Конец самолечения

86
Регулирование. В 2014 году в России начнет внедряться система лекарственного страхования, которая позволит компенсировать затраты на препараты. В случае ее запуска эксперты прогнозируют увеличение рынка на 30–40%.

В ноябре ВЦИОМ опубликовал результаты исследования, одной из целей которого было изучение уровня доступности лекарств для жителей России. Оказалось, что, несмотря на существование минимум трех программ бюджетного финансирования, покупки лекарственных средств и 110 млрд рублей, потраченных государством на приобретение препаратов в 2009 году, подавляющее большинство россиян (88%) приобретают их на собственные деньги. При этом для трех из четырех респондентов подобные расходы ощутимы для бюджета: 58% оценили их как существенные, а 19% сообщили, что им вовсе не хватает денег на покупку необходимых лекарств (среди постоянных потребителей медикаментов доля таких респондентов достигает 30%). Без труда позволить себе приобретение лекарственных препаратов могут лишь 22% их потребителей.

Изобретение колеса. Дороговизна лекарств относительно доходов их потребителей объясняет тот факт, что потребление медикаментов в России находится на низком уровне, уверяют эксперты фармотрасли. По данным DSM Group, в Америке подушевой объем потребления лекарств составляет $704, в Японии – $622, в Великобритании – $223, в России – лишь $82 в год. Конечно, сами по себе эти цифры мало что значат. Но гораздо больше говорит напрямую связанный с ними показатель средней продолжительности жизни. По данным Минздравсоцразвития, от рождения до смерти в России проходит примерно 65 лет, что является самым низким показателем в Европе.
Сложно представить, что до последнего времени чиновники не задумывались о том, чтобы сделать лекарства доступнее, тем более что способ решения проблемы лежал на поверхности. Программы лекарственного страхования или возмещения успешно действуют во многих странах мира десятилетиями. Вероятно, до определенного момента плюсы системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) казались государственным мужам весомее. Как бы там ни было, только в 2008-м на совещании в Курске премьер-министр Владимир Путин анонсировал введение лекарственного страхования к 2010 году. Запуску проекта препятствовали несколько моментов, но главные из них – отсутствие достаточного финансирования и закон «Об обязательном медицинском страховании». Документ создавался, когда о применении лекарственного страхования в России мало кто всерьез задумывался. Поэтому возможность интеграции возмещения в действующее законодательство была крайне низкой. В середине ноября появилась новая редакция закона, теперь у чиновников есть правовая база для воплощения задуманного несколько лет назад.
Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова уже говорила, как может выглядеть начальный этап реализации замысла. С 2012 года Минздрав планирует прямо возмещать аптекам стоимость льготных лекарств в ряде пилотных регионов. Таким образом, от существующего механизма предполагается отказаться. Сейчас Минздрав направляет субсидии в бюджеты регионов, после чего местные власти, добавив часть необходимых денег, перечисляют их в аптеки системы ДЛО. Новая схема может стать промежуточным звеном между существующей системой и лекарственным страхованием.
По наблюдениям директора по корпоративным связям и работе с государственными органами «АстраЗенека Россия» Юрия Мочалина, страны Евросоюза и США возмещают своим больным затраты на лекарственное обеспечение в той или иной форме уже на протяжении долгих лет. Но нигде государство, по его словам, полностью не покрывает расходы на страховку. «Например, в некоторых странах существуют фиксированные цены на отдельный список препаратов. Их оплачивает государство. Компания-производитель может повысить цену на свой препарат из этого списка, но тогда он перестанет пользоваться спросом – разницу пациенту придется оплачивать из своего кармана, – пояснил Юрий Мочалин. Ирина Гущина, представитель российского офиса Pfizer, приводит в качестве примера страны с успешно работающей системой лекарственного возмещения Германию, где застрахованным пациентам компенсируется до 80% стоимости лекарств.

«Возмещатель стоимости». Введение лекарственного страхования серьезно повысит привлекательность фармрынка для международных корпораций. По оценке директора аналитической компании Cegedim в России Давида Мелик-Гусейнова, в долгосрочной перспективе лекарственное страхование увеличит оборот российского рынка на 30–40% (в случае, если государство возьмет на себя обязательство покрывать 100% расходов на лекарства, включенные в программу). Скорее всего, Минэкономразвития учло эффект введения программы вместе с эффектом от стимулирования локального производства в опубликованном в ноябре прогнозе социально-экономического развития на 2012–2013 годы. Согласно умеренно-оптимистичному сценарию, производство лекарственных средств к 2013 году вырастет почти в 2 раза (по всей видимости, в натуральном выражении, поскольку далее в документе речь идет об ампулах, упаковках) по сравнению с 2009 годом.
По прогнозам экспертов, помимо вопроса доступности, лекарственное страхование должно разрешить еще один важный момент – систематизировать и формализовать процедуру выписки рецепта врачом. Николай Беспалов из «Фармэксперта» считает, что это, в свою очередь, должно сократить объемы самолечения, ведь в таком случае за лекарства придется платить из своего кармана, а в результате улучшит ситуацию в системе здравоохранения в целом.
Впрочем, участники фармрынка видят не только радужные последствия. «В рамках программы лекарственного страхования государство как крупный закупщик (или «возмещатель стоимости» – «Ф.») гарантирует нам стабильность продаж и развития бизнеса. Оно выступает основным плательщиком и рассчитывает на большие скидки при заключении долгосрочных коммерческих контрактов. Это влечет за собой серьезный ценовой прессинг и является общемировой тенденцией. Как следствие, на всех мировых рынках наблюдается уклон в развитие рынка дженериков», – рассуждает Юрий Мочалин. Правда, в текущей ситуации пациенты переплачивают за брэндированные дженерики (препараты-копии, чье качество гарантирует компания-производитель), по сути, финансируя затраты фармкомпаний на рекламу. Логично, если государство эти затраты оплачивать не будет.

Профессиональная каша. Не исключено, что система заработает не сразу. Так было, например, с дополнительным лекарственным обеспечением (ДЛО). «Первые годы введения дополнительного ДЛО ситуация была напряженной. Люди паниковали, подолгу занимали очереди за лекарствами, кое-где дело доходило до драки. Стабильно система работает только последний год», – говорит управляющий аптечными сетями «Новая аптека», «Здравница» и «Сто дорог» Евгений Богданов.
«Любой ли врач в любом лечебно-профи­лак­ти­ческом учреждении может выписать любому пациенту любое лекарство?» – задается вопросом глава Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. Пояснить эти моменты чиновники должны в самое ближайшее время. Кроме того, непонятно, в какой мере государство будет возмещать расходы граждан на лечение. По словам Виктора Дмитриева, чтобы система лекарственного страхования заработала, для начала необходимо разобраться с тем, какие именно препараты будут возмещаться. «За последние годы было создано много самых разных списков и перечней. Нужно привести их к единому знаменателю. У нас, специалистов, порой такая каша в голове. Мы иногда не знаем, какой из них и зачем, что же говорить об обывателях», – говорит руководитель АРФП. Николай Беспалов прогнозирует, что на первых этапах в качестве базового может быть использован список ЖНВЛС. «Но, с точки зрения доступности лекарственной помощи для населения, было бы правильнее, чтобы система распространялась на весь перечень рецептурных лекарственных препаратов», – добавляет он.
Важный момент, который предстоит утвердить в течение года – разработка и выполнение стандартов оказания медицинской помощи. На основании этих стандартов должны формироваться механизмы страхового возмещения стоимости лекарственной и медицинской помощи.
Пока не очевидно, что станет источником финансирования программы. По оценке экспертов, реализация схемы обойдется государству в несколько десятков дополнительных миллиардов рублей в год.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль