеспеченные собственными доходами (например, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Калмыкия), так и вполне самостоятельные. Например, расходы консолидированного бюджета Татарстана изначально планировалось ужать по сравнению с фактическими прошлогодними на 27%, Тюменской области – на 22%.
Отчасти консерватизм губернаторов можно объяснить планируемым сокращением межбюджетных трансфертов. В этом году федеральный центр направит в регионы 1,26 трлн рублей – примерно на 100 млрд меньше, чем в 2010-м. Многих от излишней щедрости удерживают и накопленные долги, сумма которых в целом по России за последние три года выросла вдвое до 1,1 трлн рублей.
Конечно, с учетом приближающихся выборов и при условии сохранения высоких цен на нефть планы будут повсеместно пересматриваться в сторону наращивания. В отдельных случаях такие корректировки уже происходят. Так, например, в Татарстане республиканский бюджет начали избавлять от чрезмерного консерватизма уже в феврале, добавив в доходную и расходную части по 12,6 млрд рублей. В марте Свердловская область увеличила планируемые траты на 7,3 млрд руб­лей, Новосибирская область – на 5,3 млрд рублей, Иркутская область – на 3,7 млрд рублей.

 

Рэнкинг бюджетов российских регионов

Место в рэнкинге

Субъект Федерации

Население, млн чел.

Параметры консолидированного бюджета на 2011 год, млрд руб.

Расходы на душу населения в 2011 г., тыс. руб.

Доходы

Расходы

Профицит (+) /

дефицит (-)

Номинальные

Скорректированные на уровень цен

1

Чукотский АО

0,05

16,3

16,5

-0,2

339,7

196,5

2

Ненецкий АО

0,04

10,5

12,2

-1,6

287,4

179,1

3

Ямало-Ненецкий АО

0,55

110,6

110,4

+0,2

202,0

141,3

4

Москва

10,56

1265,3

1411,4

-146,1

133,6

95,2

5

Камчатский край

0,34

52,7

55,2

-2,5

161,3

93,6

6

Республика Саха
(Якутия)

0,95

101,8

109,2

-7,4

115,0

90,0

7

Магаданская область

0,16

19,8

20,9

-1,0

129,5

89,8

8

Ханты-Мансийский АО

1,54

164,0

169,7

-5,7

110,3

83,9

9

Санкт-Петербург

4,60

355,4

385,1

-29,7

83,7

79,5

10

Сахалинская область

0,51

47,7

54,2

-6,5

106,1

74,1

11

Тюменская область

1,35

113,3

119,3

-6,0

88,7

73,4

12

Красноярский край

2,89

145,3

176,3

-31,0

60,9

58,5

13

Республика Алтай

0,21

11,0

11,4

-0,4

54,2

55,2

14

Чеченская Республика

1,27

61,5

61,7

-0,1

48,6

53,8

15

Республика Тыва

0,32

14,5

14,9

-0,4

47,1

49,7

16

Мурманская область

0,84

47,0

51,1

-4,0

61,0

49,3

17

Республика Коми

0,95

48,0

54,5

-6,5

57,3

49,1

18

Калужская область

1,00

39,7

44,4

-4,7

44,3

48,7

19

Кемеровская область

2,82

101,7

109,8

-8,1

38,9

47,2

20

Белгородская область

1,53

53,9

60,1

-6,2

39,3

45,3

21

Амурская область

0,86

38,5

42,7

-4,2

49,6

44,4

22

Республика Карелия

0,68

28,5

30,7

-2,1

44,8

43,7

23

Новгородская область

0,64

23,7

25,6

-1,9

39,9

43,1

24

Республика Мордовия

0,83

23,6

31,2

-7,6

37,7

42,8

25

Московская область

6,75

323,5

315,2

8,3

46,7

42,8

26

Республика Татарстан

3,78

127,3

138,3

-11,0

36,6

42,7

27

Калининградская область

0,94

36,8

40,5

-3,6

43,2

42,1

28

Архангельская область

1,21

50,4

57,5

-7,1

47,5

41,6

29

Республика Хакасия

0,54

18,5

21,1

-2,6

39,2

41,2

30

Приморский край

1,98

86,4

95,4

-9,0

48,1

40,9

31

Забайкальский край

1,12

37,1

40,2

-3,1

36,0

40,1

32

Ярославская область

1,31

46,5

50,0

-3,5

38,3

40,0

33

Томская область

1,04

40,3

41,5

-1,2

39,8

39,9

34

Тверская область

1,36

46,9

51,8

-5,0

38,1

39,3

35

Ленинградская область

1,63

59,8

64,0

-4,2

39,3

38,6

36

Вологодская область

1,21

42,9

47,8

-4,9

39,3

38,1

37

Хабаровский край

1,40

65,7

69,2

-3,5

49,4

38,0

38

Новосибирская область

2,65

96,4

100,8

-4,5

38,1

37,8

39

Орловская область

0,81

23,4

25,5

-2,1

31,4

37,6

40

Самарская область

3,17

112,1

120,9

-8,8

38,1

37,3

41

Республика Бурятия

0,96

31,1

35,1

-4,0

36,4

37,3

42

Свердловская область

4,39

154,2

167,0

-12,8

38,0

37,0

43

Нижегородская область

3,32

106,1

116,3

-10,2

35,0

36,9

44

Псковская область

0,69

20,0

23,3

-3,3

33,8

36,6

45

Пензенская область

1,37

37,8

42,9

-5,1

31,2

36,3

46

Оренбургская область

2,11

63,3

65,6

-2,3

31,1

36,1

47

Костромская область

0,69

20,5

22,4

-1,9

32,5

35,9

48

Липецкая область

1,16

34,4

38,5

-4,1

33,2

35,8

49

Пермский край

2,70

88,6

97,8

-9,2

36,2

35,5

50

Иркутская область

2,50

81,3

83,8

-2,5

33,5

35,5

51

Волгоградская область

2,59

75,4

84,3

-8,9

32,5

35,3

52

Смоленская область

0,97

28,7

32,2

-3,5

33,3

34,9

53

Челябинская область

3,51

103,0

112,7

-9,6

32,1

34,9

54

Еврейская АО

0,19

6,8

7,4

-0,6

40,0

34,8

55

Удмуртская Республика

1,53

38,0

45,5

-7,5

29,8

34,8

56

Астраханская область

1,01

28,7

31,0

-2,3

30,8

34,6

57

Краснодарский край

5,16

160,1

169,7

-9,6

32,9

34,6

58

Рязанская область

1,15

33,3

37,6

-4,3

32,7

34,2

59

Республика Башкортостан

4,07

104,3

120,9

-16,7

29,7

33,9

60

Омская область

2,01

56,6

57,7

-1,2

28,7

33,5

61

Кабардино-Балкарская Республика

0,89

23,0

24,3

-1,4

27,2

33,0

62

Саратовская область

2,56

66,4

68,7

-2,2

26,8

33,0

63

Кировская область

1,39

38,8

42,5

-3,7

30,5

32,5

64

Владимирская область

1,43

40,1

44,1

-4,0

30,8

32,4

65

Курганская область

0,95

25,6

28,2

-2,6

29,8

32,3

66

Тульская область

1,54

41,4

45,6

-4,2

29,6

32,1

67

Курская область

1,15

32,4

34,6

-2,3

30,2

31,8

68

Республика Марий Эл

0,70

17,3

18,5

-1,2

26,4

31,2

69

Ростовская область

4,23

114,4

121,7

-7,3

28,8

30,3

70

Алтайский край

2,49

61,6

64,0

-2,5

25,7

29,7

71

Воронежская область

2,26

62,5

66,6

-4,2

29,5

29,2

72

Ивановская область

1,07

27,1

29,3

-2,2

27,5

29,2

73

Республика Ингушетия

0,52

12,4

12,4

0,0

24,0

29,0

74

Республика Адыгея

0,44

10,2

11,4

-1,2

25,8

28,7

75

Ульяновская область

1,30

28,8

31,9

-3,1

24,6

28,6

76

Тамбовская область

1,09

28,3

29,0

-0,8

26,7

28,4

77

Республика Северная Осетия

0,70

16,6

16,9

-0,3

24,1

28,2

78

Республика Дагестан

2,74

63,3

65,6

-2,3

24,0

27,5

79

Карачаево-Черкесская Республика

0,43

10,2

10,8

-0,5

25,2

27,4

80

Ставропольский край

2,71

68,3

73,2

-4,9

27,0

26,5

81

Чувашская Республика

1,28

28,2

29,3

-1,2

23,0

26,4

82

Республика Калмыкия

0,28

6,3

6,5

-0,2

23,0

25,8

83

Брянская область

1,29

28,0

28,3

-0,4

21,9

24,6

Источник: Федеральное казначейство, «Ф.»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль