Стокгольмский арбитраж поставил в неудобное положение участников сделки ВР с «Роснефтью». Теперь им будет сложно сохранить лицо
Используйте пошаговые руководства:
Российское правительство одобрило сделку о создании СП для работы на отечественном арктическом шельфе и перекрестном владении акциями (5% на 9,53% акций «Роснефти») еще в январе. Российские партнеры BP «Альфа» – Access – «Ренова» (AAR), ссылаясь на акционерное соглашение между ВР и ТНК-ВР, добились запрета на совершение сделки в Лондонском арбитраже. Стокгольмский арбитраж подтвердил решение Лондонского суда, и теперь инициативы BP на территории России должны согласовываться с AAR. Один из самых громких энергетических проектов поставлен под сомнение.
«Роснефть» и ВР должны выполнить решение суда, показав тем самым свое уважение к международному праву. Но, по всей видимости, ни один из партнеров не хочет этого делать и они намерены искать способы разрешения юридической неувязки. Если это возможно хотя бы теоретически, то интересный прецедент создания бизнес-оппозиции Кремлю провалится. В случае приостановки сделки гегемония правительства в области российской энергетики больше не будет считаться полноценной. Что неплохо.
Смелость AAR, который до этого не решался на открытую конфронтацию c властью на таком уровне, – самое интересное в этой ситуации. Выходов из нее несколько. Первый вариант: у акционеров AAR довольно быстро обнаруживаются проблемы с российским бизнесом, и ряды российских опальных олигархов пополняются пятеркой новых имен. Несколько человек со стороны «Альфы»: Михаил Фридман и его партнеры, Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник с партнерами. Каждый из них довольно серьезно подготовлен к такому сценарию. Vimpelcom Ltd не является российской компанией. Виктор Вескельберг слишком плотно встроен в модернизационную вертикаль, Блаватник вообще вне российской юрисдикции. Поэтому более реальным выглядит второй вариант – продажа ТНК-BP одному из партнеров предполагаемого консорциума. Правда, AAR хочет $30 млрд живыми деньгами и акциями «Роснефти» (данные «Ведомостей»), а это не слишком комфортное партнерство для последней. C BP тоже договориться не получится – Роберт Дадли так и не смог этого сделать, находясь во главе ТНК-BP. Поэтому если «Роснефть» будет настаивать на партнерстве с BP, то стоит ждать сделки по выкупу ею доли ТНК в ТНК-BP.
Игорю Сечину, который преподносил сделку как большое достижение, сейчас не позавидуешь. Да и Дадли, много натерпевшийся от ТНК-BP, наверное, надеялся забыть российское противостояние как страшный сон, ан нет. Идея с самого начала была не лучшей. Обмен акциями с BP для «Роснефти», ставший возможным после аварии в Мексиканском заливе, выглядел достаточно сомнительным предприятием. Смена партнера выглядит теперь более логичным шагом для российского правительства. Если это произойдет, то станет просто хорошим уроком для российских госкомпаний – договариваться по законам, а не по понятиям.
Методические рекомендации по управлению финансами компании