Реформа с убытком в миллиарды долларов

82
Телеком. «Ростелеком» так стремится в ряды конвергентных операторов, что ему поверил даже рынок. Хронически переоцененные акции на фоне последних известий продолжают рваться вверх.

Возможное появление новых частных инвесторов (в результате обмена 20% «Национальных телекоммуникаций» на 2% в «Ростелекоме»), планируемые M&A, активная борьба за частоты повысили целевую цену обыкновенных и привилегированных акций оператора на фоне его грядущего объединения с межрегиональными компаниями (МРК) «Связьинвеста». Аналитики считают, что доверие инвесторов растет после новостей о том, что «Ростелеком» может получить долю в операторе ШПД и кабельного ТВ путем обмена акций. Только за 12 января обыкновенные акции подорожали на 12%, привилегированные – на 5%. В результате капитализация «Ростелекома» выросла со 118 до 134 млрд руб­лей (примерно $4,5 млрд). По оценкам аналитиков «Связь­инвеста», после объединения капитализация «Ростелекома» составит минимум $14 млрд.
Бешеная активность главного связиста страны подтверждает серьезность его намерений стать федеральным конвергентным оператором. Казалось бы, с точки зрения технологических возможностей беспроводные сети четвертого поколения называют будущим телекоммуникаций, а значит, основные усилия «Ростелекома» должны быть направлены на сотовые активы. Но, с точки зрения монетизации услуг, это не совсем верно. Сегодня клиенты, нуждающиеся в постоянном доступе на территории всей страны, вынуждены действовать по ситуации – пользоваться услугами сразу нескольких операторов. Насколько удобнее было бы оформить доступ у одного провайдера и получать его, невзирая на технологические возможности сети. Хочешь – по проводу, хочешь – без. Поэтому операторы делают ставку на конвергенцию. Конечно, отдельно взятый беспроводной трафик продается, но гораздо большую возможность наращивать доходы предоставляет сочетание технологий. Препятствий у нового подхода, как и возможностей, масса. По закону рынка, кто первый прорвется на новый уровень, тот и станет «царем горы», поэтому телекоммуникационный рынок буквально трясет, искры сыплются во все стороны.
У «Ростелекома» и МРК есть магистральные линии, у «большой тройки» – мощные сотовые сети,
у всех – дефицит «последней мили». Сотовые компании пытаются нарастить «провода», «Ростелекому» как воздух нужны интеграция с МРК и беспроводная инфраструктура, на все требуются немалые деньги. «Сейчас активы ”Связьинвеста“ закредитованы неравномерно: у ЮТК, ”Центртелекома“, ”Сибирьтелекома“ высокая долговая нагрузка, а у ”Ростелекома“, ”Уралсвязьинформа“ – низкая. После объединения долговая нагрузка ”выровняется“, и, если новый ”Рос­телеком“ не будет излишне агрессивен при покупке региональных компаний, у оператора будет возможность привлечь кредиты госбанков», – уверен аналитик «Велес капитала» Илья Федотов.
Первый порыв к конвергенции начался с наращивания магистралей «большой тройкой» еще три года назад, но гонка перешла в следующую стадию. В фокусе внимания оказались проводные активы последней мили: в июле МТС приобрели «Мультирегион» за 8,8 EBITDA, «Вымпелком» ведет переговоры с акционерами новосибирского оператора ШПД «Новотелекома», грядет сделка «Ростелекома» с НТК, приобретено множество более мелких активов. В результате цены стали под стать целям – стратегическими. Если до массовой скупки операторы оценивались в размере трехкратной выручки, то сейчас возможно увеличение и в 6 раз. Например, «Центртелеком» планировал приобрести «Акадо» за 11 EBITDA. Правда, Евгений Юрченко, тогда генеральный директор «Связьинвеста», предотвратил сделку, резко раскритиковав ее высокую стоимость.
Параллельно скупке проводных региональных активов один за другим следуют корпоративные ­
и правительственные скандалы. В октябре прошлого года экс-генеральный директор «Связьинвеста» Евгений Юрченко открыл серию разоблачительных публичных выступлений в адрес Константина Малофеева (управляющего партнера фонда Marshall Capital Partners и члена совета директоров «Связь­инвеста»). Демарш продлился три месяца, после чего Евгений Юрченко оказался уволенным
и вычеркнутым изо всех советов директоров дочек «Связь­инвеста». Причиной раздора стали акции
и дивиденды. Но если этот скандал прошел на уровне частных лиц и Минкомсвязи, то дележка частотного диапазона, необходимого для будущей сети LTE «Ростелекома», идет на межведомственном уровне.

Дать нельзя отнять. В России правят не законы, а договоренности, и процесс «распила» частот – лишнее тому подтверждение. Теоретически для сетей четвертого поколения годятся частоты от
700 МГц до 3 ГГц. Самая выгодная для освоения в России полоса 2,3–2,4 ГГц – диапазон почти никем не занят. Расчистка остальных диапазонов потребует десятки миллиардов рублей, поэтому вокруг полосы развернулась нешуточная борьба.
В преддверии объединения «Ростелеком» получил роскошный подарок – в середине 2010 года компания выиграла конкурс на использование частот 2,3–2,4 ГГц для строительства сети LTE в 39 регионах. Но подарок оказался половинчатым, потому что право использования – не лицензия, бумажку обещали выдать позже. Военные не отступили и взяли упорством. Под их давлением ГКРЧ (Государственная комиссия по радиочастотам) под Новый год сделала очередной «подарок» госоператору – с фанфарами отдала дефицитный диапазон военным. «Ростелеком» в качестве откупного получил право исследовать возможность использования для LTE занятых сегодня диапазонов 700–960 МГц, 1,7–2,1 ГГц и 2,5–2,7 ГГц. Исследования должны закончиться к 1 июля 2011 года. Кроме того, оператору поручено разработать условия конкурса на дележку частот.
Выгодоприобретателями от военных станут само министерство и компания «Основа Телеком». 25,1% акций последней принадлежит «Воентелекому» и 74,9% – Виталию Юсуфову (работал в «Газпром-экспорте»). Новоявленный оператор планирует построить сеть «двойного назначения», то есть наверняка будет оказывать коммерческие услуги. Министерство обороны тоже не в убытке – перевод его средств связи в другие диапазоны профинансируют операторы. Поди плохо. По оценке «большой тройки», на «расчистку» может потребоваться $1,6–5 млрд. Правда, стоимость лицензий из-за высоких затрат на расчистку диапазона будет номинальной.
Вероятно, деньги потребуются уже через полгода: 12 января министр связи Игорь Щеголев заявил, что конкурсы на частоты для LTE могут состояться сразу после окончания исследования. Таким образом, операторы начнут инвестиционную гонку для 4G уже во второй половине этого года. По мнению аналитика Банка Москвы Кирилла Горячих, доходы от предоставления услуг связи 4G операторы начнут получать не раньше, чем через 3–5 лет, поэтому возникает риск окупаемости инвестиций и сокращения денежных потоков «большой тройки» и «Ростелекома».

Сеть. Судя по котировкам, рынок решил, что организационные проблемы с частотами вот-вот решатся и «Ростелеком» не просто завершит объединение, но и извлечет из него коммерческую выгоду в виде конвергенции. Беспроводная сеть «Ростелекома» будет построена, и четвертый конвергентный оператор появится.
На деле переход объединенного «Ростелекома» в новое качество может вылиться в новый виток проблем, теперь уже внутренних. С момента получения всех разрешительных документов строительство сети федерального уровня (когда покрытие сравнимо с «большой тройкой») занимает несколько лет. «С учетом того, что у «Ростелекома» есть «предпоследняя» миля (магистральный канал до населенного пункта), компании потребуется пара лет на строительство сети LTE с присутствием во всех городах с населением от 100 тыс. человек», – считает Илья Федотов. По оценке директора бизнес-направления «МТС Россия» Александра Поповского, создание подобной сети займет не менее 5 лет. А у «большой тройки» сети уже есть и модернизация займет гораздо меньше времени.
И потом, нельзя просто построить сеть, ею надо управлять. Конечно, в компаниях «Связьинвеста» установили ERP-систему Oracle E-Business Suite, однако назвать внедрение полноценным сложно: система выполняет далеко не все запланированные функции. И в любом случае объединенному «Ростелекому» потребуется единое информационное пространство. Минимальная стоимость критически важных систем составит около $61 млн, а «расширенного» пакета – $150 млн (смотри врез). Однако это не предел. Перед глазами пример «Скартела» (брэнд Yota), который, не будучи федеральным оператором, потратил на автоматизацию около 20% из заявленной стоимости сети в $500 млн. «У Yota были высокие дополнительные затраты на подбор систем: они делали пилотное внедрение нескольких однотипных систем, а затем использовали только одну из них», – объясняет высокие расходы генеральный директор компании Dev-House Константин Куличенко.
Внедрение каждой из перечисленных систем занимает от года до 2,5 лет, на комплексную автоматизацию понадобится лет пять. «Если в компании уже имеется ERP-система Oracle E-Business Suite, то развитие, масштабирование и интеграция всех указанных приложений в рамках этой системы могут занять от 3 лет», – замечает Константин Куличенко.
Самое интересное, что созданием сети проблемы не заканчиваются. Встает вопрос привлечения абонентов, которые в подавляющем большинстве являются клиентами конкурентов. «Мегафон» показал пример, как наращивать абонентскую базу – демпингом. Однако сегодня прием может не сработать – слишком велики инвестиции в инфраструктуру, без которых не обойтись. «”Вымпелком” уже пробовал демпинговать на украинском рынке, конкуренты выдержали, а он нет», – говорит Илья Федотов. Александр Поповский тоже считает, что при необходимости постоянных инвестиций в развитие сети демпинг приведет к нехватке средств на развитие. Кроме того, он уверен, что сегодня цена не первостепенный фактор. «В России уровень цен на мобильную связь один из самых низких в Европе и в мире. По данным Merrill Lynch, средняя стоимость минуты разговора для российского абонента составляет $0,05, а для европейского – $0,15. И у потребителя есть возможность выбрать для себя наиболее привлекательный тариф», – объясняет Александр Поповский. «Мировая практика показывает, что на зрелых рынках с уровнем проникновения как в России, появление нового игрока не приводит к значительному перераспределению сил», – уверен исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке Дмитрий Плесконос. Опасность кроется и в самой структуре доходов МРК. «Развивая сети передачи данных, МРК пользовались своим доминирующим положением в регионах и выставляли завышенные цены на услуги ШПД. То есть беспроводной госоператор получит еще один класс конкурентов, обладающих возможностью безболезненно снижать тарифы», – говорит Илья Федотов. Правда, конвергенция услуг может снять последнюю проблему, ведь все действия будут согласовываться.
Существенно помочь «Ростелекому» может принятие закона о сохранении номера при смене оператора – обязательное внедрение сервиса MNP (Mobile number portability). Работа в этом направлении идет с октября 2009 года, сейчас Татарстан ожидает разрешения на открытие пилотной зоны MNP на сетях республиканских операторов связи. «Абонентская база ”большой тройки“ во многом стабильна потому, что абонент при переключении не может сохранить номер. Законодательное утверждение этой возможности, в том числе чтобы помочь «Ростелекому» привлечь чужих абонентов, последует максимум через год», – уверен Илья Федотов. Александр Поповский уверен, что менять оператора с учетом возможности сохранения номера будет незначительная часть абонентов. По оценкам «Ромира», в сервисе потенциально заинтересованы лишь 2% абонентской базы. «Это мероприятие крайне затратно, только для «большой тройки» оно может обойтись примерно в $400 млн», – предупреждает он. «Переносимость мобильных номеров и введение MNP потребует значительных затрат операторов, что может привести к росту стоимости услуг для конечных пользователей», – считает Дмитрий Плесконос.
Так что даже решение внешних проблем с частотами не избавляет «Ростелеком» от колоссальных затрат на пути к конвергенции. Время, даже без учета неповоротливости госструктуры, также против него. В итоге оператор может стать конвергентным оператором, но по доходам и рентабельности, численности абонентской базы наверняка будет замыкать список конвергентных операторов. Возможно, акциям предстоит упасть.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль