Молочный сдвиг PepsiCo

139
Пищепром. Продажа «Вимм-Билль-Данна» корпорации PepsiCo потрясла рынок. Как величиной суммы, которую оказалась готова заплатить транснациональная компания, так и своей полной неожиданностью.

Казалось, после того, как Danone – основной претендент на покупку ВБД – отказался от этой идеи, российская компания еще долго не поменяет своих собственников. Но основные акционеры на удивление быстро приняли предложение PepsiCo. Просто для них все очень удачно сошлось: сумма, намерение сохранить компанию единой и перспективы ее выхода на международные рынки.

Великий. Летом 2009 года обсуждение эпохального закона о торговле переросло в острое противостояние между лагерями производителей и ритейлеров. Давид Якобашвили, тогда председатель совета директоров ВБД, вышел после одного жаркого заседания и сразу же поведал журналистам о революционном изменении: рознице запретят почти все бонусы. Резонно было предположить, что ему как главе и совладельцу крупного производственного холдинга просто не терпелось представить общественности поверженного Голиафа – сетевую торговлю. Но позже Якобашвили не раз критиковал жесткие поправки в законе. А сейчас, по прошествии полутора лет, он и вовсе называет себя в той ситуации миротворцем.
Якобашвили от многих бизнесменов всегда отличала большая открытость и стремление к компромиссам. Открытость, считает сейчас Давид Якобашвили, помогла ВБД удачно провести IPO в 2002 году. А склонность к компромиссам, видимо, является необходимым качеством, если у руля бизнеса находится не один, а сразу четыре равноправных владельца. С момента, когда по легенде два начинающих предпринимателя – Михаил Дубинин и Сергей Пластинин – обратились к уже состоявшемуся бизнесмену Давиду Якобашвили, прошло почти 20 лет. И около половины срока существования ВБД главой и основным лицом компании оставался Давид Якобашвили. Знакомые с ним бизнесмены, а таких немало, обычно используют эпитет – великий. Наверное, потому, что сейчас для сравнения берутся только отправная и конечная точки. Про то, что в середине пути не все было в ВБД гладко, сейчас уже не важно.
В середине нулевых ВБД потеряла лидерские позиции на соковом рынке, а уже в 2006 году компания была на третьем месте с долей 19,5% (данные «Бизнес-аналитики»). Якобашвили объясняет это обтекаемо – усилившейся конкуренцией. А можно просто вспомнить, что благодаря маркетинговому гению своего руководства «Лебедянский» к тому моменту вышел на первую строчку. «Мы в компании всегда относились к ним («Лебедянский») с большим уважением. Даже думали об объединении, дело дошло до переговоров. Но в итоге ни о чем не договорились», – вспоминает сейчас Якобашвили времена, предшествовавшие IPO «Лебедянского» в марте 2005 года.

Молоко с Pepsi. В 2008-м PepsiCo купила 75,5% «Лебедянского» за $1,4 млрд, по иронии судьбы следующим ее крупным поглощением через 2,5 года стал ВБД, только уже за впечатляющие $5,4 млрд. Давид Якобашвили рассказывал, что переговоры заняли всего-то около трех недель. И случились они через пять месяцев после того, как Danone объявил о приобретении «Юнимилка», а чуть позже – и продаже ВБД их 18,4% акций за $470 млн.
Danone ходил вокруг ВБД почти 10 лет, но так и не приобрел российскую компанию. «Я думаю, что стратегия продажи ВБД была давно выбрана ее акционерами как результат давних переговоров с Danone. У меня сложилось впечатление, что первоначально владельцы ВБД не столько рассчитывали на IPO, сколько на продажу Danone. Намерение провести IPO скорее выглядело как способ стимулировать французскую компанию», – вспоминает Гедрюс Пукас, партнер управляющей компании Quadro Capital Partners. Свои разногласия ВБД и Danone не комментировали и шесть лет назад, и сейчас Давид Якобашвили высказывается о них довольно скупо. «Они (Danone) выдвигали слишком жесткие условия, которые мы не хотели, да и не могли осуществить. Мы не могли предоставить тех гарантий, которые они от нас просили. Это была бы ноша на всю жизнь. Тем более, они не собирались платить сразу, а хотели растянуть платежи на долгое время», – вспоминает о переговорах с Danone Якобашвили.
Если в случае сделки ВБД с Danone аналитики задавались вопросом, а зачем французам соковое направление, то в случае с PepsiCo многие не понимали, для чего транснациональному гиганту молочное. Впрочем, ответ PepsiCo и сейчас по содержанию не очень отличается от официального пресс-релиза двухмесячной давности. «У компании есть стратегическая цель – трансформировать свой портфель, увеличив в нем долю функциональных и полезных для здоровья продуктов. Сейчас у нас объем продаж таких продуктов порядка $10 млрд в год. До 2020 года есть цель довести продажи этих продуктов до $30 млрд. У молочного сегмента есть огромный потенциал синергии между продуктами и напитками, что будет удобным для наших потребителей», – ответил Сергей Глушков, вице-президент по корпоративным отношениям и связям с госорганами PepsiCo в СНГ.
Давид Якобашвили этот «молочный» сдвиг PepsiCo объясняет невероятным успехом их главного конкурента Coca-Cola с соко-молочным миксом на китайском рынке. Но если Coca-Cola только смешивает сок и молоко, то PepsiCo вообще решилась сыграть на поле молочных продуктов. К тому же у компании есть еще «молочный» актив в Саудовской Аравии – СП с местным игроком Almarai (выручка в 2010 году – $1,8 млрд). Но там нет своего производства свежего молока, напоминает Якобашвили. А ВБД в России позволяет начать глобальную экспансию. Правда, Сергей Глушков говорит, что с продуктами ВБД PepsiCo рассчитывает работать на рынке стран СНГ (в 2009-м дали ВБД 7% выручки), а также добавить к ним Восточную и Центральную Европу. Так что, может, и не увидят китайцы в скором будущем наш «Домик в деревне».

Планы. Пока PepsiCo еще только готовится вступить в свои права. Но в первой главе истории ВБД уже стоит точка. Впереди у компании новые кадровые назначения и уход основных акционеров. Давиду Якобашвили есть чем себя занять. Он выделил для себя несколько приоритетных направлений. Первым Якобашвили назвал «Башнефть», где он сейчас является заместителем председателя совета директоров и где у него присутствует некий коммерческий интерес. Хотя пока ничего определенного. Также у предпринимателя есть торфяной и угольный активы. Большое число проектов в девелопменте – это гостиницы, жилье и земельные участки, здесь его партнером часто выступает и самый крупный и самый закрытый акционер ВБД – Гавриил Юшваев. Не будет скучно и их партнерам по ВБД. У Михаила Дубинина помимо нескольких проектов в риэлторском бизнесе, например агентство недвижимости Doki и бюро недвижимости «Агент 002», есть еще сеть дрогери «Подружка». К 2012 году по бизнес-плану сеть должна была насчитывать под тысячу магазинов, сейчас, если судить по информации на сайте, их не больше 100. Наиболее известный проект Сергея Пластинина – сеть имени его дочери Kira Plastinina. В кризис проект буксовал, но летом 2010 года предприниматель рассказывал о новых планах развития компании.
Несмотря на это обилие проектов, как отметил один из инвесторов, сопоставимого по масштабам с ВБД проекта больше не получилось ни у одного из четверки его владельцев. И, может, уже не получится.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль