Общение через силу

72
Интеграция. С 1 июля ведомствам будет запрещено требовать от гражданина справки из других учреждений. Так что вопрос обмена информацией между госструктурами стоит крайне остро.

Пару лет назад много говорилось о том, какой ценой даются интеграционные проекты исполнителям. Параллельное общение с несколькими министерствами обходилось системному интегратору немалой кровью. Сейчас благодаря закону № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ситуация резко изменилась. Интеграция стала общим делом, общение стало супер­активным. «Основной фактор, повлиявший на смену ситуации, – политика высшего руководства страны с курсом на информатизацию госорганов, запуск электронного правительства, госуслуг», – согласен руководитель департамента решений Microsoft компании Softline Роман Романцов.
Но приказ приказом, а объединить разнородные решения не так просто. В прошлом году по заказу Минэкономразвития были разработаны стандарты оказания госуслуг в электронном виде. «Мы интегрировали наше типовое региональное решение портала и реестра госуслуг непосредственно с ведомственными системами, обеспечивающими бэк-офисные функции, например, запись на прием к врачу, запись в детские сады, ведение реестра льготников на дополнительное лекарственное обеспечение, база данных аптек, где эти лекарства можно приобрести», – рассказывает президент группы компаний «Ланит» Георгий Генс. Чтобы создать единое информационное поле, пришлось решать не только технологические, но и организационные проблемы. «В соседних поликлиниках, не говоря уже о регионах, процессы организованы по-разному. Пришлось иметь дело с разными платформами, решениями. Даже если решения имели один технологический стандарт, возникали нюансы его интерпретации», – повествует о проблемах Георгий Генс. Пришлось разрабатывать «государственные» IT-стандарты. Уже действуют пилотные зоны полноценных электронных госуслуг, например, в Саратове, Смоленске, Тамбове, на Камчатке.

Внешние угрозы. Проблемы общения хорошо просматриваются в крупных интеграционных проектах. Комитет информационных технологий Москвы инициировал проект по обеспечению межведомственного электронного взаимодействия. В работе участвовал целый консорциум IT-компаний. Как рассказал директор отделения автоматизации деловых процессов компании «Форс» (один из участников проекта) Василий Анфиногентов, было разработано и внедрено специализированное решение, призванное обеспечить автоматизацию предоставления госуслуг населению. Сама услуга – определенные действия по обработке обращений граждан – предоставляется на уровне ведомственных информационных систем, с которыми и нужно было интегрировать разработанное решение. Причем такую интеграцию необходимо было сделать двусторонней, чтобы одновременно осуществлять передачу обращений и вопросов по ним в электронном виде в ведомственные системы и в ответ получать информацию о решениях, принятых государственными органами в отношении каждого запроса. «Основными проблемами были организационные – ведь каждая участвующая в проекте команда должна была жестко следовать определенным стандартам взаимодействия, – говорит Василий Анфиногентов. – Сложность в том, что команды заметно отличались по уровню подготовленности, характеру организации труда, предпочтениям в области используемых технологий и методологий». Выход был найден в виде сервисно-ориентированной архитектуры. «После установления стандарта взаимодействия интеграторов стало возможным независимо разрабатывать центральное решение и интегрируемые системы, – поясняет Василий Анфиногентов. – Влияние различий на проект резко снизилось».

Внутренние проблемы. В отличие от внешней, внутриведомственная интеграция, то есть исключительно в интересах заказчика, пользуется стабильным спросом последние лет пять. Причина проста. По оценке Романа Романцова, снижение расходов на обмен информацией в рамках одного ведомства в среднем составляет 30–50% и сильно зависит от уровня зрелости его автоматизации. В практике Василия Анфиногентова был случай, когда скорость исполнения интегрированного процесса выросла в 5–10 раз по сравнению со стартовой ситуацией, когда приложения были независимы. Он отмечает, что при оценке экономической эффективности часто не учитывается снижение числа ошибок, обусловленных человеческим фактором. «При интеграции информационных систем действия, ранее выполнявшиеся вручную, теперь осуществляются автоматизированно. Это существенно снижает риск возможных ошибок и, кроме того, позволяет устранить дублирование, искажение информации или ее потерю», – говорит он.
Хотя внутриведомственный госзаказ не сильно отличается от давно известного внутрикорпоративного, не обходится без проблем. В госучреждении, отвечающем за ведение реестра специализированных работ, новые проекты изначально регистрировались в самописной системе. Но зафиксированная информация не отличалась полнотой, изменения вносились неоперативно. Руководство организации заказало внедрение двух взаимодополняющих стандартных приложений – портального решения Microsoft SharePoint Server и CRM-модуля на базе Microsoft Dynamics, системы интегрированы друг с другом. Были разработаны веб-сервисы, благодаря которым можно отслеживать события, происходящие в Microsoft Dynamics CRM, на портале Microsoft SharePoint. Основной проблемой интеграции стало гибкое и тонкое описание прав доступа для «ролей». «Пришлось разработать надстройку над Microsoft SharePoint Server и Business Data Catalog, позволяющую разграничить права доступа между сотрудниками. Рабочие места пользователей созданы в зависимости от их роли в системе. Например, одна «роль» (пользователь – «Ф.») может вносить первичные данные в CRM, другая (контролирующая) – использовать Microsoft SharePoint как портал для получения определенного среза информации в удобном для нее виде», – рассказывает Роман Романцов.
Отдельная история – автоматизация территориально распределенных госструктур. Огромные потоки информации курсируют между центром и региональными подразделениями. Отсюда главная проблема – каналы связи. «Отсутствует налаженная телекоммуникационная структура для передачи данных. Это вынуждает минимально интегрировать системы в регионально распределенных структурах, что, в свою очередь, усложняет построение онлайн-систем», – объясняет Роман Романцов.
Так, у Федерального казначейства более 2,2 тыс. территориальных подразделений, данные которых централизованно обрабатываются в автоматизированной системе, установленной в центральном офисе. Функционал системы позволяет оперативно формировать отчетность и использовать электронный документооборот с фиксированием истории всех операций. Одна из самых «продвинутых» ведомственных систем смогла полноценно работать только после создания собственной транспортной сети по технологии L3 VPN. Пришлось разработать проектную документацию по каждому из 2,2 тыс. объектов. Подсистема голосовой связи интегрирована с существующими телефонными сетями территориальных подразделений, разработан единый номерной план. При подключении подразделений использовались наземные и спутниковые каналы связи. Система мониторинга оперативно управляет доступом к узлам сети, контролирует их доступность и параметры качества обмена информацией центрального аппарата с территориальными органами.
Другая проблема – «зоопарк» решений, так характерный для межведомственной интеграции, – присутствует и в федеральных ведомствах. Мало того, что решения разнородны, они чаще всего отстают от центра по уровню зрелости. «Зачастую головной офис настолько далеко ушел в своем развитии, что для подтягивания регионов до его уровня (технический и человеческий факторы) требуются значительные средства, – рассказывает Роман Романцов. – Разоб­щенность приводит к тому, что IT-проекты остаются только на уровне центрального офиса».
По мнению Василия Анфиногентова, «лекарством» могут стать четкие и однозначные стандарты взаимодействия систем и выбор правильной архитектуры решения. «В дальнейшем необходимо жестко поддерживать установленные стандарты и контролировать их соблюдение, обучать вновь присоединяющиеся команды, – рекомендует он. – В результате качество работы по созданию и сопровождению систем во всех проектных группах выровняется».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль