Александр Мечетин: «Задача номер один – уничтожение нелегального рынка»

91
Интервью. Председатель совета директоров компании «Синергия» Александр Мечетин считает, что ужесточение регулирования алкогольного рынка полезно всем: и государству, и производителям, и потребителям.

Александр Анатольевич, насколько оправданны изменения, внесенные в законодательство и регламенты, регулирующие отечественный алкогольный рынок?
– За последние 10 лет на рынке алкоголя сформировалось несколько тенденций. Одна из них – уменьшение объема легально выпускаемого крепкого алкоголя, и, прежде всего, таких напитков, как водка, настойки и коньяки. Официальное производство этой продукции сократилось со 170 до 110 млн дал в год.
Но народ меньше пить не стал…
– К сожалению, нет официальных данных о размере потребления и объемах розничных продаж. Имеется кое-какая статистика и результаты исследований независимых агентств, которые оценивают, что российский рынок водки и крепкого алкоголя находится примерно на отметке 170–180 млн дал. Некоторые эксперты оценивают объем внутреннего потребления на уровне 200 млн дал, но эта величина представляется мне не очень достоверной.
Предположим, что реальное потребление крепкого алкоголя в России составляет 170–180 млн дал, а официально декларируется выпуск 110–115 млн дал. Таким образом, 30–40% рынка приходится на нелегальное производство. Это гигантский объем недополученных бюджетом средств. Арифметика здесь простая. В 2010-м и 2011 годах примерная фискальная нагрузка на один декалитр крепких спиртных напитков составляет около 1 тыс. рублей. То есть от нелегально произведенных и реализованных 60–70 млн дал потери государства составляют порядка $2 млрд. Значимая для бюджета величина.
Три года назад вы оценивали суммарные потери госбюджета на уровне $1 млрд…
– Рост акцизов предопределил, что из того миллиарда уже получилось два. Это, разумеется, весьма условный расчет. Но масштабы теневого рынка очень большие. Нелегальную водку можно было встретить во многих сетевых магазинах. На ней были акцизные марки, произведена она была на заводах, и потребителям невозможно было определить, чем она отличается от легальной продукции.
Что этому способствовало?
– В нашем алкогольном законодательстве было несколько лазеек, часть из которых по-прежнему открыты. В значительной степени благодаря этому и существует рынок нелегального алкоголя.
О каких лазейках идет речь?
– Последние несколько лет предприятия имели возможность получить акцизные марки на любой период деятельности, не превышающий срок действия лицензии. При этом обязанность по уплате акцизного сбора возникала после продажи продукта. Это одна из лазеек, которая до сих пор существует: можно получить акцизную марку, а затем объявить себя банкротом или заявить, что марка утрачена – похищена, сгорела и т.п.
Вы говорили о нескольких тенденциях, сформировавшихся на российском алкогольном рынке…
– Параллельно со снижением объемов легального производства крепкого алкоголя наблюдался взрывной рост потребления пива: за последние 10 лет более чем вдвое. Таким образом, именно пивная отрасль способствовала значительному росту потребления объема абсолютного алкоголя на душу населения. При этом произошло снижение возраста потребителей, то есть россияне стали приобщаться к алкоголю с более раннего возраста, что также не может не беспокоить государство. Именно поэтому в законодательстве появились определенные изменения, направленные на некоторое ужесточение регулирования алкогольного рынка.
Как вы относитесь к созданию Росалкогольрегулирования и тем мерам, которые проводит ведомство?
– Проблемы на алкогольном рынке появились не вчера: ситуация вызревала 20 лет, и то, что государство сформировало ведомство, призванное данные проблемы устранить, является позитивным решением. Легальные производители приветствовали создание РАР, так как рынку явно не хватало единой государственной политики в области производства и оборота алкоголя. Я считаю, что все инициативы ведомства обоснованны и направлены на повышение прозрачности отрасли и установление единых, честных правил игры – это и минимальная цена на полке, и администрирование лицензирования предприятий, и, разумеется, изменение порядка уплаты акцизов. В результате впервые за 10 лет мы видим тенденцию уменьшения нелегального рынка: недобросовестные производители лишаются возможности выпускать контрафактную продукцию, наводится порядок в рознице. Однако, на мой взгляд, это только начало –  еще многое предстоит сделать…
Как вы относитесь к повышению минимальной розничной цены на водку до 300 рублей за 0,5 л?
– Водка в России стоит очень дешево. Наш внутренний рынок самый крупный в мире – объем потребления превышает таковой во всех остальных странах, вместе взятых. При этом в ценовом выражении российский рынок меньше, чем в США, которые по объемам уступают России втрое.
Отсюда следует, что минимальная розничная цена на водку должна быть намного выше. Однако, прежде чем повышать ее до мирового уровня, следует навести порядок и уменьшить нелегальное производство до уровня, не превышающего хотя бы 4–5% рынка. То есть снизить в 10 раз.
Что произойдет, если объявить минимальную цену в 300 рублей прямо сейчас?
– Нелегальные производители нам будут очень благодарны – их доходы сказочно увеличатся. Легальные заводы при этом вымрут примерно на 70%, а уровень бюджетных выплат сократится если не до нуля, то до 10% от существующего уровня.
Кстати, интересный факт: несмотря на постоянное повышение величины акцизных ставок в течение последних 10 лет, фактическое поступление в бюджет не росло. Так что проблема еще и в собираемости.
Наверное, возможно более резкое, чем сейчас, повышение минимальной розничной цены и величины акцизных платежей: производители являются лишь посредниками, агентами по сборам, и нейтрально относятся к их уровню. Вопрос в другом: если сделать это чересчур быстро, то это приведет к коллапсу как бюджетных поступлений, так и индустрии в целом.
Поэтому задача номер один – уничтожение нелегального рынка. Как только его уровень не будет превышать 5% от всего объема потребления, станет возможным резкое повышение минимальной цены и акцизных сборов.
Как скоро это может произойти?
– В идеальной ситуации правильного администрирования и реализации законодательных инициатив через 5–7 лет легальное производство будет находиться на уровне 110–120 млн дал, а объем потребления снизится со 170 до 130 млн дал. При таких условиях станет возможным резкое повышение цены и акцизов и тем самым значительное пополнение бюджета.
Что будет происходить в 2011 году?
– Мы однозначно увидим рост сборов от пива – там нет проблем нелегального рынка, так как капитальные затраты на производство довольно высокие и рынок сильно консолидирован, а крупных игроков государству легче контролировать.
Кстати, среди изготовителей крепкого алкоголя основные взносы в бюджет приходятся лишь на нескольких крупных игроков, в то время как лицензии имеют более ста предприятий. Поэтому мы надеемся, что предпринимаемый в 2011 году комплекс мер – новая минимальная розничная цена, лицензирование спиртовых перевозок, изменение порядка уплаты акцизов и перелицензирование – все это приведет к уменьшению количества игроков на рынке и тем самым снизит объем нелегальной продукции.
Сейчас активно обсуждается инициатива, согласно которой для получения акцизной марки нужно будет предоставить банковскую гарантию по уплате сбора. Если не заплатит производитель, то отвечать будет банк. Это хороший способ для повышения собираемости. В качестве альтернативы предлагается оплачивать марки авансом. Чтобы у производителя был выбор.
Кроме того, 2011 год будет проходить под эгидой создания саморегулируемых организаций. Сейчас «Синергия» и другие крупнейшие игроки являются членами Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) – пока общественной организации, в рамках которой мы вырабатываем некие общие правила, касающиеся соблюдения качества выпускаемой продукции, выполнения этических и социальных норм в маркетинге и рекламе и много другого. Думаю, что создание эффективно работающих СРО – это один из залогов для появления цивилизованного рынка алкоголя в России, повышения стандартов деятельности его участников.
Надеюсь, что в результате всех мероприятий рынок станет более прозрачным и продемонстрирует объем производства 110–112 млн дал, что приведет к росту акцизных платежей на 13–15%.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль