Андрей Голиков: «Вводим стоп-тарифы для людей, которым опасно заходить на фондовый рынок»

162
Интервью. Сбербанк в отличие от брокерских компаний не будет заманивать на биржи неопытных граждан любой ценой, пообещал «Ф.» его вице-президент Андрей Голиков, занимающий также пост сопредседателя совета НФА.

Андрей Федорович, облигации Белоруссии могли стать первыми иностранными корпоративными бумагами, размещенными в России. Почему сделка сорвалась?
– Ими заинтересовался достаточно широкий круг инвесторов. Потому что, с одной стороны, Белоруссия – близкий сосед нашей страны, изначально понятный российским покупателям. С другой – многие познакомились с этим эмитентом раньше, когда мы размещали его еврооблигации. Порядка 30 заявок на евробонды поступило от инвесторов из России, они приобрели свыше 20% выпуска. На встречу с эмитентом на ММВБ пришли больше 60 человек, многие запрашивали проспект эмиссии. Общий спрос на дебютные облигации превысил предложение и составил 9,95 млрд рублей. В ходе формирования книги организаторам удалось снизить ожидания участников по доходности до 8,75%. В связи с негативным настроением, сложившимся на мировых рынках в тот момент, эмитент решил, что ему целесообразно отменить размещение, дождаться более благоприятного времени и, как следствие, более привлекательной для себя ставки купона. Несмотря на то, что Белоруссия объявила о переносе сделки на неопределенный срок, мы считаем, что сейчас созданы все условия для успешного размещения этих ценных бумаг.
Трудно было готовить документацию для займа Белоруссии?
– Притом, что власти заинтересованы в формировании рынка иностранных бумаг внутри России, допуск любого такого инструмента на ММВБ – это не абстрактное создание международного финансового центра, а титаническая конкретная работа. Мы консультировались с Минфином по внесению налоговых поправок, с ФСФР подготовили широкий круг изменений в законодательство о ценных бумагах. Занимались этим с начала 2010 года, после получения от Белоруссии мандата. Сбербанк взял на себя роль координатора и основного эксперта в проекте.
Что должно произойти, чтобы на российские биржи начали выходить и другие иностранные эмитенты облигаций?
– С точки зрения экономической разумности, Россия – одна из самых привлекательных для них площадок. Рублевые заимствования дешевле, чем долларовые через сопоставление кривых доходности. Но при этом любому эмитенту нужны простые и прозрачные процедуры и максимальная лояльность. Не каждый согласится ждать возможности для совершения сделки девять месяцев, как получилось с Белоруссией. У нас есть заявки от других иностранных заемщиков, в том числе от компаний из дальнего зарубежья. Проблема в том, что каждое размещение нужно готовить в ручном режиме. То есть, когда мы выведем на рынок первого корпоративного эмитента, теоретически за ним смогут последовать и другие иностранные компании. Хотя опять-таки «рецепт» не получается универсальным, поскольку многое зависит от страны регистрации заемщика и нормативной базы внутри этой страны. На российском рынке не созданы столь же универсальные инструменты, как еврооблигации – всем понятные, прозрачные по срокам размещения и кругу инвесторов. Но сама эта тема перспективная, и мы будем работать вместе с регуляторами над новыми проектами.
Как вы относитесь к такому институту, как ОФБУ?
– Вокруг ОФБУ было сломано много копий несколько лет назад. Участники рынка уже устали ждать, когда будет доработана нормативная база и появится возможность нормального развития этого рынка. В сегодняшней конструкции фонды банковского управления, скорее, забытая песня. Почти все банки выходят в сектор коллективных инвестиций через создание дочерних управляющих компаний и запуск паевых фондов.
Расскажите о проекте Сбербанка по созданию ПИФов. Сколько отделений будут заниматься продажами паев?
– Наша управляющая компания 10 декабря вывела на рынок первые фонды. Мы выбрали для них стратегии, которые проще всего маркетировать на первом этапе, поскольку они понятны широкому кругу инвесторов. Это ПИФы акций, облигаций и смешанных инвестиций. В продажах будет задействовано чуть более 200 точек по всей России, в которых есть консультанты с достаточной подготовкой. Поскольку сам по себе продукт непростой, мы чувствуем социальную ответственность и хотим продавать его только в тех отделениях, где ритейловый инвестор сможет получить квалифицированную консультацию и сделать сознательный выбор.
Привлекать на фондовый рынок население, учитывая его не очень высокую финансовую грамотность, – это социально ответственно?
– Многие люди, выходя на фондовый рынок, действительно не понимают всех рисков, с которыми они столкнутся. Но, к сожалению, мы сейчас находимся перед фактом, что другие финансовые структуры, в первую очередь брокерские компании, не задумываются над подобными вопросами. Они массово привлекают население – организовывают бесплатные семинары, подключают к системам интернет-торговли, заманивают очень низкими комиссиями. Как нам кажется, в среднесрочной перспективе все это может нанести ущерб российскому рынку, особенно в случае его неблагоприятной динамики. Мы у себя разработали достаточно широкую программу повышения финансовой грамотности как для сотрудников, которые будут продавать инвестиционные продукты через сеть Сбербанка, так и для обычных слушателей. С одной стороны, мы хотели бы познакомить население с первичными основами инвестиций, с другой – вводим стоп-тарифы для людей, которым особенно опасно заходить на фондовый рынок. Стоимость входного билета должна быть ощутимой: где-то за счет первоначального взноса, где-то за счет комиссии или, например, платы за подключение к интернет-торговле. Граждане, у которых последние 10 тыс. руб­лей в кармане, скорее всего, не будут через нас проводить такие операции.
Каковы планы Сбербанка по развитию брокерского бизнеса?
– Мы хотим предоставить доступ к рынку ценных бумаг сознательному и грамотному населению, которое сейчас торгует на биржах через брокерские компании, притом, что все остальные финансовые продукты Сбербанком уже предлагаются. То есть наша задача – дать клиенту полный сервис. Мы внедряем современные продукты в брокерском обслуживании, и если три года назад наша база состояла в основном из тех частных лиц, которые крайне редко совершают операции с ценными бумагами, то теперь стремительно растет доля активных клиентов. У нас открыто 180 тыс. брокерских счетов, свыше 10 тыс. человек подключено к системе интернет-торговли. В начале 2011 года в продуктовой линейке банка появятся маржинальная торговля и срочный рынок.
Почему уменьшилось количество счетов клиентов Сбербанка на ММВБ?
– Мы сознательно проводим работу по закрытию «мертвых» брокерских счетов. Видим счета, по которым много лет не проводится никаких операций, связываемся с такими клиентами и предлагаем их закрыть.
Поддерживаете ли вы идею консолидации российской биржевой инфраструктуры?
– Консолидация инфраструктуры, особенно биржевой, никому еще не мешала. Главное – не потерять тех преимуществ, которые дает конкурентный рынок. Все-таки соперничество между двумя площадками заставляет их снижать собственные затраты, сокращать комиссии для участников, бороться за клиентов. Однако многим участникам рынка неудобно какие-то операции проводить на одной бирже, а какие-то – на другой. Кроме того, по отдельности капитализации ММВБ и РТС недостаточно для создания новых сложных продуктов. Именно поэтому серьезные западные игроки неохотно открывают лимиты на заключение сделок через российские площадки. То есть в целом консолидация – наверное, благо для рынка, но важно, чтобы она не убила конкуренцию.
Вы считаете, что реально сохранить конкуренцию внутри объединенной биржи?
– Задачу можно решить разными способами, в том числе за счет правильного выстраивания акционеров консолидированной площадки. Среди них должны быть адекватно представлены и стратегические инвесторы, и пользователи торговой системы. Только тогда будут учитываться интересы всех сторон.
Важно ли, чтобы Банк России оставался акционером ММВБ?
– Думаю, что если говорить о совсем длинной стратегии, то ЦБ вполне может выйти из числа акционеров. Но биржа к тому моменту должна иметь открытую структуру собственности, ее акции должны обращаться на рынке и иметь прозрачную цену. В таком случае выход любого крупного акционера будет максимально понятен рынку.
Почему Сбербанк не использует новые режимы торгов ММВБ, например репо с центральным контрагентом?
– Как нам кажется, со стороны ММВБ не было проведено адекватной работы с рынком при запуске этого проекта. Мы сразу говорили, что в нем изначально зашиты существенные неудобства для участников торгов. На самом деле Сбербанк – один из немногих, кто всегда поддерживал режимы ММВБ+. Мы подсказывали, что нужно изменить, и более того – в течение очень долгого времени выставляли двусторонние котировки. Но, к сожалению, со стороны других участников рынка, и это во многом справедливо, адекватного интереса не увидели. Сейчас биржа вместе с банками и инвесткомпаниями проводит работу над ошибками. Надеюсь, что скоро проект обретет второе дыхание.
Целесообразно ли ввести для участников фондового рынка обязательное членство в саморегулируемых организациях?
– Я сторонник эволюционных изменений, а не революционных. За последние несколько лет обе СРО – НФА и НАУФОР – показали свою эффективность: активно лоббировали интересы профучастников, работали над изменением законодательства, способствовали повышению прозрачности рынка. Но еще есть то, что требует улучшений внутри обеих ассоциаций. Сбербанк в рамках этих СРО участвует в создании стандартов деятельности на фондовом рынке. Мне кажется, что, когда задача будет решена, можно будет ставить вопрос о соблюдении всех процедур каждым профучастником. А пока не задано понятных и прозрачных стандаров, наверное, рано требовать обязательного членства в ассоциациях.
Если эти стандарты должны быть едиными, то логичным выглядит объединение НФА и НАУФОР?
– Ассоциации имеют свою специфику, рассчитаны на немного разный круг профучастников. Хотя некоторые банки и инвесткомпании входят в обе организации, потому что видят добавленную стоимость в работе каждой из них. Сбербанк тоже состоит из обеих. Мы стараемся координировать их деятельность так, чтобы она не дублировалась.
В январе НФА исполняется 15 лет. Какое самое большое ее достижение за все это время?
– Такой срок существования – само по себе значительное достижение. Количество членов ассоциации увеличивается, в ней представлены почти все ведущие банки, за ними потянулся и более широкий круг профучастников. Я хотел бы поздравить НФА и пожелать ей успехов в нынешний переломный момент: внимание к рынку ценных бумаг, в том числе со стороны властей, возрастает, и важно усилить тот динамизм, который всегда присутствовал в ее деятельности.
Будучи сопредседателем совета НФА, какие задачи вы считаете приоритетными?
– Один из ключевых проектов – разработка стандартов рынка репо, который бурно развивается в последнее время. Появление стандартов привлечет на него еще более широкий круг участников и защитит их интересы. Серьезная работа связана с формированием рейтинговых услуг для широкого круга компаний, особенно средней и малой капитализации. Важным проектом НФА является создание ценового центра для малоликвидных ценных бумаг. Сегодня ряд инвесторов не идут на российский рынок именно потому, что им трудно объясняться с налоговой инспекцией и с бухгалтерскими службами, по каким правилам учитывать такого рода активы. Мы хотим предложить в следующем году прозрачный механизм определения цен даже по некотируемым акциям и облигациям. В числе других проектов – развитие кредитования ценными бумагами.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль