text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка со скидкой 40% >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Игорь Моисеев о дешевых рейтингах

  • 1 августа 2015
  • 65

Глава немецкого S&P Торстен Хинрихс сообщил, что агентство собирается оценивать компании без оплаченного заказа с их стороны

Наш мир «наживы и чистогана», несомненно, меняется в лучшую сторону. Граждане создают бесплатную альтернативу оборзевшим таксистам, чтобы помочь пострадавшим в теракте, банки радеют об общем деле и строят гостиницы для гостей Олимпиады в Сочи, производители сигарет предупреждают меня об опасности бесплодия… Хочется самому соответствовать – стать более добрым (хотя и так куда уж, кажется, добрее), плодовитым, написать что-то позитивное про рыночных регуляторов. Конечно, без особой надежды превзойти альтруизм рейтинговых агентств – эта вершина навсегда останется непокоренной. Ну, если только банки не начнут приплачивать за выдачу кредитов, введя отрицательные ставки.
Вообще-то вопрос адекватности рейтингов – как оплаченных, так и бесплатных – очень тонок. Конечно, в первом случае есть безусловный конфликт интересов. Как можно независимо оценивать компанию за ее же деньги? Очень сомнительно. Это приблизительно как с термометром, который приколочен к окну: зимой надо делать поправку на тепло, источаемое домом, а летом – на солнце, в каждом случае вычитая несколько градусов. Да, это все так. Но при этом люди, которые компанию оценивают за ее же деньги, могут рассчитывать и на получение максимального объема требуемой информации от заказчика. То есть их оценка будет более глубокой и полной. Независимым же оценщикам придется большую часть информации брать из открытых источников, и их рейтинг будет напоминать оценку слона слепыми, которые держатся за хвост, хобот или что-то еще. Как справедливо заметил Рубен Варданян в интервью, которое публикуется в этом номере, «когда мы говорили компаниям, что наши аналитики приедут за информацией, их просто посылали». Впрочем, глава «Тройки» описывал ситуацию двадцатилетней давности, поэтому сейчас, наверное, что-то изменилось.
В этой связи вспоминаются две истории. В 2007 году банк «Русский стандарт» вчинил иск агентству «Рус-рейтинг» за то, что его оценки якобы порочили репутацию банка. Рейтинг не был оплачен банком, но – маленькая подробность – выставлялся уже пять лет до иска. Агентство в итоге защитило свое право на независимую оценку, хоть дело и дошло до апелляции. Схожий случай имел место и с нашим журналом, отрейтинговавшим страховые компании по степени надежности. Тоже был иск, который «Ф.» удалось выиграть, отстояв свое право на субъективную оценку.

Что здесь скажешь? Наверное, каждая оценка имеет право на существование. Просто следует помнить, что ни один рейтинг – ни платный, ни бесплатный – не может претендовать на истину в последней инстанции. И агентствам имеет смысл, коль скоро они начнут массово рейтинговать компании без их ведома, оценки выставлять в отдельную шкалу, не путая их с оплаченными. Тогда и вопросов никаких не возникнет.
Разволновался я. Пойду покурю.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Здравствуйте, меня зовут Александр
Давайте знакомиться!

Чтобы я открыл вам доступ, пожалуйста, пройдите короткую регистрацию

Вам будут доступны:

  • - 15 000 рекомендаций по управлению финансами;
  • - 1000 образцов положений и форм отчетов
  • - 300 финансовых Excel-моделей.

После регистрации пришлю Вам подарок
КНИГА "Cash is king. Управление денежными потоками"

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
...и получить подарки!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.