Космос все дальше

95
Провал. К 2011 году, объявленному у нас Годом космонавтики, Россия перестала сама исследовать космос и превратилась в «космического извозчика» для тех, кто такое желание и возможности имеет, – США, Японии и стран Европы.

В начале декабря в Тихом океане в буквальном смысле утонули около 5 млрд рублей. Три спутника для проекта ГЛОНАСС рухнули в районе Гавайев из-за ошибки при заправке разгонного блока. Теперь завершение формирования российской группировки из 24 единиц, если новые запус­ки пройдут штатно, перенесено на полгода. Соответственно, и генерировать прибыль система ГЛОНАСС начнет позже расчетного 2013 года. При этом, оказывается, запуск был застрахован менее чем на 5% от всей суммы. Во всяком случае, Роскосмос не проводил тендера по выбору страховщика для таких рисков. Они были возложены на компанию «Страховой центр "Спутник"» с уставным капиталом 37 млн рублей, которую эксперты считают аффилированной с агентством, а перестрахованы на сумму всего лишь $3,3 млн в «Русском страховом центре». Так что убытки лягут на налогоплательщиков.
Неизвестно, что после этой неудачи сказал руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов, получивший за нее выговор. Через месяц он уже не сдержался. В декабре с помпой был открыт Геопортал, и вдруг обнаружилась схема оплаты услуг, очень похожая на коррупционную. В схеме оказались задействованы 100-процентная дочка агентства и частная компания. В резолюции на требовании разобраться глава Роскосмоса якобы написал следующее: «Вы оба с (фамилия), (непечатное), не можете ничего приличного сделать, так и не беритесь!»

Доска почета. Конечно, функционирование оте­чественной ракетно-космической промышленности не состоит из сплошных неудач и провалов, достойных лишь непечатных выражений. Позитива немало. Россия удерживает серьезную долю в осуществлении пилотируемых полетов. Соперничества здесь ожидать не приходится – в феврале 2011 года к МКС отправится последний Discovery, после чего США свернут программу Space Shuttle до разработки нового носителя ориентировочно в 2015 году. Китай, впервые запустивший тайкванавта на орбиту с собственного космодрома лишь семь лет назад, естественно, пока не конкурент. Все это значит, что в ближайшие годы представители не только России, но и других стран будут добираться на МКС лишь на «Союзах».
Россия впереди в осуществлении коммерческих запусков. Примерно до половины пусков отечественных ракет-носителей были связаны с выводом в космос полезной нагрузки других государств. На российские средства выведения сформировался некоторый спрос на международном рынке – в 2010 году Франция заказала 14 «Союзов-СТ» на $1 млрд, чтобы использовать их при стартах с космодрома на о. Куру во Французской Гвиане. С 1999 года НПО «Энергомаш» поставляет в США ракетные двигатели РД-180, американцы устанавливали их на ракеты Atlas, не исключено, что они будут использовать и в дальнейшем.
В последнее время также неплохо развивается ГЛОНАСС. По орбите уже кружат 26 спутников, правда, в рабочем состоянии 22, но они легко обеспечивают полное покрытие сигналом территории страны. «Не важно, что спутники упали, ведь ГЛОНАСС не используется отдельно, а идет как резервная система совместно с GPS, – поясняет независимый эксперт Михаил Фадеев. – И с этой точки зрения ГЛОНАСС предоставляет потребителям серьезные преимущества. Например, двухсистемный приемник может стабильнее определять координаты, чем GPS, так как ориентируется на спутники обеих систем. Кроме того, из-за особенностей группировки в северных широтах GPS работает плохо. Над Северным полюсом, где проходит немало воздушных трансатлантических маршрутов, ее нет вообще, а ГЛОНАСС есть. Так что в Финляндии, Норвегии, Канаде и других северных странах ГЛОНАСС уже активно используют».
Хотелось бы и дальше говорить о нынешних космических достижениях России. Но оказалось, больше похвастаться нечем. Более того, при некоторой доле скепсиса, все вышеперечисленное может легко превратиться в неудачи.

Похвальба количеством.
Очевидно, в связи с этим федеральный орган исполнительной власти в сфере космической деятельности – Роскосмос – не любит вдаваться в детали. Официальные новости, как правило, бравурные. Агентство предпочитает считать лидером в космической сфере того, кто запустил больше ракет. По этому параметру Россия многие годы впереди планеты всей. И в 2010 году опередила с 31 пуском США и Китай (по 15), Европейское космическое агентство (ЕКА, 6), Индию (3), Японию (2) и прочих. В Роскосмосе под бой курантов рапортовали: несмотря на относительные неудачи, достойным финалом года стал успешный запуск с Байконура 27 декабря очередного «Протона-М». План на 2011 год откорректирован в сторону уменьшения, скорее всего, будет произведено 27–30 запус­ков, что по-любому больше, чем у других.
Однако радоваться количественному превосходству – это все равно, что заявить: Россия – самая могущественная держава, так как у нее наибольшая территория. Детальное рассмотрение истинного положения дел в отечественной космической отрасли даже не выявляет паритета с извечным конкурентом – США. Еще немного, и можно будет говорить об отставании от Китая, который за основу брал советские разработки. «Если в течение ближайших двух-трех лет нам удастся реализовать запланированные проекты, это даст возможность сохраниться в общем пелотоне. Иначе начнем отставать, – категоричен ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – В конце концов, это приведет к снижению потенциала и в запусках». Ведь космические проекты имеют высокий отраслевой мультипликатор, «втягивая» в работу целую цепочку производителей других отраслей, снабжая их заказами и предоставляя товары и услуги, необходимые для различных видов деятельности.
Но такой «качественный показатель», как степень готовности проектов, уже не говоря о производственных или финансовых показателях, Роскосмос предпочитает не афишировать. Закрытость объясняется невозможностью разделить военную и гражданскую тематики – даже текста Федеральной космической программы (ФКП) на 2006–2015 годы по этой причине нет в открытом доступе (о ее выполнении можно судить разве что по некоторым данным Счетной палаты). Так что информационная завеса на руку чиновникам от космоса. В ином случае появятся внешние независимые эксперты, которые смогут оценивать степень развития отрасли, ее достижения и провалы. Пока все эксперты внутри отрасли, многие из них связаны контрактами и режимами секретности. «Финансу.» все же удалось найти несколько источников, на условиях анонимности согласившихся поговорить. Разумеется, только о гражданском аспекте работы Роскосмоса.

Ничего своего. «Как можно оценить ситуацию в такой наукоемкой сфере, как освоение космоса, если был запущен лишь один научный спутник? – возмущен Источник № 1. – И тот вместо заложенных 3 лет проработал 9 месяцев. А ведь аналогичные иностранные аппараты имеют ресурс работы по 7–10 и более лет». Речь идет о выведенном на орбиту в январе 2009 года «Коронас-Фотоне», который приступил к работе в марте. Спутник должен был проводить фундаментальные исследования Солнца и солнечно-земных связей. Но уже в декабре вся научная аппаратура была выключена из-за технических проблем с электропитанием. Причина – ошибки при расчетах. Знакомо, не правда ли?
С тех пор у России нет научного спутника.
А у США и ЕС – более трех десятков. Пару лет назад Китай, набравший высокие темпы в освоении космоса, нацелил свои несколько аппаратов на изучение Солнца, сочтя задачу сверхважной. Да и другая научная тематика не чужда космическим державам. Россия же данные о солнечной активности и магнитных бурях получает с запущенного в 1995 году НАСА и ЕКА телескопа Soho. Научные работы ведутся лишь на МКС. Причем, отмечает Источник № 1, прорывов не наблюдается: делается то же, что делалось на «Мире», а до этого на «Салютах». Астрофизическая обсерватория «Спектр-Р» не была запушена в 2007 году, и не факт, что полетит в 2012-м. В общем и целом, по заключению Счетной палаты, степень обеспеченности российских ученых космическими средствами для фундаментальных космических исследований в 2008 году составила около 0,1. Думается, к настоящему моменту ситуация не улучшилась.
Телевещание на территории России до широты 70 градусов (Норильск расположен на 69° 20’ с.ш.), оказывается, обеспечивается за счет произведенного и запущенного в США спутника Bonum, принадлежащего, правда, российской компании. Также арендуются стволы (часть приемо-передающей аппаратуры бортового ретранслятора, работающая в определенной полосе частот – «Ф.») на различных зарубежных космических аппаратах. Тогда о каком цифровом телевидении говорил в 2008 году министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев? В масштабах всей России оно должно было заработать в прошедшем году – от целых пяти отечественных спутников.
Поскольку своего метеоспутника у России тоже нет, метеоданные безвозмездно берутся с американских и европейских космических аппаратов. Росгидромет обеспечен информацией дистанционного зондирования Земли только на 5% от необходимого объема. Так что в неверных прогнозах погоды, ошибках при планировании урожая или при расчетах в морской навигации немало вины Роскосмоса. Проектирование российского геостационарного метеоспутника «Электро-Л» началось в 2001 году. Запуск был запланирован на 2006 год, отложен до 2008-го, затем – до 25 декабря 2010 года. Но из-за падения спутников ГЛОНАСС решили перепроверить разгонный блок «Фрегат-СБ», и восстановление национальной метеорологической группировки вновь перенесено на неопределенный срок. Между тем, метеоагентства США и Европы недавно договорились, что в случае международного конфликта третьи страны не будут получать информацию.

ГЛОНАСС как индикатор. А какова на самом деле ситуация с флагманом – ГЛОНАСС? И система, и идеология проекта формировались в 1980-е годы, одновременно с американской GPS. Еще в 1995 году орбитальная группировка была развернута в полном составе (правда, тогда она имела лишь военное значение). Но затем исчезло финансирование и неиспользуемые спутники один за другим вышли из строя или выработали свой ресурс.
Так что реальная полная стоимость проекта в 2002–2011 годах не 140,1 млрд рублей (изначально закладывалось 23,6 млрд рублей), а гораздо выше. Могла быть еще больше, не случись локального конфликта у границ России в августе 2008 года. Во время боевых действий в Южной Осетии США селективно отключили регион от GPS. Отлучение от американской глобальной системы не стало катастрофой для российских войск лишь в силу технической отсталости. 58-я армия оказалась оснащена в основном машинами устаревших конструкций. На танках Т-62, Т-72, бронемашинах БМП-1 не стоит не то что GPS, но порой нет тепловизора, систем опознавания «свой-чужой» и даже современных прицелов. Случившееся наконец подтолкнуло руководство страны и армии к форсированию работы над ГЛОНАСС.
«Кроме военного аспекта, это стратегический инфраструктурный проект, который важен с точки зрения коммерциализации: он должен потянуть за собой развитие в различных отраслях – от микроэлектроники до логистики, – объясняет Михаил Фадеев. – Но раньше на Земле его можно было только ставить на систему мониторинга гостранспорта. Так что проникновение в Москве и Питере всего 15%, по России – 5%, тогда как для GPS в Японии и Корее – до 90%».
До последнего времени отечественный приемник вместе с аккумуляторами весил несколько килограммов. Он изготовлялся на основе электронных плат 3Ч4 см и имел большое энергопотребление. Цена – не менее $70. И даже если бы ГЛОНАСС заработал
в 2008 году, как обещал вице-премьер Сергей Иванов, он не нашел бы массового гражданского спроса. В то же время аналогичный функционал для GPS по карману и весу каждому: реализован на одной микросхеме с топологией 90 и менее нанометров
и стоит $5–7. Только в декабре 2010 года «Ситроникс» (дочка АФК «Система», задействованной в проекте на принципах ГЧП) смог продемонстрировать опытный образец на чипе 90 нанометров, разработку которого осуществила американская Qualcomm. Массовое производство начнется в 2011 году.
Так что в какой-то степени ГЛОНАСС действительно повлиял на развитие отечественной микроэлектроники. Ирония состоит в том, что мировая промышленность уже давно освоила топологию в 45–60 нанометров. В «Ситрониксе» соообщили, что такие чипы компания планирует выпускать «года через полтора». А вот что делать с остальными деталями прибора, неясно. Когда в разрабатывающем навигационное оборудование КБ «Навис» попытались наладить выпуск навигаторов, они просто не смогли найти производителя пластмассовых рамок для корпуса. Стоимость копеечная, но в России их не делают. Зато делают в Китае. Так что ГЛОНАСС стал этаким индикатором реального положения дел в некоторых отраслях экономики.

Дешевый извозчик. Указанная выше схема переноса сроков выполнения проектов справедлива для многих программ, которые выполняет Роскосмос (см. таблицу). Обычно одновременно увеличивается финансирование. В итоге общий объем бюджетных средств, необходимых для ФКП, уже вырос на 225% – с 305 млрд до 684,8 млрд рублей. По некоторым проектам финансирование производится в полном объеме и ритмично, по другим – недофинансирование. Работы по каким-то программам
и вовсе прекратились сами собой.
«Такое ощущение, что чиновники ни в правительстве, ни в Роскосмосе не стремятся выполнять программы, – рассуждает Источник № 2. – Некоторые деньги из бюджета все равно поступят». «Рос­космос превратился в коммерческую организацию, цель которой – что-то продать, – согласен Источник № 1. – Он стал «космическим извозчиком» для иностранных космонавтов и их грузов».
Для запуска ракеты, объясняют эксперты, высокие технологии не нужны. Они меняются только
в связи с естественным развитием. Например, перестала промышленность выпускать какое-то реле, значит, необходимо менять этот компонент на современный прибор. «Наиглавнейший показатель – надежность, – объясняет Источник № 2. – Не случайно у нас до сих пор летают аппараты 1950–1960-х годов: чем больше ракету пускают, тем меньше риски». Именно коммерческие запуски приносят основные средства, это направление
и развивается. В 2007 году на долю России пришлось 38% всех запусков в мире, в 2009-м – уже 41%.
В НАЦ им. М. В. Хруничева, где разрабатывают «Протоны», удовлетворенно потирают руки: портфель заказов на эти носители сформирован на несколько лет вперед и составляет порядка $2 млрд. Зато в выделении 11 млрд рублей в текущем бюджете на доводку до ума нового носителя «Ангара» отказано. Так что ориентировочно испытания намечены на 2013 год. Проект космического корабля нового поколения «Клипер» и вовсе перестали упоминать. Проектирование космодрома «Восточный», похоже, тоже остается без денег.
Удобное объяснение – США в кризис также урезали финансирование и свернули пилотируемые проекты и всю космическую программу Constellation. «Штаты могут себе это позволить, учитывая разницу с нами в развитии отрасли, – считает Источник № 2. – С другой стороны, пилотируемая космонавтика в нынешнем виде им неинтересна: американцы считают этот сегмент низкотехнологичным и низкомаржинальным. Так что речь идет об изменении стратегии. С одной стороны, технология запусков по разработанности и стоимости достигла такого уровня, что государство может «поручить» эти проекты не только частным компаниям типа Boeing или Lockheed Martin, но даже небольшим, и через несколько лет полеты возобновятся. С другой стороны, США решили увеличить активность в сегменте, где существует добавленная стоимость, они будут на российских носителях осуществлять запуск научных, навигационных и других спутников, а также развивать способы дистанционного управления аппаратами с Земли».
Иными словами, все космические державы стремятся по-разному и подешевле использовать Россию. Если США и другие страны хотят выводить готовый продукт с Байконура и иногда с Плесецка, то Индия и обе Кореи пока интересуются отечественными разгонными блоками. А Китай занят активным изучением всего советского космического опыта, чтобы освоить ряд ключевых компетенций за гораздо более короткий срок.

Без стратегии и контроля.
Сложившуюся ситуацию в космической отрасли Источник № 3 назвал емким словом «бардак»: «Деньги тратятся колоссальные, а толку – ноль. При существующем институциональном построении отрасли ничего другого быть не может. Первая основная проблема
в том, что стратегически отрасль замкнута сама на себе». В этой системе координат Роскосмос сам определяет задачи, сам распределяет деньги между программами и предприятиями, сам принимает у них работу, сам отчитывается перед государством. Внешнего контроля не предусмотрено, а ведь, когда отсутствует внутренняя конкурентная среда, он приобретает колоссальное значение. В других отраслях конкуренция стала одним из основных стимулов к развитию.
«Еще одна важнейшая проблема, которая связана с первой и приводит к отставанию, – отсутствие независимого контура стратегического управления отраслью, – добавляет Источник № 2. – Это обычная управленческая задача для обычных менеджеров». Но без политической воли к преобразованиям изнутри космическая сфера не изменится. Воли же пока не чувствуется. Поэтому госчиновники в Рос­космосе занимаются реструктурированием и консолидацией так, как их понимают. В этом месте напомним, что деятельностью агентства интересуется не только Счетная палата, но с недавних пор и Генпрокуратура.
Из-за полной подотчетности государству при отсутствии внешнего контроля средства расходуются неэффективно. «Мы решаем вкладываться в то, что может быстро дать отдачу, как ГЛОНАСС, где есть коммерческий интерес, а другие направления проседают», – отмечает Дмитрий Абзалов. При этом Счетная палата неоднократно указывала на ориентацию Роскосмоса на федеральный бюджет и отсутствие каких-либо попыток привлечь иных инвесторов: в откорректированных в 2008 году планах финансирования ФКП на 2006–2015 годы объем привлекаемых внебюджетных средств даже снижен на 4%.
Зато в США и ЕС маневренный и оперативный частный капитал привлекается к софинансированию настолько активно, что коммерческие доходы, связанные с космосом, до кризиса ежегодно увеличивались на 20%. Стоит ли говорить, что перед Роскосмосом не стоит задача формирования рынка результатов, сферы потребления? Ведь это не его сфера деятельности. Однако и другие субъекты отношений этим не занимаются.
В череде системных проблем космической отрасли также низкая производственно-технологическая дисциплина на предприятиях, разрыв произ­вод­ст­вен­но-технологических цепочек, дефицит молодых профессиональных кадров. Во всяком случае, именно поэтому упали спутники ГЛОНАСС, и не только они. Так, официальные причины многолетних неудач с запуском баллистической ракеты «Булава» – некачественные материалы, нарушение технологии производства и ненадлежащий контроль за качеством.
«В общем, ничего уникального, чего не было бы в других отраслях, – говорит Источник № 2. – Но стоит задуматься, почему именно космическая промышленность до сих пор осталась островком всего старого. Может, потому, что в настоящем у нас нет достойных событий, а все достижения остались
в прошлом?»

Как возрастает финансирование проектов Роскосмоса

Назначение

Первоначальная стоимость программы, млн руб.

Финансирование 2006–2008 годов, млн руб.

Сроки исполнения

Увеличенная стоимость программы, млн руб.

Перенос сроков

ОКР «Гонец-М»

Система персональной спутниковой связи

н/д

437,9

2009

937,0

ОКР «Метеор-3М»

Дистанционное зондирование Земли (гидрометеорология)

4804

5566,5

6991,9

ОКР «Электро»

Дистанционное зондирование Земли (гидрометеорология)

2305

6411,1

2011

ОКР «Канопус-В»

Дистанционное зондирование Земли (оперативный мониторинг техногенных и природных ЧС и космической системы)

8544

1620,6

2007, 2009

н.д.

2010, 2011

ОКР «Аркон-2»

Дистанционное зондирование Земли (радиолокационные наблюдения)

2325

144,0

2008, 2011

6525,0

2011, 2015

ОКР «Ресурс-П»

Дистанционное зондирование Земли (оптико-электронный космический комплекс исследования природных ресурсов Земли и космической системы)

3079

1130,3

7598,8

2013

ОКР «Прием»

Перспективный многофункциональный комплекс и центры наземных средств приема, регистрации информации дистанционного зондирования Земли

1055

159,5

2065,5

2015

КА «Коронас-Фотон»

Исследования солнечной активности

576

567,2

2007

1109,2

1/30/2009

КА «Спектр-Р»

Создание космических обсерваторий для наблюдения астрофизических объектов в различных диапазонах спектра электромагнитного излучения

1412

1298,4

2007

3097,0

2009*

Ракетно-космический комплекс тяжелого класса «Ангара»

Создание перспективных средств выведения КА

1730

1002,7

2205,5

2015

ОКР «Русь»**

Создание перспективных средств выведения КА

1570

1763,7

2008

2023,7

2010

* Перенесен на 2012 год. ** Глубокая модернизация «Союза». ОКР – опытно-конструкторские работы. КА – космический аппарат.

Источник: Счетная палата, 2009

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Ваша персональная подборка

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме