О практичных венчурах

58
Работа с венчурами требует, чтобы каждый был на своем месте. Инвестор – одно, команда проекта – другое. В результате все оказываются одной командой, и отношения приходится строить со всеми.

До недавнего времени в России было принято жаловаться на нехватку средств для венчурных инвестиций. В последние годы возникла другая проблема: многие игроки рынка жалуются, что деньги-то уже есть, но качество проектов из рук вон плохое.

Иллюзий не питаем. Нам тоже казалось, что качественных проектов в России мало. Чтобы убедиться в обратном, потребовалось три года. Для существующего реального предложения венчурных денег мы имеем неплохой выбор. Возвращаются проекты, вывезенные из России в 1990-х, есть даже уходящие корнями в СССР. В свое время их авторы уезжали реализовывать идеи в США, Германию или Великобританию, получали гранты, создавали опытные образцы. Одни возвращаются потому, что не нашли понимания и денег, другие – потому, что здесь все свои, третьи просто соскучились по российской динамике. Наблюдая за этим, понимаешь качество людей, которых в свое время мы потеряли, – очень высокое качество. Приятно таких возвращать.
Мы стараемся инвестировать в проекты, которые можно потрогать руками. «Доткомы» без реальных перспектив в расчете на модные тренды – не наша тема. Все же Россия – страна реальных возможностей во всех смыслах слова. Кто-то, ориентируясь только на ассоциативный ряд, скажет, что модернизация действующего завода – это не венчур. Тем не менее, это именно практический и практичный российский венчурный капитализм. Не теоретический. Сомнительные проекты, содранные «оттуда» без учета российских реалий, – не для нас. Мы не носимся с модными идеями создания очередного Facebook, хотя многие ринулись в эту нишу.
Нам нравятся компании, у которых есть уникальный продукт и понятный рынок сбыта, но нет сил на этот рынок выйти. И этот прорыв должен быть завтра, а не послезавтра. Иллюзий не питаем и в конкурентные ниши не лезем. Например, нанотехнологии стараемся обходить – на этом поле и так есть, кому играть. Мы понимаем важность, политическую и социальную значимость этих направлений для страны и для всех нас. Но дело нашей компании – приносить прибыль, и только через прибыль и рост денежной стоимости венчурных компаний мы можем реализовать свою социальную роль.

Быть умнее. Другое отличие – в подходе к выбору венчурных команд. Сейчас в моде понятие smart money – «умные деньги», когда инвестор приносит в проект не только финансы, но и какую-то дополнительную компетенцию, экспертизу. Для нас же «умные деньги» – это когда каждый человек на своем месте лучше нас знает, чем он занимается. Идеальная ситуация – когда команде вообще не нужна наша экспертиза, только деньги.
Понятно, что в такой рисковой области, как венчур, всегда тянет заняться ручным управлением. Но важно искать и находить вместе с проектом и людей. Венчур – эмоциональная вещь, и его команда должна иметь нематериальные стимулы, помимо денег, которые она получит от нас, а уж тем более зарплат, назначаемых менеджерам. В каком-то смысле команде должно быть некуда деваться, кроме как сделать этот проект.

Много отношений.
У такого подхода есть и свои сложности: получается, что в нашей структуре задействованы по два десятка гендиректоров, финдиректоров, коммерческих и технических директоров и т.д. Причем стадия, когда мы только входили и инвестировали – такой «конфетно-букетный период», – давно прошла, а сейчас своего рода «бытовуха», и ее надо терпеть. И со многими приходится вести себя жестко. А рискованность бизнеса накладывает отпечаток на стиль работы: иногда даже просто неотвеченный звонок может поставить под угрозу отношения, а они, в свою очередь, весь проект. Если учесть, что в наших проектах обычно мы не единственный инвестор, важность отношений тем более возрастает.
Бывает, что при входе мы неправильно оценили перспективы как проекта, так и команды. Это нормальный риск. Но постоянная работа с множеством проектов и сохраняющийся при этом взгляд «со стороны» учат нас слушать и слышать. Сейчас мы доводим те проекты, что уже проинвестировали. Какие-то из них, вероятно, придется закрыть. Но оставшиеся принесут большой доход – гораздо больше естественных потерь. И уже в этом году мы покажем реальный результат, и начнется новый цикл.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль