Игра на публику

77
Стратегия. IPO – символ успеха венчурного проекта. Однако для успеха самого этого шага необходимо совпадение ряда факторов, так что череды венчурных публичных размещений в России в ближайшее время ждать не следует.

Пионер венчурного капитала в Кремниевой долине Франклин Джонсон не выходил из одной из своих портфельных компаний в течение 26 лет. Бизнес портфельных компаний развивается скорее поступательно, чем скачками, поэтому привычного оборота «переход бизнеса в новую стадию» для инвестора практически не существует. «Условное деление на посевную стадию, стартап и стадию роста не имеет для инвестора принципиального значения, он ориентируется на денежные потоки и капитализацию», – поясняет управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев. «Для венчурных фондов это невозможно: у венчурных инвесторов есть определенные обязательства перед своими партнерами, – говорит генеральный партнер Helix Ventures Евгений Зайцев. – Многое зависит от договоренностей между инвесторами и управляющей компанией, но чаще всего, как только у компании появляется ликвидность, фонд обязан выйти из бизнеса и распределить деньги, полученные от его продажи».
Правда, как уточняет Евгений Зайцев, есть еще один существенный аспект: продажа должна реализовать доходность, ожидаемую инвестором. «IPO – это не критерий успеха, а способ достижения ликвидности и привлечения финансирования не только более крупного, но и более дешевого, чем венчурные инвестиции», – подчеркивает Дмитрий Чихачев. Дело в том, что венчурные инвесторы ориентируются на доходность в 20% годовых и выше. С учетом того, что бизнес высокорисковый, успешному проекту приходится не только обеспечивать собственную доходность, но и окупать потери от неудачных проектов. Таким образом, чтобы оправдать ожидания инвесторов, менеджменту компании необходимо ежегодно обеспечивать рост капитализации компании не только на десятки, но и на сотни процентов. В то же время акционер, купивший бумаги компании на открытом рынке, вряд ли будет в претензии, если компании удастся дорожать хотя бы чуть быстрее, чем растет биржевой индекс.

Минус 40. Однако удачно определить момент для продажи проекта удается далеко не всем и не всегда. Одним из самых показательных и знаковых IPO в истории венчурного бизнеса было публичное размещение «идеального стартапа» Google в 2004 году. Размещение неоднократно откладывалось – не только из-за проволочек с согласованиями регулирующих органов США, но и из-за постоянных изменений в стратегии самой компании. В результате момент был упущен, конъюнктура фондового рынка сильно ухудшилась: итоговая цена размещения оказалась почти на 40% меньше, чем предполагалось, и даже при этом удалось разместить не весь планировавшийся объем. Не помог даже «инновационный» подход к процедуре: чтобы уравнять возможности крупных инвесторов с мелкими, компания создала специальный сайт для приема заявок на покупку акций компании: всего вместо запланированных $3,47 млрд Google удалось собрать лишь $1,67 млрд. Правда, и этот результат оказался не таким уж печальным: капитализация составила $23 млрд, что сразу же сделало Google одной из крупнейших IT-компаний мира.
Сейчас на венчурном рынке есть несколько крупных игроков, ожидание IPO которых сравнимо с ожиданием IPO Google. Прежде всего, потому, что в случае решения о продаже стратегическому инвестору Google окажется, пожалуй, единственным игроком на рынке, имеющим свободные средства на их покупку.
Так, например, крупнейшая социальная сеть мира Facebook уже оценивается некоторыми аналитиками в $60 млрд. У компании уже и так немало акционеров – больше 500, и с этого года ей придется отчитываться о своих финансовых результатах, став, таким образом, публичной без публичного размещения. Но размещения компании может так и не произойти: информация о $50 млрд свободных средств у Google заставляет участников рынка строить предположения о покупке Facebook IT-гигантом.
Прямо противоположная ситуация сложилась с сервисом коллективных скидок Groupon, чье IPO не менее ожидаемо. За два c небольшим года существования Groupon наиболее активные инвесторы – Battery Ventures, Accel Partners и New Enterprise Associates – инвестировали в компанию около $170 млн. Однако сейчас она оценивается в десятки раз дороже. Переговоры о сделке Google и Groupon в декабре закончились ничем: сумма в $6 млрд, более чем в 2 раза превышавшая первоначально предложенную, не устроила менеджмент компании. Так что теперь западные СМИ утверждают, что компания проведет IPO до конца 2011 года.

Самое время. По данным Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), IPO в России до недавнего времени было крайне редкой формой выхода инвестора из проекта: в 2008 и 2009 годах в числе реализованных выходов не значится ни одного IPO против 20 и 9 сделок по продаже соответственно. Однако в 2010 году картина изменилась: после создания на ММВБ площадки «Рынок инноваций и инвестиций» на ней уже прошли размещения ИСКЧ («Институт стволовых клеток человека», хотя фактически IPO прошло в 2009 году, формально отчет о нем был закрыт позже), «Завод экологической техники и экопитания "Диод"», «Фармсинтез» и «Русские навигационные технологии».
Настоящий же прорыв случился в ноябре прошлого года, когда российский интернет-холдинг Mail.ru Group привлек в ходе первичного размещения 16% акций $912 млн. Книга заявок была закрыта на четыре дня раньше, чем предполагалось, и все бумаги были размещены по цене $27,7 – то есть по верхней границе установленного ценового диапазона, причем даже по этой цене спрос превысил предложение в 20 раз. Капитализация компании составила $5,7 млрд, а уже на следующий день акции стоили $36. Этот успех заставил аналитиков говорить о возможном буме инвестиций в российские интернет-проекты и предсказывать скорое IPO «Яндекса», руководство которого заявляло, что намерено провести публичное размещение на волне интереса инвесторов сразу после Mail.ru.

Публичность – не для всех.
Тем не менее, эксперты не ожидают, что публичные размещения в обозримом будущем станут преобладающей практикой для российских венчурных компаний. Дело в том, что возможность выхода на IPO ограничена несколькими формальными критериями. «Один из факторов – насколько реализована доходность, которую инвестор ожидает от проекта», – добавляет Евгений Зайцев. Ведь услуги организатора обходятся недешево: еще пару лет назад считалось, что публичное размещение имеет смысл лишь в случае, если его объем превышает $100 млн. Сейчас инновационные компании преодолели этот барьер – размеры всех IPO, прошедших на инновационной площадке ММВБ, исчисляются всего лишь сотнями миллионов рублей. Но и затраты на такие размещения, по неофициальным оценкам, могут достигать 10% объема, так что, несмотря на эффектность, подобный шаг может оказаться для владельцев компании совсем невыгодным.
«Для IPO необходим некоторый минимальный размер компании, не для всех такой вариант возможен, и наоборот: крупную компанию очень сложно продать стратегу – просто мало покупателей, которые могут себе это позволить», – говорит Дмитрий Чихачев. «Стратегический инвестор может купить небольшую компанию, а IPO делается для компаний, которые показывают динамику роста или перспективу роста, большой рынок в будущем и хорошие финансовые показатели», – согласен с ним управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Публичное размещение больше подходит для компаний с линейкой сильных продуктов и большими продажами. «Только в таком случае эти компании смогут реализовать более высокую доходность для своих инвесторов именно через IPO», – уверен Евгений Зайцев.
Покупка стратегическим инвестором – это более реальная перспектива, полагает Евгений Зайцев. «Это значительно проще, и транзакция значительно «чище». Большая часть инновационных стартапов с самого начала задумываются с тем, что выгоднее продажа, а не IPO», – говорит он.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль