Вероника Коцоева: «Не получится стать успешным предпринимателем только благодаря MBA»

101
Интервью. Директор программы MBA ИБДА АНХ Вероника Коцоева рассказала «Ф.», какой путь выбирают для себя выпускники MBA и многие ли из них после этого готовы начать свой бизнес.

Вероника, слушатели часто идут на MBA с прицелом на свое дело? Вообще, можно ли считать такое образование ступенью к собственному бизнесу?
– Надо понимать: есть разные категории слушателей. Часто человек начинает свой бизнес или хочет его начать, но при этом еще не расстался с наемной работой. То есть занимается этим параллельно, не рискуя оторваться от привычной работы, от гарантированного дохода. Вторая категория – люди с небольшим бизнесом, который более-менее успешно развивается. Но они понимают, что для существенного рывка знаний не хватает. Надо двигаться, но куда – не знают. Не хватает широты знаний, стратегического видения, можно сказать, масштабности видения. У нас есть специализация «Предпринимательство и управление компанией», которая как раз была открыта в ответ на пожелания таких слушателей. К нам приходили люди и говорили: наемный труд надоел, неинтересен, хотя и устраивает в денежном отношении. Хочется начать свое дело, но как подступиться – непонятно. Или если собственный бизнес уже есть, то хотят понять перспективы и направления возможного рос­та и развития компании.
На ваш взгляд, много выпускников MBA начинают свое дело?
– Достоверной статистики на этот счет нет. Отследить последующую судьбу выпускников вообще проблематично: люди заканчивают учебу и погружаются в свою основную деятельность. Хотя у нас действует Ассоциация выпускников и поддерживается постоянный контакт с выпускниками всех наших программ, не все и не всегда сообщают об изменениях в карьере. Плюс надо понимать, что статистика у каждой школы разная, MBA сегодня дается разного уровня. Где-то изначально формируется группа слушателей более молодого возраста с меньшим опытом работы, настроенных на карьеру наемных менеджеров, где-то – наоборот. Даже в одной школе по программам Executive MBA и классической МВА статистика будет разной. Потому что EMBA изначально адресована собственникам и топ-менеджерам среднего и крупного бизнеса, а классическая MBA ориентирована на средний менеджмент и собственников небольших компаний. Иногда, кстати сказать, нежелание рассказывать связано с тем, что человек еще не расстался окончательно с наемной работой и ведет свой бизнес параллельно с ней.
Соответственно, статистики того, повышает ли MBA выживаемость бизнеса, тоже нет?
– Качество образования зависит и от прошлого опыта слушателя: если он у тебя есть, то учиться гораздо интереснее и полезнее, поскольку через него можно «пропустить» полученную теорию. А если опыта нет, то не получится стать успешным предпринимателем только благодаря MBA.
А если опыт есть?
– Конечно, MBA помогает повысить свою управленческую эффективность. Ведь у человека появляется возможность не только получить новые знания от профессионалов-преподавателей и по-новому взглянуть на свой бизнес, но и обсудить дела с коллегами-слушателями, поделиться опытом. Такой своеобразный «дружеский консалтинг»: возможность обсудить свои управленческие проблемы с единомышленниками, имеющими схожий управленческий опыт. При этом после окончания учебы эти связи не прерываются. Как правило, и дипломы пишутся как реальные бизнес-проекты, которые потом реализуются.
Какие направления бизнеса, как правило, выбирают для себя слушатели MBA?
– Чаще всего люди остаются в той же сфере, где они работали. Новая область, специфики которой они не знают, для них менее понятна, а соответственно, не так привлекательна. Хотя, конечно, многие выпускники говорят: окончили программу и поняли, что теперь могут начать почти любой бизнес. Но первый свой бизнес, как правило, предпочитают начинать в той области, которая им ближе.
По статистике, среди начинающих предпринимателей довольно высокий процент женщин. Распространяется ли это на тех, кто хочет начать свое дело после MBA?
– Среди слушателей MBA в среднем 35% женщин и 65% мужчин. Думаю, что у начинающих свой бизнес аналогичная статистика.
У вас в практике были случаи, когда после получения MBA человек, напротив, отказывался от идеи развивать свой бизнес?
– Встречались. Человек с дипломом MBA начинает осознавать, что может руководить крупными проектами. А свой бизнес в большинстве случаев приходится растить из малого, и это малое уже становится неинтересно. Но в то же время MBA дает понимание, на что ты способен, какие возможности перед тобой раскрыты. Человек получает большую уверенность в себе, начинает масштабнее мыслить. Он приобретает стратегическое мышление или понимание того, что надо делать сегодня, чтобы оказаться завтра там, где ты хочешь быть. В конечном счете, все зависит от человека. Возможно, MBA лишь помогает принять верное решение.
Какую-то роль могут сыграть и контакты. Очень часто топ-менеджеры и собственники бизнеса выбирают себе сотрудников из числа слушателей. И если такому студенту поступило интересное предложение, то он вполне может поменять свои планы. Случаи, когда слушатели переходят в компании своих сокурсников, нередки. Один из наших выпускников – владелец бизнеса – пригласил на топовые позиции в свою компанию трех своих сокурсников.
Лично вам какой ученик интереснее – топ-менеджер или собственник бизнеса?
– Тот, который больше заинтересован в обучении, готов к серьезной работе, независимо от того, наемный он менеджер или собственник. По-моему, один из признаков профессионализма – уверенность, что тебе есть куда расти. И когда человек приходит с таким настроением, он и максимально берет от программы, и ему интересно учиться, и понимает, что даже в его профессиональной области можно увидеть, узнать и понять что-то новое.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль